Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:25, реферат
Устойчивое развитие страны, создание эффективной экономики и равноправие в торговле с учетом национальных интересов при сохранении здоровой конкуренции - вот основные направления, поддерживаемые ВТО ее заинтересованными членами. Это же привлекает в ее ряды новых членов, которые видят в ВТО не столько механизм глобализации экономики, сколько «поле» корпоративного взаимовыгодного, но регламентированного, взаимодействия в условиях становления либерального мирового рынка. К середине 2003 г. членами ВТО были 146 стран. Россия ищет свои пути присоединения к ВТО, ведет постоянные переговоры по созданию определенных условий для страны, чья экономика находится в «переходном» состоянии, имеет «сырьевой» дисбаланс и не всегда может адекватно реагировать на открытие внутренних рынков, международные тарифы, стандарты, регулирование режима торго
Экологические
последствия вступления
России во всемирную
торговую организацию (ВТО)
Экологическая
политика
Устойчивое развитие страны, создание эффективной экономики и равноправие в торговле с учетом национальных интересов при сохранении здоровой конкуренции - вот основные направления, поддерживаемые ВТО ее заинтересованными членами. Это же привлекает в ее ряды новых членов, которые видят в ВТО не столько механизм глобализации экономики, сколько «поле» корпоративного взаимовыгодного, но регламентированного, взаимодействия в условиях становления либерального мирового рынка. К середине 2003 г. членами ВТО были 146 стран. Россия ищет свои пути присоединения к ВТО, ведет постоянные переговоры по созданию определенных условий для страны, чья экономика находится в «переходном» состоянии, имеет «сырьевой» дисбаланс и не всегда может адекватно реагировать на открытие внутренних рынков, международные тарифы, стандарты, регулирование режима торговли и пр. Но если в отношении экономических издержек и выгод присоединения России к ВТО идет оживленная дискуссия, проводятся аналитические исследования, результаты которых включаются в переговорный процесс, то экологические аспекты дискутируются слабо, мало освещаются в СМИ и чаще отдаются на откуп антиглобалистам и «зеленым». Сам статус России «наблюдателя ВТО» подразумевает определенную стадию присоединения к этой организации, а, следовательно, те 5-7 лет, отведенные на данный процесс - это и период ограниченного влияния ВТО на экономические и экологические проблемы в России. Но вопрос о разнообразии и глубине экологических последствий присоединения России к ВТО пока остается без ответа.
Цель статьи - концептуальное обоснование анализа экологических последствий вступления России в ВТО, их выявления и обсуждения для организации мониторинга и разработки соответствующих рекомендаций.
По оценкам
специалистов Минэкономразвития России
и Администрации Президента Российской
Федерации, неоднократно озвученным самим
В.В. Путиным, страна может вступить
в ВТО уже в 2004 г. В то же время,
генеральные направления
Экологические аспекты проблемы как раз формируются при двустороннем согласовании проблем международной торговли, а экологический фактор постоянно используется в т.н. «торговых войнах». По данным Минэкономразвития России, уже 26 стран приняли более 130 ограничительных мер по ввозу российских товаров и услуг на свои рынки, в т.ч. по экологическим критериям.
В качестве гипотезы
и направления анализа
Поэтому,
как и в случае с экономическими показателями,
для национальных экологических характеристик
новых участников ВТО еще в период подготовки
к их вступлению в эту организациюважно
установить «BASELINE» по мониторингу экологических
последствий. Например, вряд ли можно заключить,
что в Эквадоре и Болгарии, вступивших
в ВТО в 1996 г., экологическая обстановка
улучшилась, а Монголия и Киргизия, присоединившиеся
к ВТО в 1998 г., получили дополнительные
возможности для охраны природы. В основе
сравнения «до и после» должен быть анализ
изменений прямых (например, площадь лесов
и других естественных экосистем, выбросы
в атмосферу и уровень загрязнения окружающей
среды, сброс неочищенных сточных вод
и состояние внутренних водоемов, запасы
биологических ресурсов и пр.) и косвенных
эколого-экономических показателей (например,
энергоемкость производства, удельные
показатели ресурсопользования и пр.).
В отношении таких процессов глобализации,
как «механизм ВТО» и декларируемое недискриминационное
регулирование мирового рынка, важно рассмотрение
«причинно-следственных цепочек» и «каскадного
эффекта» от изменения тарифов, открытия
рынка, конкуренции товаров, внедрение
стандартов, норм, антидемпинговых мер,
дополнительного контроля, возможность
международной инспекции и пр.
Ниже более детально рассмотрим некоторые сценарии «поведения» (реакции) хозяйства, управления, системы охраны природы и природных экосистем на изменения рынка при вступлении России в ВТО. Здесь же остановимся только на отдельных иллюстративных примерах.
Соглашение ВТО
по сельскому хозяйству, регулирующее
торговлю продуктами аграрного производства
и механизмы применения государственных
мер ее регулирования, может в
случае присоединения страны к ВТО,
привести к расширению пашни в
благоприятных для аграрного
производства регионах и к ее забрасыванию
в зоне рискового земледелия. Проследить
эту «цепочку» последействия полезно
для оценки явного ущерба экономике и
охране природы и для включения механизма
превентивных мер - создание экосетей
в староосвоенных аграрных регионах, перепрофилирования
производства в неперспективных в отношении
сельского хозяйства регионах и др.
Соглашение
ВТО по применению санитарных и фитосанитарных
норм, регламентирующее процедуры санитарного
и фитосанитарного контроля. Присоединение
к ВТО может изменить структуру экспорта
лесной продукции, который в России пока
ориентирован в основном на приграничную
торговлю круглым неошкуренным лесом.
Этим Соглашением создается дополнительный
позитивный эффект в карантинных мерах
по сокращению инвазий чужеродных видов.
В рамках
этого Соглашения решаются и многие вопросы
рынка аграрной продукции, полученной
с использованием достижений генной инженерии
(ГМ). Россия - одна из стран мира, в которой
разработана и действует достаточно стройная
и эффективная система оценки ГМ-культур
на безопасность. Она укрепилась в 2002 г.
после вступления в силу Постановления
Правительства №26 от 18 января 2002 г. «О
государственной регистрации кормов,
полученных из генно-инженерно-
Соглашение
по процедурам импортного лицензирования. Установление
определенных барьеров на пути товаров
и услуг, в т.ч. по экологическим стандартам,
может привести к ускоренному, экологически
неоправданному расширению соответствующих
производств в России для приведения товаров
и услуг в соответствие с новыми требованиями.
Так, необходимость повышения качества
экспортных нефтепродуктов приводит к
увеличению загрязнения среды вокруг
нефтехимических производств и росту
заболеваемости местного населения.
Соглашение по техническим барьерам в торговле, определяющее условия применения регламентов, процедур сертификации и пр., может повлиять на сохранение уровня и даже расширение масштабов «грязного производства» в России, что связано с отсутствием механизма, препятствующего формированию «двойных экологических стандартов».
Генеральное соглашение
по торговле услугами (ГАТС). Эта сфера
в России находится на стадии становления
и абсолютно не адаптирована к либерализации
рынка. Именно в этом направлении можно
ожидать позитивные экологические последствия
в случае открытия для иностранных операторов
«богатых», но остающихся монополизированными
рынков экологических услуг, как жилищно-коммунальное
хозяйство (ЖКХ), очистка коммунальных
стоков, снижение уровня загрязнения воздуха,
экологический консалтинг и др. Причем,
опыт участия иностранных операторов
в этой сфере, в т. ч. на рынке ЖКХ, имеется.
Наконец, Генеральное Соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Под него не попадают прямые меры политики стран-членов ВТО, касающиеся охраны окружающей среды, здоровья населения и защиты живой природы. Но в рамках выполнения требований этого Соглашения в России может существенно нарушиться сложившийся макроэкономический баланс, базирующийся на «внутренних ценах» на сырье, топливо, энергию и транспорт, а также тарифная система, защищающая отечественного товаропроизводителя и экспортера. Как условие сценария неадаптированное присоединение России к ГАТТ не рассматривается.
Концептуальные позиции анализа последствий вступления России в ВТО.
Водораздел
дискуссии сторонников скорейшего присоединения
России к ВТО и его противников пролегает
не по «экологическим последствиям», а,
прежде всего, по экономическим и социальным.
Принятие Россией новых жестких обязательств
по приведению национального законодательства
и экономической практики в соответствие
с нормами и правилами ВТО, а также согласование
своих индивидуальных обязательств по
либерализации доступа на рынок товаров
и услуг, несомненно, приведет к некоторым
издержкам и негативным последствиям
для экономики и населения. Важно только
сделать этот эффект как можно более краткосрочным
и предсказуемым, а значит - управляемым.
Далеко не все экономические издержки
окажут негативное влияние на экологические
проблемы - скорее, наоборот, по ряду направлений
сельского и лесного хозяйства, а также
промышленности, ожидается после присоединения
к ВТО снижение нагрузок на природу. Другое
дело - социальные последствия - например,
рост безработицы, уровня бедности и ухудшение
качества жизни - как последствие открытия
рынка более конкурентоспособным товарам
и услугам.
Они, как правило, приводят к расширению браконьерства, в т. ч. «сельского», росту нагрузок на биоресурсы со стороны местного населения, расширению конфликтов при принятии экологических регламентов и при создании новых охраняемых природных территорий.
Перечислим некоторые концептуальные направления нашего анализа.
С ВТО или
без ВТО? В России идут такие серьезные
перестройки экономики, ориентированной,
по-прежнему, на региональное сотрудничество
и не столь глобализированной, что они
перекрывают возможные эффекты от вступления
в ВТО. Поэтому, степень детализации и
сама концепция анализа последствий должна
быть направлена на выявление возможных
структурных изменений в формировании
конкретных проблем в конкретных регионах
(это показали и результаты 80 региональных
семинаров, проведенных по теме вступления
России в ВТО [9]. Коренные изменения в экономике
ожидаются в тех сферах, где прямые последствия
для охраны природы незначительны (тарифы,
инвестиционные меры, таможенная оценка,
режимы торговли и разрешения споров и
пр.). На современном этапе, на наш взгляд,
возможные последствия для экономики от
вступления России в ВТО ниже, чем от «внутренних»
процессов, таких как ее современная ориентация
на «грязный подъем экономики», изменение
структуры энергетического сектора (увод
части добываемого газа с внутреннего
рынка на внешний с более высокими ценами)
и пр. Вопрос также может быть и прямым
- восприимчива ли структура экономики
и ее экологических издержек России к
вступлению в ВТО? Да, в случае, если будут
введены сразу базовые требования ВТО
- выравнивание цен на энергоносители
на внутреннем рынке по сравнению со сложившимися
мировыми ценами, резкое неадаптационное
снижение уровня дотаций национальному
аграрному производству и пр. В России
итак более 30 % населения в последние годы
живет за чертой бедности, а просто бедных
- половина. Кроме того, 15 млн. живет исключительно
натуральным хозяйством и браконьерством.
Есть ли
среди документов ВТО документы, недопустимые
для России с экологических позиций? По-видимому, таких
документов, соглашений и условий вступления
нет. Хотя, последовательность действий
по вступлению и переговорный процесс
показывают приближение страны к возможности
признания общих и конкретных принципов
присоединения. На каждый шаг, способный
дать негативный эффект в экономике нового
члена ВТО, имеются противодействия (например,
механизмы защиты внутреннего рынка при
демпинге или применении иностранных
субсидий). Созданный в ВТО в 1995 г. Комитет
по торговле и окружающей среде в отсутствии
специального соглашения ВТО по вопросам
экологии, следит за этим.
Не повлияет
ли расширение деятельности российских
инвесторов в странах-членах ВТО на экологическую
обстановку в Северной Евразии? Разновременность
присоединения стран к ВТО в отсутствии
реального контроля со стороны гражданского
общества создает возможности для«блуждающей»
экспансии экологически вредных технологий
и действий. Например, крупные российские
нефтяные и энергетические компании достаточно
агрессивны и имеют инвестиционные амбиции
(например, «Лукойл» - на Каспии, РАО ЕЭС
- в Закавказье). При этом в странах Восточной
Европы, Центральной Азии, Кавказа они
не обременены необходимостью «экологического
имиджа». Особенно остро этот вопрос стоит
в отношении России и стран СНГ, вступающих
в ВТО, о чем говорилось и на Сессии межгосударственного
экологического совета (МЭС) стран СНГ
15-16 ноября в Ереване. Примеров в этой области
достаточно - трансграничная транспортировка
нефти и газа, эксплуатация АЭС, добыча
нефти, межрегиональная переброска части
речного стока.
Возможны
ли превентивные действия по снижению
эффекта негативных последствий для природы
России после ее вступления в ВТО? Вопрос
касается как разработки программы поэтапного
вступления России в ВТО, так и отраслевых
стратегий и планов действий министерств
и ведомств природно-ресурсного блока.
Поэтому можно заключить, что такие действия
возможны и должны быть реализованы в
ближайшее время с привлечением общественности.
Включение вглобальную рыночную политику
скажется, в первую очередь, на таких природно-ресурсных
отраслях, как ТЭК, лесное, сельское и рыбное
хозяйства, а в ближайшей перспективе
- на водно-экспортной отрасли, реализации
требований Киотского протокола и др. Но
не менее существенными будут возможные
изменения и в отраслях, которые оказывают
негативное воздействие на окружающую
среду через атмосферные выбросы и сбросы
загрязненных веществ в водоемы, в т. ч.
траснсграничные. К сожалению, современное
российское законодательство имеет явные
«лоббистские» отраслевые корни, которые
создают диспаритет внимания государства,
а сами отрасли находятся на разных ступенях
подготовки к вступлению в ВТО. Поэтому
и последствия в них проявятся неодинаково.