Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:12, реферат
Проблемы обеспечения экологической безопасности, эффективного природопользования являются приоритетными направлениями государственной политики. Учитывая, что техногенная нагрузка на экологические системы постоянно увеличивается, развитие экономики должно обеспечиваться комплексом мер по сохранению природной среды, состояние которой определяет экологическую безопасность и состояние здоровья населения региона. Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия, обеспечение высокого качества жизни населения и охраны окружающей среды в широком смысле предусматривает утверждение экологических приоритетов, которые реализуются природоохранными и контрольно-надзорными федеральными и региональными органами власти, общественными организациями и населением.
2. Начат долговременный опыт по изучению носа и дыхания сайгака с помощью тепловизорной съемки. Эксперимент проводился ведущим научным сотрудником Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН доктором биологических наук Ивлевым Ю.Ф. совместно с сотрудниками Центра.
3. В декабре начат эксперимент по искусственному осеменению двух самок сайгака.
4. В рамках реализации Плана мероприятий по проведению Года сайгака в Калмыкии была разработана программа посещения питомника «Яшкульский». Программа включает доклад о современном состоянии сайгака в Северо-Западном Прикаспии, мерах по его сохранению и разведении в неволе, показ фильма «Сайгак. Карма степи», мультфильма «Сага о сайге»; показ коллекции животных. За минувший год питомник посетили около 500 человек, в том числе учащиеся образовательных учреждений, туристы, гости и др.
Совместная работа с другими организациями по охране объектов животного мира
В 2010 г. сотрудники Министерства приняли
участие в межрегиональном
Регулярно при проведении рейдов сотрудниками Министерства ведутся профилактические беседы с населением республики.
С целью экологического просвещения и привлечения внимания общественности к проблемам охраны объектов животного мира на территории Республики Калмыкия, сотрудниками Министерства регулярно осуществляются выступления в средствах массовой информации. За 2010г. было опубликовано в республиканских и районных газетах 42 статьи, проведено 11 выступлений на телевидении.
В августе 2010 года между Правительством Республики Калмыкия и компанией ООО «Шелл НефтеГаз Девелопмент» было заключено соглашение о поддержке ряда мероприятий по сохранению и восстановлению популяции сайгака на территории Республики Калмыкия. В соответствии с соглашением на данные мероприятия были выделены финансовые средства в размере 3 млн. рублей. На указанные средства при Министерстве образован отдел по охране сайгака, дополнительно утверждены 4 штатные единицы. На должности государственных инспекторов были приняты специалисты, в том числе из бывших сотрудников Управления Россельхознадзора по РК, с соответствующим опытом работы.
В настоящее время, в результате процесса передачи полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, региональным органам исполнительной власти в республике, из-за недостаточного финансирования, ликвидирована система районной службы охотничьего надзора. Министерством проводится работа по заключению соглашений с главами районных администраций о взаимодействии в области охраны и использования охотничьих ресурсов. На данное время уже заключено 2 соглашения: с Октябрьским и Яшкульским РМО, достигнута принципиальная договоренность с Приютненским РМО.
Сотрудниками Министерства, совместно
с ФГУ «Центрохотконтроль»
Заключено соглашение с Министерством внутренних дел РК о совместной работе по борьбе с браконьерством, в рамках которого регулярно проводятся совместные рейды по охране популяции сайгака Северо-Западного Прикаспия. За 2010 год совместно с сотрудниками МВД по РК было проведено 7 рейдов.
Заключено соглашение с казачеством о совместной работе по борьбе с браконьерством.
Красная книга
Территория Республики Калмыкия является местом обитания, произрастания большого количества видов животных и растений, внесенных в Красную книгу Российской Федерации. Более 40 видов позвоночных животных встречающихся на ее территории занесены в Красную книгу РФ и являются редкими и исчезающими. Большая часть указанных животных представлена птицами.
Ежегодно большое количество птиц, среди которых много и редких, встречается в республике во время миграции. Нельзя не отметить, что на территории Калмыкии находится крупнейшая колония гнездящихся розовых пеликанов, есть виды, которые для других регионов обычны, но в Калмыкии крайне редки и представляют для республики особую ценность. Некоторые виды, включенные в Красную книгу РФ, в Калмыкии представлены достаточно широко и не являются редкими, например журавль-красавка. Кроме того, является настоятельной необходимостью включение в республиканскую Красную книгу сайгака, как вида с катастрофически снижающейся численностью.
В республике продолжаются работы по созданию региональной Красной книги. Утверждены перечни объектов животного и растительного мира, включенные в Красную книгу Республики Калмыкия. В перечни животного мира включены 147 таксонов животных, из них 54 вида беспозвоночных и 93 вида позвоночных животных, в т.ч. 1 вид круглоротых, 9 костных рыб, 1 земноводных, 12 пресмыкающихся, 59 птиц и 11 млекопитающих. Перечень объектов растительного мира включает 6 видов грибов и 180 видов растений и, произрастающих на территории республики, из них 16 низших и 164 высших растений (перечни этих видов имеются на сайте Министерства www.kalmpriroda.ru). Эти виды нуждаются в особом правовом режиме охраны, который бы им гарантировала региональная Красная книга как документ, имеющий юридическую силу.
Издание Красной книги РК будет способствовать повышению информированности населения в этой области. В этой связи существенна роль Красной книги как популярного научного справочника. В Красной книге будут собраны сведения об аспектах биологии редких и исчезающих видов, отражающих причины их редкости и исчезновения, о лимитирующих факторах, обуславливающих эти явления, о направлениях деятельности, которые способствуют сохранению этих видов.
Экологическая экспертиза
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995г. №174-ФЗ, экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Под экологическими требованиями, которым должна соответствовать планируемая деятельность, понимается мера должного отношения к окружающей среде, устанавливаемая на основании познания закономерностей функционирования природы под действием естественных и антропогенных факторов и определяющая поведение человека (общества) по отношению к ней в тех или иных ситуациях.
В ходе проведения экологической экспертизы решается вопрос о допустимости реализации планируемой деятельности, которая выступает объектом экспертизы. Основным критерием при этом является соответствие представленных материалов, по которым проводится экспертиза, и содержащихся в них решений экологическим требованиям. Если такого соответствия нет, то отсутствуют правовые и иные основания для принятия решения о допустимости реализации намечаемой деятельности.
Экологическая экспертиза выступает, прежде всего, инструментом предупредительного экологического контроля и является правовым средством реализации конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду.
Государственная
экологическая экспертиза
Министерство неоднократно выходило с предложениями о внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и Градостроительный Кодекс Российской Федерации в части отнесения к объектам ГЭЭ следующего:
- проекты документации территориального планирования субъектов Российской Федерации;
- проектная документация на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение особо опасных и технически сложных объектов, а также объектов, не относящихся к опасным производственным объектам, но оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, перечень которых должен устанавливаться Правительством Российской Федерации;
- проекты рекультивации нарушенных земель;
- материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов;
- материалы обоснования перевода земельных участков, которые осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, из состава одной категории в другую;
- материалов, обосновывающих изменение границ, режима особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- материалов, обосновывающих перевод земель особо охраняемых природных территорий регионального значения и земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий;
- проектов генеральных схем и планов развития территорий (в том числе схем территориального планирования);
- плановой лесохозяйственной документации (лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов).
Министерство считает, что внесение данных изменений в федеральное законодательство обеспечит эффективное функционирование системы государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду как основного механизма оценки и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.
В 2009 г. количество материалов, поступивших на ГЭЭ, включая принятые, отклоненные, находящиеся в процессе и на рассмотрении на ГЭЭ, составило: общее количество поступивших материалов– 11; число принятых материалов,– 10, в том числе: утверждено положительных заключений ГЭЭ – 10. За 2009 г. объем рассмотренных материалов ГЭЭ по сравнению с 2008 г. составил 109 %. В 2010 году ГЭЭ проведена только по 5 объектам регионального значения. По итогам 5 проведенных экспертиз выданы положительные заключения.
Экологическое образование
Экологическое образование
– наиболее динамично развивающийся
компонент экологического образования.
Это действенный инструмент в
решении таких социально-
Современная экологическая ситуация определяет острую необходимость формирования экологического мышления, «экологизацию» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Именно поэтому, сегодня так актуальна проблема всеобщего непрерывного экологического образования, которое является приоритетным направлением в развитии образовательной государственной системы.
На сегодняшний день в республике существует проблема низкого уровня экологического образования. Для решения указанных вопросов необходимо выработать стратегию для обеспечения населения необходимой информацией о состоянии экологии в республике. Необходимо проводить активную образовательную деятельность в области экологии. Возможно, что это создание Республиканского ботанического сада с целью многогранной деятельности: эколого-просветительской, организационно-хозяйственной, рекреационной. Необходимо проводить регулярные семинары, практические занятия, научные кружки для школьников и педагогов; организовать детские экологические лагеря; проводить массовые экологические мероприятия.
В 2010 г. сотрудники Министерства приняли участие в межрегиональном совещании по оптимизации использования гусеобразных Кумо-Манычской миграционной остановки в Республике Калмыкия, Ростовской области и Ставропольском крае. Достигнута договоренность с представителями Всемирного фонда дикой природы о взаимовыгодном сотрудничестве.
Регулярно при проведении рейдов сотрудниками Министерства ведутся профилактические беседы с населением республики.
С целью экологического
просвещения и привлечения
С целью экологического просвещения и привлечения внимания общественности к проблемам охраны объектов животного мира на территории Республики Калмыкия, сотрудниками Министерства регулярно осуществляются выступления в средствах массовой информации. За 2010г. было опубликовано в республиканских и районных газетах 42 статьи, проведено 11 выступлений на телевидении.
Наука в решении проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Институт комплексных исследований аридных территорий (ИКИАТ) занимается выполнением комплексных исследований регионального уровня в целях обеспечения устойчивого развития, политической и социальной стабильности, рационального использования природных ресурсов Республики Калмыкия. Одним из основных направлений научной деятельности ИКИАТ является изучение природно-ресурсного состояния территории Калмыкии. Исследования по данному направлению осуществляются отделом экологических исследований института. Актуальность изучения водных ресурсов не нуждается в подтверждении, поэтому мониторинг водных объектов Калмыкии и прилегающих территорий являются приоритетным направлением в научных исследованиях. Прикладное значение имеют научные изыскания в области сохранения растительного биоразнообразия природных экосистемы пастбищных угодий Северо-Западного Прикаспия и Кумо-Манычской впадины. Силами сотрудников отдела экологии регулярно осуществляются стационарные и маршрутные исследования, охватывающие все природные зоны Республики Калмыкия: Прикаспийскую низменность, Ергенинскую возвышенность и Кумо-Манычскую впадину. В рамках геоэкологических исследований мониторинг природных экосистем региона проводится с широким использованием современных методов геоинформационных технологий и привлечением аэрокосмической информации. Институтом осуществляются следующие работы:
Информация о работе Экологическая ситуация в Республике Калмыкия