Экологические последствия вступления России во всемирную торговую организацию (ВТО)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:25, реферат

Описание работы

Устойчивое развитие страны, создание эффективной экономики и равноправие в торговле с учетом национальных интересов при сохранении здоровой конкуренции - вот основные направления, поддерживаемые ВТО ее заинтересованными членами. Это же привлекает в ее ряды новых членов, которые видят в ВТО не столько механизм глобализации экономики, сколько «поле» корпоративного взаимовыгодного, но регламентированного, взаимодействия в условиях становления либерального мирового рынка. К середине 2003 г. членами ВТО были 146 стран. Россия ищет свои пути присоединения к ВТО, ведет постоянные переговоры по созданию определенных условий для страны, чья экономика находится в «переходном» состоянии, имеет «сырьевой» дисбаланс и не всегда может адекватно реагировать на открытие внутренних рынков, международные тарифы, стандарты, регулирование режима торго

Работа содержит 1 файл

Экологические последствия вступления России во всемирную торговую организацию.docx

— 59.30 Кб (Скачать)

-формирование более патогенных форм микроорганизмов, в т.ч. вирусов и бактерий за счет рекомбинации РНК ГМ-растений и РНК микроорганизмов;

-потенциальная возможность неконтролируемых мутаций в ГМО и восстановление за счет мутагенеза патогенности вирусного генома;

-потенциальный риск приобретения новых свойств патогенных микроорганизмов у трансгенных растений менять переносчиков или изменять тип переноса;

-отсюда шаг к внедрению в природные очаги болезней растений и животных и даже возможности формирования новых форм природно-очаговых заболеваний;

-потенциальная угроза получить в результате внедрения ГМ-культур активизацию диких форм патогенных микроорганизмов и расширения ими круга хозяев;

-синергизм, вызванный воздействием совместно развивающихся микроорганизмов в трансгенных растениях с заданным свойством устойчивости, например, к вирусам и бактериям; это приводит к усилению патогенности инфекций;

-обсуждаемые пока в СМИ (а не в научной литературе) последствия использования ГМ-кормов и ГМ-БАД (биологически активных добавок) в птицеводстве и животноводстве, приводящие к развитию ожирения в следующих поколениях потребителей мясной продукции (мяса бройлеров, свинины и говядины) в США;

-наличие аллергенов у ГМ сои и продуктов, приготовленных на ее основе, в т.ч. молочных, используемых в качестве добавки к детскому питанию и т.д.

К сожалению, позитивные аргументы используются скорее в политических и коммерческих целях и новые партнеры по ВТО рассматриваются для перспективного приращения рынка, а не как равноправные партнеры для совместных действий в отношении снижения риска возможных экологических последствий. К этому следует добавить, что в Отчете по исследованию безопасности генетически модифицированных организмов, подготовленному по заказу ЕС (81 независимый эксперимент, проведенный 400 научными группами в течение 15 лет), не подтверждено наличие какой-либо опасности ГМО по сравнению с традиционными культурами. Показано, что технологии, контроль и испытания ГМО делают их более безопасными по сравнению с другой агропродукцией. 

   По нашему мнению, имеются несколько серьезных направлений деятельности, которые могли бы снизить эффект негативных последствий в отношении ГМО при вступлении России в ВТО;

Для предотвращения нерегламентированного продвижения ГМ-культур, ГМ-продуктов и ГМ-БАД на российские рынки нужна быстрая и эффективная ревизия нормативно-правовой базы по охране интеллектуальной собственности. 

   Для снижения риска потребления ГМ-продуктов для здоровья населения требуется расширить национальную испытательную, исследовательскую и аналитическую базу в изучении ГМО.

   Для формирования адекватной реакции на возможное широкомасштабное распространение ГМ-продукции необходимо внедрение элементарных знаний о природе ГМО в рамках среднего, специального, высшего и непрерывного образования, а также достоверной информации о ГМО в СМИ.

Для предотвращения негативных последствий для сельскохозяйственного биоразнообразия необходимо совершенствование корпоративного контроля за исследованиями в области сельскохозяйственных ГМО и их фрагментов, биобезопасностью трансгенных сортов, размещением опытных испытательных полей. 

   Для предотвращения возможных негативных последствий для природного биоразнообразия необходимо расширить исследования и превентивные меры в этой области, особенно в отношении «генетического загрязнения» природной флоры. 

   Несмотря на феноменальные успехи биотехнологии и ее перспективы в отношении развития аграрного, продовольственного, а, возможно, и фармацевтического секторов, внедрение ГМО, особенно в сельское хозяйство России, все же на данном этапе правильнее проводить там, где невозможны альтернативные пути развития, основанные на экологизация и биологизации аграрного производства. 

Перспективы участия иностранных  экспертов и операторов в оказании услуг  в области охраны окружающей среды. 

   В России эффективные механизмы финансовой поддержки охраны окружающей среды не развиты:

-бюджетное целевое финансирование охраны окружающей среды находится на низком уровне, что позволяет говорить об отсутствии государственного интереса к этой сфере;

-лидерство в финансировании природоохранных мероприятий в регионах перешло в руки хозяйствующих субъектов, чьи бюджеты на экологические нужды превосходят государственные затраты;

-ценность природных ресурсов и «экосистемных услуг» не представлена в национальных счетах, не отражена в макроэкономических показателях развития страны; отсюда - ложное представление о параметрах экономического роста страны, не включающих экологические издержки и потери ресурсного потенциала;

-нет эффективных финансовых механизмов, обеспечивающих выявление, трансфер и аккумуляцию в специальных фондах и включение в их бюджеты средств от экологического ущерба, а также платежей за биоресурсы и «экосистемные услуги»;

-в отсутствии реальных финансовых механизмов региональные системы особо охраняемых природных территорий и программы охраны природы оказываются вне поля внимания региональных и местных финансовых структур, в т. ч. региональных фондов, экологически ориентированного бизнеса и пр.;

-иностранная финансовая поддержка охраны природы в стране не всегда эффективна, реальные поступления по линии международных расчетов незначительные. 

   Вступление России в ВТО по определению должно открыть для других стран богатый рынок «услуг, связанных с охраной окружающей среды». Для того, чтобы понять, насколько велик этот рынок, достаточно представить объем природоохранных работ в нефте- и газодобывающих отраслях, в горно-добывающей промышленности, в ЖКХ, в области оценки воздействия на окружающую среду, экологического аудита, эколого-экономической оценки и экологического проектирования, экологического консалтинга и пр.

Отметим, что  еще десять лет назад даже в  Москве работали единицы консалтинговых и технологических компаний, оказывающих  услуги в области охраны природы. К 2002 г. их уже было более ста и они активно участвовали в освоении рынка экологических услуг, в т. ч. участвовали в многочисленных тендерах на проведение природоохранных работ.

Особенно значителен объем экологических услуг со стороны иностранных консалтинговых и технологических компаний в  нефтяном и газовом секторах. Но после вступления России в ВТО, по нашим оценкам, перспективы за ЖКХ, особенно в крупных городах, и за экологическим консалтингом. 

   В переговорном процессе по условиям вступления России в ВТО неоднократно поднимался вопрос о доступе иностранных операторов к услугам, связанным с охраной окружающей среды и с оценкой и сохранением биоразнообразия. Позиции России здесь свидетельствуют о различиях в подходах к открытию этого рынка экологических услуг в охране окружающей среды (т. н. «коричневая» сфера) и в охране живой природы и использования биоресурсов (т. н. «зеленая» сфера). Так, на наш взгляд, для России актуален доступ иностранных операторов в следующих секторах услуг:

-сбор воды, ее очистка и подача по магистральным трубопроводам, мониторинг;

-услуги по канализации, включая, очистку, слив сточных вод, мониторинг;

-услуги по удалению отходов, включая их сбор, очистку, удаление;

-услуги по санитарной обработке, по уборке улиц, снега, льда и пр.;

-услуги по защите атмосферного воздуха и климата;

-услуги по восстановлению загрязненных почв и водоемов, ликвидация аварий, реабилитация и рекультивация земель и водоемов;

-услуги по борьбе с шумами, в т. ч. мониторинг;

-оценка воздействия на окружающую среду, экологический аудит и консалтинг. 

   По выше перечисленным формам услуг ограничений для доступа иностранных операторов на рынок в связи с вступлением России в ВТО немного, и они касаются тех случаев, когда коммерческое присутствие на данный рынок услуг допускается только в форме юридического лица Российской Федерации. 

   Другая ситуация с услугами по защите биоразнообразия и ландшафтов. Здесь речь идет о комплексе услуг: охрана экосистем суши, водоемов и прибрежных земель, флоры, фауны и среды их обитания, оценка последствий стихийных бедствий для живой природы, исследовательские и экспертные работы по парниковому эффекту, воздействию изменений климата на экосистемы, услуги по охране ландшафтов, сохранению биоразнообразия и устойчивому использованию биоресурсов в сфере сельского, охотничьего и лесного хозяйств. 

   В отношении доступа иностранных операторов на российский рынок перечисленных выше услуг какого-либо законодательного ограничения пока не существует. В то же время в Российской Федерации только на государственные органы возложены функции охраны особо охраняемых природных территорий и объектов, а также охрана и использование биоресурсов, включая лесные, охотничьи и рыбные. Нормативно утвержденный перечень услуг, которые могут оказываться частными операторами, имеющими эксклюзивные права на их предоставление в области оценки и сохранения биоразнообразия в Российской Федерации, отсутствует. Также отсутствует и перечень услуг в этом секторе, тарифы на которые регулируются государством. Открыт российский рынок консультативных и менеджерских услуг в рассматриваемом секторе для иностранных операторов, если в рамках соответствующего тендера или технического задания не оговорено наличие гражданства России и пр.

За последнее  десятилетие тысячи иностранных  экспертов-экологов, консультантов  и менеджеров активно работали по реализации международных экологических  проектов и грантов, выделенных России для поддержки ее особо охраняемых природных территорий, сохранения редких видов, развития экологического образования  и пр. Десятки консалтинговых компаний и представительств международных  природоохранных организаций оказывали  «услуги, связанные с охраной  окружающей среды».

  

   Поэтому, накопленный позитивный опыт в данном секторе окажется полезным и сделает менее болезненным некоторые возможные издержки освоения рынка экологических услуг иностранными операторами, несомненно, более конкурентоспособными в «коричневых» секторах охраны среды и настроенных на корпоративное сотрудничество в «зеленых» секторах. 

Некоторые рекомендации по снижению возможных негативных экологических последствий  вступления России в  ВТО 

   Надо быть готовым к тому, что в ВТО никаких новых правил и соглашений в отношении окружающей среды в ближайшее время не будет. Основная часть переговорного процесса, касающаяся этих вопросов, будет проходить в рамках переговоров по тарифной, инвестиционной, аграрной политики, деятельности иностранных операторов на рынке услуг, связям ВТО с другими международными организациями и общественностью. Сложилось так, что Россия, занятая решением задач переходного периода, пропустила «виток» (цикл) мирового экономического развития, ориентированного на высокотехнологичные отрасли, и может с вступлением в ВТО усугубить недостатки макроэкономики, влияющие на экологическую ситуацию в стране (например, дисбаланс развития наукоемких, технологичных и добывающих, эколого-опасных отраслей). Для страны с неэффективной и природоемкой экономикой и секторальной политикой, особенно в энергетике, сельском и лесном хозяйствах, незавершенными земельной и административной реформами, «быстрое» вступление в ВТО чревато «окончательной» фиксацией природно-ресурсного характера экспорта, высокой энерго- и ресурсоемкости производства, а, следовательно, ростом экологических издержек. Снижению негативных экологических последствий будут содействовать превентивные действия в экономике по защите и поддержке отечественной промышленности и аграрного производства. Чтобы не было иллюзии «экономического роста» в России при либерализации рынка важно включить в систему макроэкономических показателей развития показатели экологических издержек и истинных (внутренних) сбережений (в % от ВВП), которые уже сейчас у России отрицательные. Приведем некоторые частные рекомендации по снижению остроты части возможных экологических последствий при вступлении России в ВТО. 

   Необходимо в срочном порядке подготовить «Национальную оценку экологических последствий» вступления России в ВТО и разработать План действий в данной области. 

   Продолжить действия по совершенствованию законодательства страны в соответствии требованиями ВТО. 

Информация о работе Экологические последствия вступления России во всемирную торговую организацию (ВТО)