Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:00, контрольная работа
Цели данной работы:
определить понятие, цели и виды государственной и общественной экологической экспертизы и найти точки соприкосновения с государственным и общественным контролем.
Введение
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права
1.1 Предмет, метод и система экологического права
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
2.2 Общественная экологическая экспертиза
3. Экологический контроль, понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы.
В соответствии со статьей 25 заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.[11]
Заключение общественной
экологической экспертизы приобретает
юридическую силу после утверждения
его федеральным органом
В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30 - 34 настоящего Федерального закона.
Заключения общественной
экологической экспертизы могут
публиковаться в средствах
Порядок утверждения заключения общественной экологической экспертизы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом государственной власти субъекта Российской Федерации аналогичен процедуре утверждения заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
В результате утверждения
заключения общественной экологической
экспертизы оно приобретает правовой
режим заключения государственной
экологической экспертизы, а члены
экспертной комиссии общественной экспертизы
приобретают правовой статус экспертов
государственной экологической
экспертизы и несут юридическую
ответственность за соответствие заключения
общественной экологической экспертизы
установленным
3. Экологический контроль, понятие и виды.
Вопросы государственного контроля и надзора всегда были и остаются актуальными, так как, с одной стороны, без контрольнонадзорных полномочий невозможно реализовать функцию государственного управления неотъемлемую составляющую государственной власти, с другой стороны, невозможно обеспечить и защитить права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вот почему защита и охрана прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), также как и своевременное устранение выявленных нарушений и применение соответствующих мер юридического воздействия в отношении нарушителей, напрямую зависят от эффективной реализации органами государственной власти предоставленных им полномочий.
Основополагающий нормативный правовой акт, который был направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора), был принят в 2001 году. Речь идет о Федеральном законе от 08.08.2001 г. N 134ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее ФЗ от 08.08.2001 г. N 134ФЗ).
Надо отметить, что в России такой закон был принят впервые. Указанный закон внес существенные коррективы в работу органов исполнительной власти при осуществлении ими государственновластных полномочий. Впервые федеральный закон был направлен на защиту прав хозяйствующих субъектов при проведении органами государственной власти государственного контроля. Впервые на законодательном уровне были закреплены основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора; основные требования и ограничения к организации и проведению мероприятий по контролю; ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц при проведении контрольных мероприятий. Небольшой по своему содержанию, состоящий только из 18 статей, на практике закон стал реальным гарантом прав хозяйствующих субъектов. Об этом свидетельствует судебная и административная практика, которая показывает, что число жалоб на вынесенные органами государственного контроля и их должностными лицами постановления по делам об административных правонарушениях во много раз возросло. Более того, практически во всех случаях по административным делам суды принимают сторону заявителя. И немаловажную роль в этом сыграл не только принятый Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 134ФЗ, но и закрепленный в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях принцип презумпции невиновности.
Однако, спустя некоторое
время, учитывая последние изменения
в законодательстве, политике и экономике,
стало очевидным, что норм в исследуемой
сфере деятельности стало недостаточно.
Все чаще при осуществлении
Это послужило основанием
для принятия нового закона Федерального
закона от 26.12.2008 г. N 294 ФЗ "О защите
прав юридических лиц и
Немаловажную роль в принятии
нового закона сыграл Указ Президента
РФ от 15.05.2008 г. N 797 "О неотложных мерах
по ликвидации административных ограничений
при осуществлении
Так, настоящим Указом Президента РФ Правительству РФ было поручено разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекты федеральных законов, предусматривающих:
· усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора);
· проведение планового
мероприятия по контролю (в том
числе по отдельным видам лицензионного
контроля) в отношении одного юридического
лица или индивидуального
· проведение внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта РФ;
· преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;
· замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или представлением финансовых гарантий и др.
Во многом новый Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294ФЗ реализовал положения Указа Президента от РФ от 15.05.2008 г. N 797. Так, сравнительно правовой анализ этого закона позволяет делать следующие выводы.[14]
Так, согласно ст. 2 ФЗ от 26.12.2008
г. N 294 ФЗ "государственный контроль
(надзор) деятельность уполномоченных
органов государственной власти
(федеральных органов
Данный закон значительно расширил понятие государственного контроля (надзора), которое включает в себя осуществление уполномоченными органами исполнительной власти следующих видов деятельности:
- деятельности, направленной
на предупреждение, выявление и
пресечение нарушений
- деятельности по
Такой подход законодателя к раскрытию указанного определения совершенно обоснован и понятен, поскольку в нем одновременно раскрываются и контрольные и надзорные полномочия.
Таким образом, если предыдущий
закон под государственным
При этом, если в тексте предыдущего закона использовались такие формулировки как "государственный контроль" и "мероприятие по контролю", то новый закон помимо вышеперечисленных использует также такую правовую категорию как "проверка" (плановая проверка ст. 9, внеплановая проверка ст. 10, документарная проверка ст. 11, выездная проверка ст. 12 и т.д.). При этом меняется смысл и назначение таких определений.
Так, в предыдущем законе под государственным контролем подразумевалась собственно проверка, а под мероприятием по контролю совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля, связанных с проведением проверки,*(76) т.е по сути государственный контроль сводился к проведению проверки.[16]
Согласно ст. 2 нового ФЗ от 26.12.2008 г. N 294ФЗ:
- мероприятие по контролю
действия должностного лица
- проверка совокупность
проводимых органом
Таким образом, законодатель, раскрыв категорию "проверка", ввел самостоятельное определение, тем самым, расширив понятие "государственного контроля" и сузив понятие "мероприятие по контролю". Следовательно, в своем смысловом значение более широкое понятие "государственный контроль", включающий в себя в том числе и "проверку", а последняя, в свою очередь, заключается в совокупности мероприятий по контролю.
Согласно ФЗ от 26.12.2008 г. N 294ФЗ мероприятия по контролю могут включать в себя:
· действия по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя;
· действия по обследованию
используемых юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями при
· действия по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной сферы;
· действия по проведению их исследований, испытаний,
· действия по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинноследственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.[17]
Как видим, мероприятия по контролю, а, следовательно, и проверка, не включают в себя меры по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а, значит, не включают в себя меры по привлечению виновных лиц к ответственности. Указанные меры законодатель рассматривает самостоятельно и лишь в совокупности все указанные меры по контролю являются составляющими деятельности уполномоченных органов исполнительной власти, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований.[18]
Если сравнивать тексты двух законов, то увидим следующее. Предыдущий ФЗ от 08.08.2001 г. N 134ФЗ закреплял требования по организации и проведению мероприятий по контролю, чаще используя формулировку "мероприятие по контролю", новый ФЗ от 26.12.2008 г. N 294ФЗ в зависимости от видов проверки закрепляет требования по ее организации и проведению, используя формулировку "проверка". На основании вышеизложенного, это совершенно обоснованно.