Экологическая безопасность города

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Общие для всех городов экологические проблемы с каждым годом становятся все более актуальными, они связаны с загрязнением воздуха и воды транспортом и промышленными предприятиями, перенасыщением шумами, утилизацией отходов. Мощное коммунальное инженерное хозяйство городов оказывает существенное влияние, а иногда и определяет экологическую обстановку в городе.
Неудовлетворительное положение дел в сфере экологии большинства городов страны определяют необходимость в разработке и реализации политики, направленной на решение многих экологических проблем муниципальных образований. Достижение этих целей требует тщательной проработки основных направлений и мероприятий по защите окружающей среды, а также принятия новой экологической программы с привлечением инвестиций во все секторы экологии.
Целью данной работы является выявление главных экологических проблем городов, механизмов управления состоянием окружающей среды, а также основных направлений экологической политики муниципальных образований.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Экологическая ситуация и экологические проблемы городов………………4
2. Управление состоянием окружающей среды города…………………………8
3. Экологическая политика города…………………………………………….....14
Заключение…………………………………………………………………………19
Тесты………………………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

гор хоз-во к. р.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

      -  видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;

      - экологических  требований, при которых допускается  использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих  требований.

       Контроль  за выполнением договора и лицензии входит в обязанности местного отдела по экологии, в то время как предприятия сами представляют сведения об объемах вредных выбросов и определяют суммы, подлежащие перечислению.

       Расходы предприятий и организаций по оплате налогов и сборов, платежи  за загрязнение в пределах допустимых нормативов осуществляются за счет себестоимости продукции, платежи за превышение допустимых нормативов – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.

       Обычно  наибольшие суммы платежей начисляются  предприятиям муниципальных водоканалов. Сбрасывая свои стоки службам водоканала, предприятия не вносят отдельной платы за сверхлимитное загрязнение стоков. Вместо этого платежи за загрязнение взимаются со служб водоканала в том объеме, в котором они не смогли очистить принятые сточные воды до достаточного уровня, определенного стандартами.

       Но, как правило, эти платежи за загрязнение  либо прощаются водоканалу совсем или  в некоторой степени, либо возвращаются из экологических фондов обратно  в водоканал (в виде инвестиций на оборудование, необходимое для полной очистки).

       По  сути дела, все экономические методы регулирования выбросов сводятся к  превращению внешних издержек во внутренние.

       Задача  городских властей – посредством  механизмов государственного регулирования  создать экономически справедливую систему экономических отношений, которая должна быть ориентирована на потребности жителей, охватывать все направления городского хозяйства и предусматривать меры, способствующие:

       - значительному увеличению затрат  на экологически ориентированные  технологии (прежде всего в промышленном секторе) из государственных, привлеченных, корпоративных и иных источников;

       - формированию системы налогообложения,  учитывающей затраты на экологизацию  производства: набора механических  и административных механизмов  реализации соответствующих задач;

       - достижению экономически эффективного  и рационального использования  природных ресурсов;

       - снижение экологических рисков;

       - обеспечению социального равенства  в отношении пользования экологическими  благами;

       - созданию благоприятной городской среды с помощью совершенствования методов городского планирования и управления;

       - росту экологического сознания  и расширению осведомленности  населения о методах решения  экологических проблем в городе. [5, с. 8]

       Основная  цель государственной политики в  области охраны окружающей среды – сбалансированные решения социально-экономических и экологических задач в интересах нынешнего и будущего поколений.

       Объектами охраны окружающей среды города от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иной деятельности являются:

        - земли, недра, почвы;

        - поверхностные и подземные воды;

        - леса иная растительность;

        - атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы.

       Основополагающим  документом, определяющим правовые основы государственной политики в области  охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, является Федеральный Закон «Об охране окружающей среды».

       Закон определяет основные понятия в сфере  окружающей среды:

        1)  лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ – ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения, нормативов в области охраны окружающей среды;

        2) оценка воздействия на окружающую среду – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых или косвенных последствий воздействия на окружающую среду, планируемой хозяйственной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;

        3)  экологический мониторинг – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием антропогенных факторов;

        4)экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной деятельности требований в области охраны окружающей среды;

        5)  экологический аудит – независимая, комплексная, документируемая оценка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;

        6) экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций и их последствий;

        7) экологическая экспертиза – установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения неблагоприятных воздействий на природную среду;

        8) лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;

        9) экологическая сертификация в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности;

        10) государственные стандарты – требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам и услугам, а также ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду.

       В России действуют следующие экономические  инструменты по охране окружающей среды:

        - планирование и  финансирование природоохранных  мероприятий;

        - установление лимитов:

                 а) использования природных ресурсов;

                 б) выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещения отходов и других видов вредного воздействия;

        - предоставление  предприятиям, учреждениям и гражданам  налоговых, кредитных и иных  льгот при внедрении или малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

        - экологическое страхование  в целях защиты имущественных  интересов юридических и физических лиц на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

       Среди экономических  механизмов осуществления  принципа платности природопользования основное место занимают налоги и  платежи за загрязнение.

       Налоги  направляются в бюджет и служат исключительно  для пополнения казны (например - земельный и водные налоги).

       В соответствии с российским законодательством  налоговый характер носят платежи  за пользование природными ресурсами, зачисляемые в бюджет, а так же 10%-ные отчисления в федеральный бюджет от платы природопользователей за загрязнение окружающей природной среды.[3, с. 242]

       Платежи за загрязнение – это оплата за право пользования ассимиляционным потенциалом природной среды как ресурсом. Пользователь этого ресурса платит за него так же, как он платит за приобретаемое сырье, электричество. Предполагается, что уровень платежа должен соответствовать социально – экономическому ущербу от загрязнения либо экономической оценке ассимиляционного потенциала природной среды.

       Все платежи за пользование природными ресурсами, за исключением земельного налога, поступают в федеральный бюджет; в городской бюджет поступает земельный налог.

       Существует  три вида платежей за загрязнение  окружающей среды:

        - за выбросы в  атмосферу;

        - за сброс сточных  вод;

        - за размещение  отходов.

       Таким образом, эффективное решение экологических  проблем может быть достигнуто на основе согласованной деятельности органов местного самоуправления с  органами государственного управления и субъектами хозяйствования при  четком определении их прав и ответственности за природопользование и улучшение экологической ситуации на территории.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Экологическая политика города

 

       Состояние окружающей среды – один из важнейших  параметров, определяющих качество жизни  населения на территории города.

       Экологическая безопасность территории – существенный компонент общественной безопасности, поэтому муниципальная власть, особенно в городах с неблагополучной экологической ситуацией, должна вырабатывать и реализовывать местную экологическую политику, увязанную с экологической политикой государства и направленную на охрану окружающей среды от неблагоприятных техногенных воздействий. [3, с. 242]

       Проведение  эффективной экологической политики позитивно влияет на экологическую  ситуацию не только в конкретном городе, но и в регионе и в государстве в целом. И наоборот, город с неблагоприятной экологической ситуацией, как подсистема государства и региона, вправе рассчитывать на участие государства и на привлечение его ресурсных возможностей для исправления той или иной ситуации.

       Федеральный закон о местном самоуправлении относит к компетенции городских округов и муниципальных районов организацию мероприятий по охране окружающей среды, а также организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территориях, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти. Формирование местной экологической политики должно базироваться на анализе существующей экологической ситуации и тенденций ее развития.

       На  основании оценки экологической  ситуации анализируются выявленные проблемы, выбираются конкретные направления  муниципальной экологической политики и ее приоритеты. В большинстве  случаев и экологические проблемы территории, и приоритеты муниципальной экологической политики носят эколого-хозяйственный характер, поскольку связаны с функционированием конкретных хозяйствующих субъектов, загрязняющих окружающую среду. Эколого-хозяйственные проблемы могут проявляться по-разному и должны рассматриваться с учетом пространственно-временной и причинно-следственной обусловленности. Только на этой основе можно выбрать эколого-хозяйственные приоритеты. [3, с. 258]

       Порядок выбора приоритетов экологического развития

  1. Выявление и инвентаризация проблемных ситуаций. Постоянно действующие: загазованность и запыленность атмосферы, особенно вблизи транспортных магистралей.

    Периодически  повторяющиеся: разливы рек; атмосферные  инверсии с запредельными концентрации высокотоксичных ингредиентов.

    Ациклические, не поддающиеся строгим временным прогнозам, но предсказуемые при условии всестороннего учета причинно-следственных факторов.

  1. Соотношение проблемных эколого-хозяйственных ситуаций с компетенцией органов местного самоуправления. Оперативный отбор информации о возникающих ситуациях, включение их в планирование управленческой деятельности, обеспечение ресурсами, а также механизмами реализации муниципальной экологической политики.
  2. Выявление ресурсных возможностей для решения конкретных эколого-хозяйственных проблем. Реализация системы принципов сохранения здоровья населения и благополучного состояния среды жизнедеятельности человека. Соблюдение количественных и качественных пропорций природопользования, обеспечивающих устойчивое равновесие природных и социально-экономических систем на территории.
  3. Выработка принципов выбора и ранжирования эколого-хозяйственных приоритетов. Изучение ресурсного потенциала территории, который может быть задействован в местном воспроизводственном процессе. Определение на этой основе степени самостоятельности муниципального образования при решении первоочередных и стратегических задач эколого-хозяйственного развития.

Информация о работе Экологическая безопасность города