Экологическая экспертиза и контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

Цели данной работы:
определить понятие, цели и виды государственной и общественной экологической экспертизы и найти точки соприкосновения с государственным и общественным контролем.

Содержание

Введение
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права
1.1 Предмет, метод и система экологического права
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
2.2 Общественная экологическая экспертиза
3. Экологический контроль, понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 43.78 Кб (Скачать)

Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7ФЗ "Об охране окружающей среды" раскрывает понятие экологического контроля следующим образом.

Контроль в области  охраны окружающей среды (экологический  контроль) система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области  охраны окружающей среды, обеспечение  соблюдения субъектами хозяйственной  и иной деятельности требований, в  том числе нормативов и нормативных  документов, в области охраны окружающей среды.

Контроль в области  охраны окружающей среды (экологический  контроль) проводится в целях обеспечения  органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных  документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической  безопасности.

При этом ФЗ "Об охране окружающей среды" выделяет следующие виды экологического контроля:

- государственный экологический  контроль (государственный экологический  контроль, осуществляемый федеральными  органами исполнительной власти; государственный экологический  контроль, осуществляемый органами  исполнительной власти субъектов  РФ);

- производственный экологический  контроль;

- общественный экологический  контроль.

Так, общественный экологический  контроль согласно ст. 68 ФЗ "Об охране окружающей среды" осуществляется в  целях реализации права каждого  на благоприятную окружающую среду  и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Такой вид экологического контроля осуществляется общественными объединениями  и иными некоммерческими организациями  в соответствии с их уставами, а  также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного  экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Кроме того, такие обращения, содержащие информацию и иные доказательства, свидетельствующие о наличии  признаков нарушений, являются основанием для проведения внеплановых мероприятий  по контролю.

Так, согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и  муниципального контроля":

"Основанием для проведения  внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения  юридическим лицом, индивидуальным  предпринимателем ранее выданного  предписания об устранении выявленного  нарушения обязательных требований  и (или) требований, установленных  муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы  государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля  обращений и заявлений граждан,  юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей, информации от  органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации  о следующих фактах:[19]

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а  также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права  которых нарушены)".

Вместе с тем, Федеральный  закон от 26.12.2008 г. N 294ФЗ закрепляет требования, согласно которым обращения и  заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и  заявления, не содержащие сведений о  вышеизложенных фактах, не могут служить  основанием для проведения внеплановой  проверки.

В свою очередь, основные права  и обязанности граждан в области  охраны окружающей среды, а также  основные права и обязанности  общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, устанавливаются соответственно статьями 11 и 12 ФЗ "Об охране окружающей среды".

Так, согласно ст. 11 указанного закона среди основных прав в области  охраны окружающей среды за гражданами закрепляются следующие права:

1) право создавать общественные  объединения, фонды и иные некоммерческие  организации, осуществляющие деятельность  в области охраны окружающей  среды;

2) оказывать содействие  органам государственной власти  РФ, органам государственной власти  субъектов РФ, органам местного  самоуправления в решении вопросов  охраны окружающей среды;

3) обращаться в органы  государственной власти РФ, органы  государственной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления  и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями  по вопросам, касающимся охраны  окружающей среды, негативного  воздействия на окружающую среду,  и получать своевременные и  обоснованные ответы;

4) предъявлять в суд  иски о возмещении вреда окружающей  среде;

5) осуществлять другие  предусмотренные законодательством  права.

В соответствии со ст. 12 ФЗ "Об охране окружающей среды" общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области  охраны окружающей среды, в том числе, имеют право:

1) оказывать содействие  органам государственной власти  РФ, органам государственной власти  субъектов РФ, органам местного  самоуправления в решении вопросов  охраны окружающей среды;

2) обращаться в органы  государственной власти РФ, органы  государственной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления  и иные организации и к должностным  лицам о получении своевременной,  полной и достоверной информации  о состоянии окружающей среды,  о мерах по ее охране, об  обстоятельствах и о фактах  хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей  среде, жизни, здоровью и имуществу  граждан;

3) обращаться в органы  государственной власти РФ, органы  государственной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления  и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями  по вопросам, касающимся охраны  окружающей среды, негативного  воздействия на окружающую среду,  и получать своевременные и  обоснованные ответы;[20]

4) подавать в органы  государственной власти РФ, органы  государственной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений  о проектировании, размещении, строительстве,  реконструкции, об эксплуатации  объектов, хозяйственная и иная  деятельность которых может оказать  негативное воздействие на окружающую  среду, об ограничении, о приостановлении  и прекращении хозяйственной  и иной деятельности, оказывающей  негативное воздействие на окружающую  среду;

5) предъявлять в суд  иски о возмещении вреда окружающей  среде;

6) осуществлять другие  предусмотренные законодательством  права.

Производственный экологический  контроль осуществляется согласно ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию  и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством  в области охраны окружающей среды.

При этом на субъектов хозяйственной и иной деятельности п. 2 ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды" возлагаются обязанности по представлению следующих сведений в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль:

- сведения о лицах,  ответственных за проведение  производственного экологического  контроля;

- сведения об организации  экологических служб на объектах  хозяйственной и иной деятельности;

- результаты производственного  экологического контроля.

Таким образом, исходя из смысла ст. 67 указанного федерального закона осуществление производственного  экологического контроля это обязанность, а не право хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Государственный экологический  контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

На государственный экологический  контроль распространяются требования ФЗ от 26.12.2008 г. N 294ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и  муниципального контроля". Так, в  случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление  государственного строительного надзора, государственный контроль в области  охраны окружающей среды (государственный  экологический контроль) осуществляется в рамках государственного строительного  надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление  государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством  о градостроительной деятельности.[21]

 

 

 

 

Заключение

Экологическая ситуация в  Российской Федерации может быть стабилизирована и улучшена только путем коренного изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых ценностных и  нравственных установок, пересмотра структуры  потребностей, целей, приоритетов и  способов деятельности человека. Это  требует реализации целого комплекса  радикальных политических, социально-экономических, законодательных, технологических  мер. При этом важно и необходимо соблюдение принципа разумных компромиссов при разрешении возникающих конфликтов между необходимостью соблюдения экологических  регламентаций и ограничений  и потребностями развития хозяйственной  сферы.

При формировании рыночных отношений для охраны окружающей среды и рационального природопользования необходимо развитие и активное использование  экономического механизма в сфере взаимодействия общества и природы.

Государственная экологическая  экспертиза и экологический контроль – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, определение  ее допустимости в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий  на окружающую среду и связанных  с ними социальных, экономических  и иных последствий.

Сегодня экологическая экспертиза и контроль в России является одним  из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого  института.

Наименее изученной областью экологической экспертизы является общественная экологическая экспертиза, декларированная, но мало чем обеспеченная в России. Данный вопрос требует исследований и разработок, соответствующих нормативно-методических документов.

А в свою очередь общественный экологический контроль пока не достаточно развит в нашей стране, в силу небольшого количества общественных организаций  в стране и заинтересованности населения  в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

Нормативная литература:

1.  Федеральный Закон  Российской Федерации «Об охране  окружающей среды» от 10 января 2002года N 7-ФЗ с учетом изменений, в  ред. от 27.12.2009.

2.  Федеральный Закон  Российской Федерации «Об экологической  экспертизе» от 23 ноября 1995года №  174-ФЗ, с учетом изменений, в  ред. от 08.05.2009.

3.  Федеральный Закон  Российской Федерации «О защите  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора)  и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, с  учетом изменений, в ред. от 26.04.2010.

Литература:

1.  Дубовик О.В. Экологическое  право: учебник/О.В. Дубовик. - М.: Проспект, 2009.

2.  Румянцев Н.В., Казанцев  С.Я., Любарский Е.Л. и др. Экологическое  право России: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.В. Румянцев, С.Я. Казанцев, Е.Л. Любарский и др.; Под ред. Н. В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. – 480 с.

3.  Боголюбов С.А. Экологическое  право: Учебник для вузов/С.А.  Боголюбов. – М. : Норма, 2001. – 191с.

Информация о работе Экологическая экспертиза и контроль