Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:25, реферат
Устойчивое развитие страны, создание эффективной экономики и равноправие в торговле с учетом национальных интересов при сохранении здоровой конкуренции - вот основные направления, поддерживаемые ВТО ее заинтересованными членами. Это же привлекает в ее ряды новых членов, которые видят в ВТО не столько механизм глобализации экономики, сколько «поле» корпоративного взаимовыгодного, но регламентированного, взаимодействия в условиях становления либерального мирового рынка. К середине 2003 г. членами ВТО были 146 стран. Россия ищет свои пути присоединения к ВТО, ведет постоянные переговоры по созданию определенных условий для страны, чья экономика находится в «переходном» состоянии, имеет «сырьевой» дисбаланс и не всегда может адекватно реагировать на открытие внутренних рынков, международные тарифы, стандарты, регулирование режима торго
-формирование более патогенных форм микроорганизмов, в т.ч. вирусов и бактерий за счет рекомбинации РНК ГМ-растений и РНК микроорганизмов;
-потенциальная возможность неконтролируемых мутаций в ГМО и восстановление за счет мутагенеза патогенности вирусного генома;
-потенциальный риск приобретения новых свойств патогенных микроорганизмов у трансгенных растений менять переносчиков или изменять тип переноса;
-отсюда шаг к внедрению в природные очаги болезней растений и животных и даже возможности формирования новых форм природно-очаговых заболеваний;
-потенциальная угроза получить в результате внедрения ГМ-культур активизацию диких форм патогенных микроорганизмов и расширения ими круга хозяев;
-синергизм, вызванный воздействием совместно развивающихся микроорганизмов в трансгенных растениях с заданным свойством устойчивости, например, к вирусам и бактериям; это приводит к усилению патогенности инфекций;
-обсуждаемые пока в СМИ (а не в научной литературе) последствия использования ГМ-кормов и ГМ-БАД (биологически активных добавок) в птицеводстве и животноводстве, приводящие к развитию ожирения в следующих поколениях потребителей мясной продукции (мяса бройлеров, свинины и говядины) в США;
-наличие аллергенов у ГМ сои и продуктов, приготовленных на ее основе, в т.ч. молочных, используемых в качестве добавки к детскому питанию и т.д.
К сожалению, позитивные
аргументы используются скорее в политических
и коммерческих целях и новые партнеры
по ВТО рассматриваются для перспективного
приращения рынка, а не как равноправные
партнеры для совместных действий в отношении
снижения риска возможных экологических
последствий. К этому следует добавить,
что в Отчете по исследованию безопасности
генетически модифицированных организмов,
подготовленному по заказу ЕС (81 независимый
эксперимент, проведенный 400 научными
группами в течение 15 лет), не подтверждено
наличие какой-либо опасности ГМО по сравнению
с традиционными культурами. Показано,
что технологии, контроль и испытания
ГМО делают их более безопасными по сравнению
с другой агропродукцией.
По нашему мнению, имеются несколько серьезных направлений деятельности, которые могли бы снизить эффект негативных последствий в отношении ГМО при вступлении России в ВТО;
Для предотвращения
нерегламентированного продвижения ГМ-культур,
ГМ-продуктов и ГМ-БАД на российские рынки нужна
быстрая и эффективная ревизия нормативно-правовой
базы по охране интеллектуальной собственности.
Для снижения риска потребления ГМ-продуктов для здоровья населения требуется расширить национальную испытательную, исследовательскую и аналитическую базу в изучении ГМО.
Для формирования адекватной реакции на возможное широкомасштабное распространение ГМ-продукции необходимо внедрение элементарных знаний о природе ГМО в рамках среднего, специального, высшего и непрерывного образования, а также достоверной информации о ГМО в СМИ.
Для предотвращения
негативных последствий для сельскохозяйственного
биоразнообразия необходимо совершенствование
корпоративного контроля за исследованиями
в области сельскохозяйственных ГМО и
их фрагментов, биобезопасностью трансгенных
сортов, размещением опытных испытательных
полей.
Для предотвращения
возможных негативных последствий для
природного биоразнообразия необходимо
расширить исследования и превентивные
меры в этой области, особенно в отношении
«генетического загрязнения» природной
флоры.
Несмотря
на феноменальные успехи биотехнологии
и ее перспективы в отношении развития
аграрного, продовольственного, а, возможно,
и фармацевтического секторов, внедрение
ГМО, особенно в сельское хозяйство России,
все же на данном этапе правильнее проводить
там, где невозможны альтернативные пути
развития, основанные на экологизация
и биологизации аграрного производства.
Перспективы
участия иностранных
экспертов и операторов
в оказании услуг
в области охраны
окружающей среды.
В России эффективные механизмы финансовой поддержки охраны окружающей среды не развиты:
-бюджетное целевое финансирование охраны окружающей среды находится на низком уровне, что позволяет говорить об отсутствии государственного интереса к этой сфере;
-лидерство в финансировании природоохранных мероприятий в регионах перешло в руки хозяйствующих субъектов, чьи бюджеты на экологические нужды превосходят государственные затраты;
-ценность природных ресурсов и «экосистемных услуг» не представлена в национальных счетах, не отражена в макроэкономических показателях развития страны; отсюда - ложное представление о параметрах экономического роста страны, не включающих экологические издержки и потери ресурсного потенциала;
-нет эффективных финансовых механизмов, обеспечивающих выявление, трансфер и аккумуляцию в специальных фондах и включение в их бюджеты средств от экологического ущерба, а также платежей за биоресурсы и «экосистемные услуги»;
-в отсутствии реальных финансовых механизмов региональные системы особо охраняемых природных территорий и программы охраны природы оказываются вне поля внимания региональных и местных финансовых структур, в т. ч. региональных фондов, экологически ориентированного бизнеса и пр.;
-иностранная финансовая
поддержка охраны природы в стране не
всегда эффективна, реальные поступления
по линии международных расчетов незначительные.
Вступление России в ВТО по определению должно открыть для других стран богатый рынок «услуг, связанных с охраной окружающей среды». Для того, чтобы понять, насколько велик этот рынок, достаточно представить объем природоохранных работ в нефте- и газодобывающих отраслях, в горно-добывающей промышленности, в ЖКХ, в области оценки воздействия на окружающую среду, экологического аудита, эколого-экономической оценки и экологического проектирования, экологического консалтинга и пр.
Отметим, что еще десять лет назад даже в Москве работали единицы консалтинговых и технологических компаний, оказывающих услуги в области охраны природы. К 2002 г. их уже было более ста и они активно участвовали в освоении рынка экологических услуг, в т. ч. участвовали в многочисленных тендерах на проведение природоохранных работ.
Особенно значителен
объем экологических услуг со
стороны иностранных
В переговорном процессе по условиям вступления России в ВТО неоднократно поднимался вопрос о доступе иностранных операторов к услугам, связанным с охраной окружающей среды и с оценкой и сохранением биоразнообразия. Позиции России здесь свидетельствуют о различиях в подходах к открытию этого рынка экологических услуг в охране окружающей среды (т. н. «коричневая» сфера) и в охране живой природы и использования биоресурсов (т. н. «зеленая» сфера). Так, на наш взгляд, для России актуален доступ иностранных операторов в следующих секторах услуг:
-сбор воды, ее очистка и подача по магистральным трубопроводам, мониторинг;
-услуги по канализации, включая, очистку, слив сточных вод, мониторинг;
-услуги по удалению отходов, включая их сбор, очистку, удаление;
-услуги по санитарной обработке, по уборке улиц, снега, льда и пр.;
-услуги по защите атмосферного воздуха и климата;
-услуги по восстановлению загрязненных почв и водоемов, ликвидация аварий, реабилитация и рекультивация земель и водоемов;
-услуги по борьбе с шумами, в т. ч. мониторинг;
-оценка воздействия
на окружающую среду, экологический аудит
и консалтинг.
По выше
перечисленным формам услуг ограничений
для доступа иностранных операторов на
рынок в связи с вступлением России в ВТО
немного, и они касаются тех случаев, когда
коммерческое присутствие на данный рынок
услуг допускается только в форме юридического
лица Российской Федерации.
Другая ситуация
с услугами по защите биоразнообразия
и ландшафтов. Здесь речь идет о комплексе
услуг: охрана экосистем суши, водоемов
и прибрежных земель, флоры, фауны и среды
их обитания, оценка последствий стихийных
бедствий для живой природы, исследовательские
и экспертные работы по парниковому эффекту,
воздействию изменений климата на экосистемы,
услуги по охране ландшафтов, сохранению
биоразнообразия и устойчивому использованию
биоресурсов в сфере сельского, охотничьего
и лесного хозяйств.
В отношении доступа иностранных операторов на российский рынок перечисленных выше услуг какого-либо законодательного ограничения пока не существует. В то же время в Российской Федерации только на государственные органы возложены функции охраны особо охраняемых природных территорий и объектов, а также охрана и использование биоресурсов, включая лесные, охотничьи и рыбные. Нормативно утвержденный перечень услуг, которые могут оказываться частными операторами, имеющими эксклюзивные права на их предоставление в области оценки и сохранения биоразнообразия в Российской Федерации, отсутствует. Также отсутствует и перечень услуг в этом секторе, тарифы на которые регулируются государством. Открыт российский рынок консультативных и менеджерских услуг в рассматриваемом секторе для иностранных операторов, если в рамках соответствующего тендера или технического задания не оговорено наличие гражданства России и пр.
За последнее
десятилетие тысячи иностранных
экспертов-экологов, консультантов
и менеджеров активно работали по
реализации международных экологических
проектов и грантов, выделенных России
для поддержки ее особо охраняемых
природных территорий, сохранения редких
видов, развития экологического образования
и пр. Десятки консалтинговых компаний
и представительств международных
природоохранных организаций
Поэтому,
накопленный позитивный опыт в данном
секторе окажется полезным и сделает менее
болезненным некоторые возможные издержки
освоения рынка экологических услуг иностранными
операторами, несомненно, более конкурентоспособными
в «коричневых» секторах охраны среды
и настроенных на корпоративное сотрудничество
в «зеленых» секторах.
Некоторые
рекомендации по снижению
возможных негативных
экологических последствий
вступления России в
ВТО
Надо быть
готовым к тому, что в ВТО никаких новых
правил и соглашений в отношении окружающей
среды в ближайшее время не будет. Основная
часть переговорного процесса, касающаяся
этих вопросов, будет проходить в рамках
переговоров по тарифной, инвестиционной,
аграрной политики, деятельности иностранных
операторов на рынке услуг, связям ВТО
с другими международными организациями
и общественностью. Сложилось так, что
Россия, занятая решением задач переходного
периода, пропустила «виток» (цикл) мирового
экономического развития, ориентированного
на высокотехнологичные отрасли, и может
с вступлением в ВТО усугубить недостатки
макроэкономики, влияющие на экологическую
ситуацию в стране (например, дисбаланс
развития наукоемких, технологичных и
добывающих, эколого-опасных отраслей). Для
страны с неэффективной и природоемкой
экономикой и секторальной политикой,
особенно в энергетике, сельском и лесном
хозяйствах, незавершенными земельной
и административной реформами, «быстрое»
вступление в ВТО чревато «окончательной»
фиксацией природно-ресурсного характера
экспорта, высокой энерго- и ресурсоемкости
производства, а, следовательно, ростом
экологических издержек. Снижению негативных
экологических последствий будут содействовать
превентивные действия в экономике по
защите и поддержке отечественной промышленности
и аграрного производства. Чтобы не было
иллюзии «экономического роста» в России
при либерализации рынка важно включить
в систему макроэкономических показателей
развития показатели экологических издержек
и истинных (внутренних) сбережений (в
% от ВВП), которые уже сейчас у России отрицательные.
Приведем некоторые частные рекомендации
по снижению остроты части возможных экологических
последствий при вступлении России в ВТО.
Необходимо
в срочном порядке подготовить «Национальную
оценку экологических последствий» вступления
России в ВТО и разработать План действий
в данной области.
Продолжить
действия по совершенствованию законодательства
страны в соответствии требованиями ВТО.