Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:25, реферат
Устойчивое развитие страны, создание эффективной экономики и равноправие в торговле с учетом национальных интересов при сохранении здоровой конкуренции - вот основные направления, поддерживаемые ВТО ее заинтересованными членами. Это же привлекает в ее ряды новых членов, которые видят в ВТО не столько механизм глобализации экономики, сколько «поле» корпоративного взаимовыгодного, но регламентированного, взаимодействия в условиях становления либерального мирового рынка. К середине 2003 г. членами ВТО были 146 стран. Россия ищет свои пути присоединения к ВТО, ведет постоянные переговоры по созданию определенных условий для страны, чья экономика находится в «переходном» состоянии, имеет «сырьевой» дисбаланс и не всегда может адекватно реагировать на открытие внутренних рынков, международные тарифы, стандарты, регулирование режима торго
В целом, тенденции последних лет, когда наблюдается явный возврат к «экономическим идеалам» России середины 90-х гг. - гиперболизированное развитие добывающих отраслей, все больше убеждает автора в том, что вступление России в ВТО может закрепить за ней статус одной из «сырьевых баз» планетарного масштаба. Первично декларируемые цели интеграции страны в мировой рынок никак не подтверждаются системой ее внутренней и внешней политики. Пока из всей совокупности действий страны в отношении вступления в ВТО и политических деклараций в этом направлении вырисовывается два четких направления. Первое - идея скорейшего вступления в ВТО, пролоббированная добывающими и топливно-энергетическими отраслями, исключительно конкурентоспособными, имеющими устойчивые рынки сбыта и благоприятный текущий ценовой режим в мире на энергоносители. Второе - оформилось в последние месяцы 2003 г., когда стало очевидно, что ВТО для России имеет значение лишь как «имидж-знак», снимающий последние штрихи с портрета страны, торгующей не по правилам, мало заботящейся о своей природе и природных ресурсах,не учитывающей, в отличие от других стран, в макроэкономических показателях развития экологические издержки. Ведь глобальный рынок - это еще и глобальное разделение труда, где свободная и недискриминационная конкуренция приводит к специализации национальных экономик. В этой ситуации, за Россией с ее 65 % ненарушенных природных экосистем и 26 % всех девственных лесов планеты было бы логично закрепить функции выполнения глобальных «экосистемных услуг» при развитии высокотехнологичного производства и сохранение высокого научного потенциала. Но их рынок только начинает набирать обороты и на Россию в нем приходится доля непропорционально низкая, не соответствующая ее реальному вкладу в глобальную биосферную устойчивость.
Наиболее четко
экологические аспекты в
Экологический фактор может стать препятствием для устранения протекционизма (регламенты для рынка продукции, которая экологически не сертифицирована, получена на экологически загрязненных территориях, без соблюдения экологических стандартов и нормативов). Стимул ускорения экономического роста через ВТО превращается в фактор, закрепляющий де-факто, антиэкологичную макроэкономическую структуру.
Понятны опасения
международной общественности в
отношении экономических и
Программы
защиты и поддержки открытой и равноправной
системы международной торговли ВТО и
защиты окружающей среды и перехода к
устойчивому развитию могут и должны дополнять
друг друга. По правилам ВТО никакой стране
нельзя регламентировать национальную
политику в области охраны природы и здоровья
населения, если она произвольно или непроизвольно
содействует дискриминации между странами,
создает скрытые барьеры для торговли
и противоречит условиям других соглашений
ВТО. К сожалению, примеров обратных действий,
в т. ч. в отношении России, достаточно много.
Они приведены нами в брошюре.
К сожалению,
сотрудничество между ВТО и международными
организациями в области охраны окружающей
среды и устойчивого развития, на наш взгляд,
важно для демократизации самой деятельности
ВТО, снятия напряженности в отношении
участия гражданского общества в деятельности
международных (наднациональных) институтов
- МВФ, ВБ и ВТО. Вопрос «демократического
соучастия» в принятии решений, влияющих
на жизнь планеты - далеко не второстепенный.
За последние несколько лет, только в России,
на антиглобалистских лозунгах сформировалось
и укрепилось новое общественное движение
- например, «Хранители радуги», «Автономные
действия», «Третий путь», «Скинхеды против
нацизма», «Что делать, если?..», «Анархив»
и др. В отличие от конструктивного экологического
движения у этих организаций стабильные
информационные и финансовые спонсоры.
Вступление России в ВТО существенно расширит
фронт деятельности этих организаций. Отсутствие
опыта у России в эффективном использовании
«международных экологических денег»
(ГЭФ, ВБ, фонды, программы ООН и пр.) углубит
противоречия. Это также один из выводов
нашей статьи, который можно отнести к
«экологическим последствиям» вступления
России в ВТО.
Торговля
и проблемы охраны
природы России в
связи с ее вступлением
в ВТО.
Россия пока
еще слабо (неадекватно месту и роли в
международной экономике) интегрирована
в международную торговлю и ее вступление
в ВТО существенно расширит сферы рынка
и, соответственно, их влияние на состояние
ее природы.
Можно определить сферу «экологических последствий», которая затронет Россию в связи с вступлением в ВТО и решением проблем соотнесения либерализации торговли и охраны окружающей среды.
Взаимосвязь между
существующими правилами ВТО
и конкретными обязательствами
страны в сферах торговли, которые
оговариваются в международных
соглашениях по окружающей среде. Таких
международных документов уже около
200 и в более 20 из них содержатся позиции,
регламентирующие деятельность ВТО (например,
Конвенция по международной торговле
видами дикой фауны и флоры, находящимися
под угрозой исчезновения (СИТЕС), Конвенция
о биологическом разнообразии, Конвенция
по защите растений, Китобойная конвенция,
Монреальская конвенция, Базельская конвенция
и пр.). Необходимо оценить применимость
существующих правил ВТО для стран-участниц
к обязательствам по экологическим конвенциям,
соглашениям и договорам.
Вопросы
уменьшения и устранение тарифов и нетарифных
барьеров для экологических товаров и
услуг, субсидирования рыболовства и других
отраслей, связанных с использованием
биоресурсов. Здесь для России важны возможные
влияния либерализации торговли на состояние
природных экосистем, которые имеют интенсивно
эксплуатируемые биоресурсы и т. д.
Есть группа
проблем, имеющих обратное действие и
требующих оптимизационных мер со стороны
новых партнеров ВТО, в т. ч. и России. Имеется
в виду влияние национальных экологических
программ на рыночную сферу, в т. ч. рассматриваемых
в качестве ограничителя свободной торговли.
Именно такие ситуации в ВТО дали дополнительные
аргументы антиглобалистам для выступлений
против вступления России в ВТО. В большинстве
случаев устранение или уменьшение ограничений
на торговлю, в т. ч. по экологическим критериям,
окажет благотворное влияние на торговлю,
окружающую среду и развитие экономики
России.
На наш взгляд,
существенны в данном контексте условия
Соглашения по торговым аспектам прав
на интеллектуальную собственность и
традиционные знания, учет прав и выгод
локальных сообществ, требования экологической
маркировки товаров и пр. Все действия
по выработке экологических условий вступления
России в ВТО должны соответствовать открытому
и недискриминационному характеру системы
международной торговли, учитывать нужды
охраны окружающей среды соседних государств
и планеты в целом. Поэтому, особо в случае
с Россией должны быть оговорены направления
международной торговли, которые касаются
использования таких стратегических в
мировом масштабе ресурсов, как лес, ресурсы
моря, газ, нефть и т. д.
Возможные
экологические последствия:
потери от несовершенства
охраны интеллектуальной
собственности в
области использования
биоразнообразия.
В торговых
аспектах прав на интеллектуальную собственность имеется
и контекст охраны природы. Вступление
России в ВТО может повлиять на выполнение
обязательств страны по статьям 15 и 16 Конвенции
о биологическом разнообразии (ратифицирована
в 1995 г.) и Картахенского протокола (не
ратифицирован). Действительно, в России
до сих пор не разработано национальное
законодательство в данной области, а
имеющиеся законодательные акты не учитывают
проблемы регулирования доступа к ресурсам
биоразнообразия (в т. ч. генетическим,
традиционным знаниям в области использования
биоресурсов и пр.) и обеспечения возможностей
для получения выгод. Также не развита
система патентования и защиты прав интеллектуальной
собственности, позволяющие учитывать
коммерческий интерес владельцев и пользователей
товарами и услугами, предоставляемыми
биоразнообразием. До сих пор отсутствуют
административные и политические меры,
механизмы финансирования, определяющие
равный доступ к генетическим ресурсам
и справедливое распределение выгод от
их использования (коммерческого и иного
применения). Россия делает только первые
шаги в отношении выхода на международный
рынок генетических ресурсов и использования
полученных от этого доходов для целей
сохранения национального биоразнообразия.
Более 40
стран приняли или разрабатывают в настоящее
время законодательные акты в отношении
доступа к генетическим ресурсам. Можно
надеяться, что вступление в ВТО ускорит
разработки таких актов и в России. Главным
регулирующим механизмом, как нам видится,
в этих документах выступает определение
реальной и потенциальной ценности ресурса,
возможность всеми желающими получения
выгод от его использования и справедливое
разделение выгод и рисков. Среди рекомендаций
модернизации рыночной сферы страны в
связи с вступлением России в ВТО можно
рекомендовать устранение различий в
национальном законодательстве о правах
интеллектуальной собственности, о доступе
к генетическим ресурсам и о совместном
использовании выгод.
ВТО интересуют
в основном коммерческие стороны прав
интеллектуальной собственности. Поэтому
для России, чтобы подготовиться к возможному
оживлению открытого (не «черного», как
это наблюдается сейчас) рынка биоресурсов
и генетических ресурсов, важно создать
платформу для торговли правами, патентами,
разными формами интеллектуальной собственности
без ущерба биоразнообразию страны и хранителям
традиционных знаний. Собственно научные,
учебные и другие некоммерческие цели
могут обойтись без жесткой регламентации
пользования. В некоторых случаях достаточно
обычного права и лицензирования результатов
исследований. Копирайт возможен и для
владельца и для исследователей, получивших
результат, а также для пользователя, которому
в обычном порядке переуступлены права.
Совместные
исследования, повышение квалификации,
передача технологий в данном случае рассматривается
как неденежная выгода, которую часто
получает страна-владелица ресурсов.
Россия
– экологический
донор планеты. “Экосистемные
услуги” как объект
внимания ВТО при переговорах
с Россией.
Саммит по
устойчивому развитию в Йоханнесбурге
(2002) предложил мировому сообществу ряд
важных решений глобальных проблем, определил
конкретные цели для обеспечения перехода
стран к устойчивому развитию. Наряду
с постановкой Целей тысячелетия по ликвидации
бедности, обеспечения населения питьевой
водой и санитарией, сформулированы задачи
по скорейшему прекращению деградации
природных экосистем и биоразнообразия,
переходу к устойчивому водопользованию.
Подтверждена важность Конвенции по изменению
климата, в т.ч. ратификации Киотского
протокола, соблюдения Монреальского
протокола по веществам, разрушающим озоновый
слой, Конвенции по борьбе с опустыниванием,
Конвенции о биологическом разнообразии,
деятельности в рамках Форума ООН по лесам
и др.
В этой ситуации
за Россией было бы логично закрепить
приоритетное выполнение глобальных «экосистемных
услуг». Но рынок «экосистемных услуг»
только начинает набирать обороты и на
Россию в нем приходится доля непропорционально
низкая, не соответствующая ее реальному
вкладу в глобальную биосферную устойчивость. Объем
этого рынка оценивается в 600 млрд. - 2 трлн.
долларов США, а темп его роста - до 5,5 % в
год. Это одно из главных инновационных
направлений 21 века, создающих экономические
и финансовые стимулы охраны природы.
Можно надеяться, что ВТО обратит внимание
и на этот, складывающийся стихийно, «рынок
экологических денег и услуг». Лидерство
России здесь очевидно, что и не даст возможности
развития «сырьевого крена» российской
экономики, губительного не только для
нее, но и для Планеты в целом, т. к. «экосистемные
услуги» должны стать его альтернативой.
Северная Евразия, включая территорию России, - крупнейший «экологический донор» Земли. Стратегия экономического развития и геополитические позиции региона диктуют необходимость разработки новой концепции в области сохранения природных экосистем и устойчивого использования природных ресурсов. Сама методология экологической политики России может строиться и на оценках возможности лидерства страны на международном рынке «экосистемных услуг», включающих:
климатообразующую
и средообразующую функцию природных
экосистем в целом; поддержание глобальной
биосферной устойчивости, в т.ч. в связи
с угрозой изменений климата (Рио-де-Жанейро
- 1992 г. и Йоханнесбург - 2002 г.);сохранение
глобального биоразнообразия и генетических
ресурсов, обеспечение безопасности животных
на путях их массовых миграций и в местах
размножения; регулирование поступления
в атмосферу «парниковых газов» и баланса
углерода; регуляция гидрологических
процессов на суше, включая перспективы
трансграничного экспорта воды и платежей
за водосбережение «выше по течению; стабилизация
динамики вечномерзлых грунтов и выполнение
на макроуровне противоэрозионных, почвозащитных
функций; обеспечение функции «питающего
ландшафта» для аборигенных народов и
другие.