Формирование экологического сознания дошкольников средствами произведений В.Бианки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 16:20, аттестационная работа

Описание работы

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Детская познавательная литература представляет богатый материал, на основе которого можно воспитывать подрастающее поколение.
В результате анализа научно- теоретической литературы и практико - ориентированной деятельности, сложившейся на современном этапе модернизации российского образования нами выявлено противоречие, заключающееся в следующем:
- между необходимостью формирования экологического культуры в дошкольном возрасте и недостаточным использованием средств детской классической литературы для реализации данного направления педагогической деятельности.
Исходя из противоречия, проблема нашего творческого опыта заключается в следующем, какие средства использовать для эффективного формирования начал экологической культуры дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
Объект исследования - процесс формирования экологической культуры в условиях ДОУ
Предмет- содержание экологического образования.
Цель: включить в содержание работы старших дошкольников произведения В. Бианки, способствующие формированию экологической культуры.
Задачи
1. Изучить теоретический аспект формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.
2. Определить место произведений В. Бианки в содержании образова-тельной работы со старшими дошкольниками.
3. Разработать перспективный план по ознакомлению дошкольников с произведениями В. Бианки;

Гипотеза строится на следующем предположении.
Становление экологической культуры в период дошкольного детства в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно, если:
- дети будут включены в целенаправленный, систематический педагоги-ческий процесс, называемый экологическим воспитанием, в основу ко-торого положены классические произведения детской литературы В. Бианки, отражающие закономерные взаимосвязи в природе;
- используемые произведения вызывают у детей эмоциональный отклик и обеспечивают усвоение экологических знаний, формирование практических умений осознанно и бережно взаимодействовать с объектами природы;
- в пространстве жизнедеятельности детей будет создана эколого-развивающая среда, позволяющая организовать систематический эколого-педагогический процесс – содержательное взаимодействие дошкольников с объектами природы;

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….2
2. Морфология возбудителя………………………………………………….4
3. Биология возбудителя……………………………………….......................5
4. Эпизоотология заболевания……………………………………………….6
5. Патогенез и клиническое проявление…………………………………….7
6. Экономический ущерб……………………………………………………..8
7. Прижизненная и посмертная (послеубойная) диагностика, ветеринарно-санитарная оценка внутренних органов и мяса…………………….........8
8. Лечение и профилактика…………………………………………………11
9. Выводы…………………………………………………………………….13
10. Список использованной литературы……………………………………14
11. Приложение………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Произведения Бианки- экология.doc

— 164.00 Кб (Скачать)
stify">Наблюдение 6 " Украсим группу, детский сад красивыми цветами".

Дети любуются красотой цветов, срезают их для букетов, украшают группу, раздевалки, спальни, лестницы, дарят малышам. Я с детьми посещаю огород  на участке детского сада, осматриваем растения, определяем готовность плодов к сбору, планируем  работу. Начинаю чтение книги В. Бланки "Мышонок Пик" (ежедневно по одному рассказу). Перед каждым чтением дети вспоминают содержание предыдущего рассказа. Провожу целевую прогулку к овощному базару или магазину (какие овощи и фрукты продаются в магазине в сентябре). Покупаю овощи и  группе вместе с детьми готовлю салат, обсуждаю с ними последовательность и обязательность всех действий. Вечером беседую с детьми о здоровье: обсуждаю, чем полезен салат, говорю, что В свежих овощах,  фруктах, ягодах много витаминов, от которых здоровье и взрослых, и детей становится крепче; что здоровье надо ценить, потому что здоровый человек красив, всегда в хорошем  настроении, может делать интересные дела, надо радоваться здоровью и заботиться о нём.

Наблюдение 7 "Где растут садовые цветы?

"Целевая прогулка за пределы детского сада (в школу, парк)

Наблюдение 8 Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?"

Дети находят на участке семена (подорожника, вьюна и др.), убеждаются, что они сами опадают, потом разносятся ветром, цепляются за одежду, за шерсть животных; приходят к мысли о том, что их можно собрать для  зимней подкормки птиц. В свободное время я разговариваю с детьми на тему "У каких растений семена летают?" (одуванчик, мать-и-мачеха, чертополох и т.д.). Моя роль в реализации современных педагогических проблем велика, а для этого готовлюсь заранее: много читаю теоретической научной литературы, а затем свои знания и умения передаю в доступной, занимательной форме, учитывая психолого-педагогические возрастные особенности воспитанников. Прежде чем провести любое занятие по экологии, я читаю ряд научной и методической литературы, готовлю занимательный материал:  подбираю загадки, сказки, вопросы для викторин. Каждый мой поступок – это пример для воспитанника. Я очень люблю животных и стараюсь не упустить возможности  полюбоваться окрасом пролетающей птицы, пробегающей кошки. Стараюсь выразить свои эмоции вслух, поскольку не стесняюсь воспитанников. Через определенный промежуток времени я вижу отдачу: многие дети мне подражают, а меня это радует. Педагогический процесс при  участии одного воспитателя получится однобоким. Важно, чтобы экологическим воспитанием дошкольников занимались и родители, и музыкальный работник, и психолог, и логопед. Когда ведется целенаправленная работа всеми участниками педагогического процесса, тогда можно ждать хороших результатов. Так на музыкальном занятии с детьми разучивалась песенка "Не дразните собак", а психологом проведена беседа о бережном отношении к домашним животным. После этого занятия дети получили задания: вместе с родителями составить рассказ – описание о братьях наших меньших. И как результат всей подготовительной работы я провела занятие лепки. "Мой лучший друг", на котором дети рассказали о своих любимцах, спели песенку "Не дразните собак", поговорили об отношениях к ним. Я могу без сомнения  сказать, что эти ребята не обидят пробегающую мимо собаку или кошку, уж слишком трогательны и по-детски наивны были их рассказы, с большой   любовью вылепливались из пластилина ушки и носики собачек. Я считаю,  экологическое воспитание в детском саду должно иметь следующие направления:  формировать у детей  элементарные представления о растениях и животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение. Длительное  проявление бережного отношения к природе должно выполняться в играх при выполнении трудовых обязанностей в повседневной жизни. Своих детей я обучаю навыкам ухода за растениями, животными. Систематический труд в  природе  формирует у них привычку заботиться о живом. Однако этот процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребенка. Мотивы могут быть различны. Сильным стимулом к труду вызывает интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной педагогической работы. Я всегда помню правило: чем однообразнее, привычнее процесс труда для  детей, тем важнее его мотивировка. Для осуществления экологического  воспитания большое значение имеет эстетическое восприятие. Усиление эстетической стороны, осуществляю через широкое включение в этот процесс произведений искусства – важный фактор экологического воспитания.


2.3. Результаты работы по формированию начал экологической культуры  старших дошкольников

 

Подводя итоги своей работы, мы поставили цель:

-         определить динамику изменений в сформированности у детей воспитанности к объектам природы.

Отношение детей к объектам природы выявлялось как и на начальном этапе работы двумя способами: наблюдением за реакцией детей (положительной, нейтральной, отрицательной) на растения и животных уголка природы и участка, а также специальной методикой «Кончился корм», проводимой дважды в год (в сентябре и мае).

В качестве критерия оценки экологических знаний выступало понимание детьми взаимосвязей в природе - зависимостей состояния растений и поведения животных от сочетания факторов внешней среды в различные сезоны, а также понимания морфофункциональной приспособленности животных (конкретно рыб) к среде обитания. Корреляция результатов диагностического обследования старших дошкольников по позициям «знания» и «отношение», а также наблюдения за детьми в течение года позволили выделить три качественно различных уровня экологической воспитанности:

1 уровень - «пассивный» (низкий): дети (32%) обладают небольшим объемом экологических знаний и пассивным (непроявленным) отношением к окружающим их объектам природы. У них наблюдается слабая эмоциональная отзывчивость на события, касающиеся питомцев уголка природы, они участвуют в практических мероприятиях только по настоянию воспитателя, выполняют трудовые поручения под его наблюдением и с его помощью.

П уровень - «умеренно активный» (дисгармоничный, средний): у детей (41%) неравномерно представлены «знания» и «отношение», имеется «крен» в ту или другую сторону. Одни дошкольники обладают достаточным объемом экологических знаний, они активны в вербальном плане, легко устанавливают связи между объектами природы и формулируют их. Охотно рассказывают о впечатлениях, полученных от телевизора, на отдыхе, в выходные дни. Однако у этих детей недостаточно проявляется осознанно-правильное отношение к природе – питомцам уголка природы: они редко включаются в самостоятельные наблюдения, не замечают их состояния, не проявляют сопереживания; не всегда обнаруживают желание трудиться в уголке природы, неохотно выполняют поручения воспитателя. Другая группа детей этого уровня не имеет обширных экологических знаний, иногда затрудняется в установлении причинно-следственных связей в природе, формулировании выводов. Но эти дети охотно трудятся в уголке природы, имеют практические навыки, не нуждаются в помощи воспитателя. Самостоятельно замечают красивые явления или какие-либо отклонения в состоянии обитателей уголка природы.

П уровень - «умеренно активный» (высокий): дети (25%) имеют разнообразные конкретные и обобщенные экологические представления. Активно участвуют в учебном диалоге на экологических занятиях, легко устанавливают взаимосвязи при обсуждении календарей природы (графических моделей). Они ярко проявляют свое отношение к объектам природы, имеющимся в их повседневном окружении. Дети охотно и сознательно трудятся в уголке природы, на учебном огороде, в комнате природы, обнаруживают разнообразные чувства – сопереживание, тревогу, чуткость, осторожность, замечают красивые явления в растительном и животном мире, часто воспроизводят их в продуктах своего творчества (рисунках, лепке, поделках из природного материала). По результатам диагностики прослеживается положительная динамика сформированности основ экологической культуры, которая отражена нами в таблице1.

Таблица 1.

Уровни

Начальный этап

(2004-2005 г)

Итоговый этап

(2005-2006 г)

1 уровень - «пассивный» (низкий):

57

32

П уровень - «умеренно активный»

30

41

П уровень - «умеренно активный»

13

25

 

Выявлено три фактора, обеспечивающих успех в этом процессе:

-         интегративное включение литературных произведений В. Бианки в различные виды детской деятельности с технологий описания всех мероприятий с указанием их воспитательно-образовательных целей (задач), способов организации, сценарием варианта возможного проведения; четкое помесячно-недельное планирование мероприятий;

-         учет мотивационных состояний дошкольников и включение разнообразных форм, методов и приемов работы в образовательный процесс;

-         расширение образовательного пространства, включающее в образовательный процесс специалистов: психолога, музыкального руководителя, учителя- логопеда, медсестру , родителей.

Обнаружены факторы, снижающие эффективность нашей технологии в достижении высоких результатов экологической воспитанности детей: общая социально-экономическая нестабильность учреждения, недостаточная общепедагогическая и эколого-педагогическая компетентность воспитателей, «отчужденность» семьи от проблем педагогики и экологии.

Таким образом, установлено, что качество экологического воспитания детей в детском саду обеспечивается интегративным включением в содержание экологического образования произведений детской познавательной литературы во все виды детской деятельности; привлечением к образовательному процессу всех сотрудников и родителей; системной работой по формированию собственного отношения к данной проблеме.

Заключение

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном и в этом нам помогают произведения В. Бианки. Литература способствует умственному развитию детей, их логическому. Художественная литература и наблюдения служат  могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал. В современном мире принято считать человека – покорителем природы, властелином, господином, я не случайно затронула проблему экологии. Здоровая планета Земля – здоровые ее дети. А мне не безразлична жизнь и здоровье моих воспитанников, я не согласна, что мы господа над природой.

 

Литература

 

  1. Алексеев С.В. Экология: наука и область образования: Методические рекомендации.- СПб., 1994.

2.            Бианки В.

  1. Вересов Н.Н. «Основы гуманитарного подхода к экологическому  воспитанию старших дошкольников» //Дошкольное воспитание 1997.-№7
  2. Вернадский В.И. Живое вещество.-М.,1978.
  3. Гирусов Э.В., Широкова И.Ю. Экология и культура.- М.,1983.
  4. Глазычев С.Н. Экологическая культура.-М.,1997.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.,1996.
  6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методика диагностики и коррекции отношения к природе. Серия « Экологическая психология и педагогика».-М.,1995.
  7. Запорожец А.В.  Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов.- М.,1978.
  8. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных / Под ред. Н.Ф. Виноградовой.-М.,1982.
  9. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования/ Отв. Ред. Г.А. Анпилов.-Новосибирск,1987.
  10. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика.-1993.-№2.
  11. Методика ознакомления дошкольников с природой в детском саду: Учебное пособие для пед.училищ / Под ред. П.Г.Саморуковой.-М.,1992.
  12. Маневцова Л.М. Использование элементов поисковой деятельности в формировании познавательных интересов старших дошкольников //Дошкольное воспитание.-1973 №11.
  13. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.-М.,1995.
  14. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников.-М.,1995.
  15. Потапова Т.В., Кикнадзе С.Г. и др. Надежда: Программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природоиспользования и правам человека.- Пущино, й998.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Пособие для вуза.-2-е изд.-М.,1994.
  17. Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно- метод. комплект по экологическому образованию дошкольников.-М.,1998.
  18. Саморукова П.Г. Систематизация знаний у детей о природе // Дошкольное воспитание.-1973.-№4.

 


 

 

 

 

Информация о работе Формирование экологического сознания дошкольников средствами произведений В.Бианки