Экологическая ситуация в Республике Калмыкия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:12, реферат

Описание работы

Проблемы обеспечения экологической безопасности, эффективного природопользования являются приоритетными направлениями государственной политики. Учитывая, что техногенная нагрузка на экологические системы постоянно увеличивается, развитие экономики должно обеспечиваться комплексом мер по сохранению природной среды, состояние которой определяет экологическую безопасность и состояние здоровья населения региона. Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия, обеспечение высокого качества жизни населения и охраны окружающей среды в широком смысле предусматривает утверждение экологических приоритетов, которые реализуются природоохранными и контрольно-надзорными федеральными и региональными органами власти, общественными организациями и населением.

Работа содержит 1 файл

_dokladi_Ecolog.sit.doc

— 424.00 Кб (Скачать)

Несмотря на спад промышленного производства, экологическая обстановка в республике остается нестабильной. Продолжается загрязнение атмосферного воздуха в результате аварий, ремонтных работ на предприятиях республики, свое негативное воздействие на окружающую среду оказывают и степные пожары.

При осуществлении контрольно-надзорных  мероприятий в 2010г. государственными инспекторами по охране природы проводилась  разъяснительная работа, как с  руководителями предприятий, так и  с лицами, ответственными за производственный экологический контроль и за проведение природоохранных мероприятий на предприятии, о необходимости экологической модернизации производства. С целью предотвращения  нарушений природоохранного законодательства проводится практика проведения ежеквартальных семинаров-консультаций с экологами предприятий на подконтрольной территории.

 

Отходы производства и потребления

 

Одной из актуальных экологических  проблем, является проблема размещения и захоронения отходов производства и потребления на территории республики, резко обострившейся в последние годы.

      По статистическим данным Управления Росприроднадзора по РК общий объем учтенных отходов производства и потребления на территории республики достигает более 200 тысяч тонн в год. При этом количество отходов, которые накапливаются на несанкционированных свалках, учету не подлежит.

Основными источниками  отходов производства и потребления, исходя  из специфики Республики Калмыкия, являются предприятия газо-нефтедобычи, пищевого и перерабатывающего комплекса, промышленного и автодорожного строительства, жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

За 2009 год образовано отходов производства и потребления 209, 293 тыс. тонн.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Диаграмма образования отходов  производства и потребления 

на санкционированных свалках республики

 

В настоящее  время особенно остро стоит проблема размещения и захоронения отходов производства и потребления. Проще говоря, речь идет о свалках, ежегодный объем, которых увеличивается на шесть - восемь процентов. Однако администрации муниципальных образований не ведут работу по переработке отходов путем внедрения современных технологий по их утилизации. А потому размещаются они с нарушениями соответствующих правил и норм. Проблема осложняется еще и тем, что определить вместимость и коэффициент заполнения свалок практически невозможно. Все из-за того, что отсутствует достоверная информация по инвентаризации объемов накопленных отходов. Промышленные методы утилизации отходов, обеспечивающие гигиеническую и экологическую надежность, в республике не применяются.

Существующие объекты  по размещению и захоронению твердых  бытовых отходов не отвечают современным  санитарным и экологическим требованиям. Кроме того, в республике отсутствуют линии по сортировке, вторичной переработке и раздельному сбору отходов.

Проведение  оценки негативного влияния на окружающую природную среду осложняется отсутствием в республике  сертифицированной лаборатории по проведению мониторинга основных параметров окружающей среды на территории Республики Калмыкия.

Ситуация в сфере  обращения с отходами в г. Элисте может быть улучшена в связи с  вводом в эксплуатацию нового полигона твердых бытовых отходов, строительство  которого проектируется в настоящее  время. Это позволит обеспечить изоляцию и обезвреживание ТБО, гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, обеспечить статическую устойчивость твердых бытовых отходов с учетом динамики уплотнения, минерализации, максимальной нагрузки на единицу площади, возможность последующего рационального использования участка после его закрытия.

      Проблемы  в сфере обращения с отходами  производства и потребления   в Калмыкии требуют особого  внимания. Только совместными усилиями  специально уполномоченных органов,  профильных организаций и общественных объединений можно их решить. Для обозначения остроты проблемы и о путях ее решения в 2010 году в Министерстве природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия проведен ряд совещаний с участием ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами», МУП «СпецАТХ», представителей территориальных органов федеральных органов власти, органов исполнительной власти Республики Калмыкия, органов местного самоуправления. Указанное федеральное ведомство предложило разработать генеральную схему очистки  территории, провести зонирование территории и подготовить площадки под дальнейшее строительство мусоросортировочного комплекса. Без проведения данной работы невозможно  указанное строительство. Аналогичная работа уже проведена ими в ряде соседних регионов.

        По итогам совещания руководителями  органов местного самоуправления  принимаются меры по оформлению  земельных отводов, кадастровой  оценки и межеванию земельных  участков несанкционированных свалок.

 

Водные ресурсы

 

Республика Калмыкия является одним из самых засушливых регионов Российской Федерации. Годовое  количество осадков здесь колеблется от 210 до 340 мм, а испарение с водной поверхности составляет 1000-1100 мм. В связи с чем, вопрос обеспечения водными ресурсами является жизненно важным.

Ежегодная потребность  в воде составляет в среднем от 600 до 800 млн. м³, из них лишь 50 млн. м³ поступает из собственных водоисточников.

Основным источником питания малых рек являются талые воды, дождевое питание их незначительно. Практически весь поверхностный сток, формируемый в республике, остается на её территории. Основная доля стока аккумулируется в прудах и водохранилищах, где теряется на испарение и фильтрацию. Вода рек и озер республики  сильно минерализована.

Для обеспечения потребности  в воде производственных, сельскохозяйственных и социальных нужд и предотвращения негативного воздействия вод в республике в свое время был создан водохозяйственный комплекс,  включающий в себя:

  • 5 оросительно-обводнительных систем проектной мощностью 124,5 тыс. га орошения;
  • 3 групповых пастбищных водопровода общей протяженностью 1200 км;
  • Чограйское водохранилище и Чограйский сбросной канал;
  • Построена защитная дамба 1 этапа строительства защиты города Лагань;
  • Для использования вод местного стока построены, в основном хозспособом,    более 300 прудов и мелких водохранилищ.
  • Устроено более 2000 артезианских скважин.

В настоящее  время из-за неудовлетворительного  технического состояния коллектора и Чограйского сбросного канала не производится сброс воды в необходимых   объемах.   Это   приводит   к   подтоплению   пос.   Ачинеры Черноземельского района, пастбищных площадью 6-8  тыс. га,    что    негативно    сказывается    на    хозяйственной    деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Особую   экологическую   тревогу   вызывают   эксплуатация   технически несовершенных и морально устаревших мелиоративных систем, построенных с 1970 по 1990 годы. На 80 % орошаемых земель отсутствует коллекторно-дренажная сеть, межхозяйственные и внутрихозяйственные каналы построены в земляном русле.

Многолетний опыт постоянного орошения выявил наряду с положительными факторами большое количество негативных: повышение уровня грунтовых вод, заболачивание и засоление орошаемых земель, эрозия почв и, как результат, снижение урожайности мелиорируемого гектара и критическое состояние окружающей среды.

Из 49,3 тыс. га мелиорированных  земель (регулярное орошение) 
республики 34,8 тыс.га (70%) относятся к землям с неудовлетворительным 
состоянием, в том числе по: 

    • недопустимой глубине залегания грунтовых вод - 0,1 т.га;
    • засолению почв-30,4 т.га; 
    • засолению и недопустимой глубине залегания грунтовых вод - 4,3 т.га.

Оросительные  системы построены в земляном русле и не отвечают современному техническому уровню, что приводит к повышенным: нормам пропуска воды и как следствие, к быстрому заилению каналов.

Кроме того, республику волнуют проблемы колебания уровня моря. Наиболее значительны нагонные наводнения на северо-западном побережье Каспия, на территории Дагестана и Республики Калмыкия. Нагонные явления преобладают с октября по март, сгонные с апреля по октябрь.

По данным наблюдений, с 1936 по 2010 год, на северо-западном побережье  Каспия наблюдалось более 50 опасных  нагонных наводнений, приносящих огромный ущерб народному хозяйству побережья моря.

Главным фактором, влиявшим на уровневый режим Каспийского моря, является изменение климата в пределах его бассейна и акватории. Существует чёткая взаимосвязь между положением уровня Каспия и составляющими водного баланса и в первую очередь - речным стоком.

За время последнего резкого подъёма Каспийского моря (1977-1998 г.г.) в результате затопления вышло из сельскохозяйственного оборота свыше 100 тыс.га сельхозугодий. Были также подтоплены территории г. Лагань, других населённых пунктов, дороги, ЛЭП, линии связи, производственные объекты. В последующий после 1998 года период понижения среднегодового уровня Каспия ранее затопленные территории сельхозугодий были освобождены от воды, на большей их части понизился уровень грунтовых вод. Возвращение этих территорий для сельскохозяйственного использования может продлиться несколько лет. Освобождение этих земель от водной растительности происходит медленными темпами, так как и после спада уровней моря, ещё несколько лет в пониженных местах остаются озёра и заболоченные участки, и высокий уровень грунтовых вод.

Рост площадей водно-болотных угодий в период трансгрессии моря способствует росту водоплавающих и других живущих на водоёмах птиц, а также ондатры, норки, лисицы, енотовидной собаки, мышевидных грызунов, кабана. В то же время резко ухудшаются условия обитания коренных видов степей и полупустыни: суслика, корсака, зайца-русака и др.

Подъём уровня моря, даже кратковременный во время  ветровых нагонов, ведёт к затоплению низинных прибрежных территорий, подъёму уровня грунтовых вод не только на затапливаемых, но и на значительных по площади прилегающих территориях, удалённых от зоны затопления до 2-3 и более километров. В результате, на подтопленных территориях населённых пунктов, становится невозможной эксплуатация заглубленных сооружений (подвалы, бассейны, септики), усиливается действие других опасных геологических процессов (пучинистость, просадочность оползневые явления и т.д.), наблюдаются оползания откосов оросительных каналов и дрен, разрушения полотна дорог, выходят из строя заглубленные сооружения, происходит засоление почв приусадебных участков, гибель зелёных насаждений и огородных культур, резко ухудшается санитарно-эпидемиологическая и в целом экологическая обстановка.

Подъём уровня моря неблагоприятно сказывается практически на всех водохозяйственных объектах приморской полосы. Часто повторяющиеся нагонные наводнения на фоне высокого уровня моря заиливают водохранилища, используемые для хозяйственного и питьевого водоснабжения населения, загрязняют в них воду нечистотами, смываемыми с затопляемых территорий посёлков, свалок и т.д. Резкие колебания уровня моря, волнобой оказывают негативное воздействие на берегозащитные сооружения побережья Каспийского моря. Происходят обрушения откосов, сработка верхней проезжей части этих сооружений, что ведёт к снижению их безопасности для населённых пунктов, объектов экономики, сельскохозяйственных угодий расположенных на каспийском побережье.

В целом в  результате негативных воздействий  подъёма уровня моря на населённые пункты, народнохозяйственные объекты, окружающую природную среду,  усугубляется сложная экологическая обстановка в регионе.

С 2007 года в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в республике осуществляются  дноуглубительные и руслорегулирующие работы.

 Так за период 2007-2009 гг. были произведены работы на р. Восточный Маныч с целью защиты от затопления паводковыми водами населенных пунктов Прикумский и Ачинеры и прилегающих сельскохозугодий, протяженностью 33,8 км. На выполнение данных работ было выделено 51 млн. руб.

В 2010 году дополнительно зарегулировано  8,49 км. русла р. Восточный Маныч. На осуществление работ выделено 19,547 млн.руб.

Подготовлена проектно-сметная документация по объекту «Расчистка русла р. Передняя Элиста в пос. Шин-Мер Кетченеровского района РК»  на сумму 208,9 тыс. руб.

 

С 2006 года производится капитальный ремонт гидротехнических сооружений на территории республики. За этот период капитально отремонтированы и введены в эксплуатацию:

  1. Защитная дамба на р. Грязная в Малодербетовском районе;
  2. Плотина на р. Кара-Сал в Сарпинском районе (7 млн. руб.);
  3. Плотина на р. Бурата-Сала в Целинном районе (11 млн. руб.);
  4. Гидротехнические сооружения водохранилища «Озеро Деед-Хулсун» в Яшкульском районе стоимостью 9 млн. 170 тыс. руб.
  5. В ноябре 2010 года завершен ремонт плотины на р. Амта-Бургуста северо-западной части п. Кетченеры Кетченеровского района стоимостью 9 млн. 536 тыс. руб.
  6. С 2010 осуществляется капитальный ремонт плотины на р. Улан-Зууха в Яшкульском районе стоимостью 11 млн. 357 тыс. руб.

Информация о работе Экологическая ситуация в Республике Калмыкия