Формирование экологического сознания дошкольников средствами произведений В.Бианки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 16:20, аттестационная работа

Описание работы

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Детская познавательная литература представляет богатый материал, на основе которого можно воспитывать подрастающее поколение.
В результате анализа научно- теоретической литературы и практико - ориентированной деятельности, сложившейся на современном этапе модернизации российского образования нами выявлено противоречие, заключающееся в следующем:
- между необходимостью формирования экологического культуры в дошкольном возрасте и недостаточным использованием средств детской классической литературы для реализации данного направления педагогической деятельности.
Исходя из противоречия, проблема нашего творческого опыта заключается в следующем, какие средства использовать для эффективного формирования начал экологической культуры дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
Объект исследования - процесс формирования экологической культуры в условиях ДОУ
Предмет- содержание экологического образования.
Цель: включить в содержание работы старших дошкольников произведения В. Бианки, способствующие формированию экологической культуры.
Задачи
1. Изучить теоретический аспект формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.
2. Определить место произведений В. Бианки в содержании образова-тельной работы со старшими дошкольниками.
3. Разработать перспективный план по ознакомлению дошкольников с произведениями В. Бианки;

Гипотеза строится на следующем предположении.
Становление экологической культуры в период дошкольного детства в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно, если:
- дети будут включены в целенаправленный, систематический педагоги-ческий процесс, называемый экологическим воспитанием, в основу ко-торого положены классические произведения детской литературы В. Бианки, отражающие закономерные взаимосвязи в природе;
- используемые произведения вызывают у детей эмоциональный отклик и обеспечивают усвоение экологических знаний, формирование практических умений осознанно и бережно взаимодействовать с объектами природы;
- в пространстве жизнедеятельности детей будет создана эколого-развивающая среда, позволяющая организовать систематический эколого-педагогический процесс – содержательное взаимодействие дошкольников с объектами природы;

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….2
2. Морфология возбудителя………………………………………………….4
3. Биология возбудителя……………………………………….......................5
4. Эпизоотология заболевания……………………………………………….6
5. Патогенез и клиническое проявление…………………………………….7
6. Экономический ущерб……………………………………………………..8
7. Прижизненная и посмертная (послеубойная) диагностика, ветеринарно-санитарная оценка внутренних органов и мяса…………………….........8
8. Лечение и профилактика…………………………………………………11
9. Выводы…………………………………………………………………….13
10. Список использованной литературы……………………………………14
11. Приложение………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Произведения Бианки- экология.doc

— 164.00 Кб (Скачать)


6

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

 

Произведения В. Бианки как средство формирования экологической культуры в условиях детского сада.

 

 

 

 

 

 

Бех Екатерина Леонидовна

 

 

 

 

 

 

Г. Ростов-на-Дону


Содержание

 

Введение

ГЛАВА 1.Теоретические основы развития экологической культуры в дошкольном возрасте.

 

1.1.Феномен культуры в формирования нового экологического сознания дошкольников.

 

1.2.Особенности знакомства детей с миром живой природы по произведениям В. Бианки

 

ГЛАВА 2. . Произведения В. Бианки – средство формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Определение исходного состояния воспитанности детей старшего дошкольного возраста по отношению к объектам природы.

 

2.2.Содержание педагогической деятельности по экологическому образованию старших дошкольников

 

2.3. Результаты работы по формированию начал экологической культуры старших дошкольников

 

Заключение

Литература

Приложения
Введение

В наши дни, когда Земля – наш общий дом, находится на грани экологической катастрофы, обострились экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека (загрязнения воды, воздуха, продуктов питания), к этому более чувствительны дети. Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед нашими потомками, перед историей. Люди подчас не осознают, как пагубен ограниченный подход к природе. Ведь до сих пор жители планеты привыкли только брать у природы, не заботясь о ее истощении (здоровье). Чтобы сохранить природу на земле, нужны образованные люди. От них буде зависеть ее судьба. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство- это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания», «Концепция модернизации образования»). Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. И первые основы экологических знаний, экологической культуры мы закладываем в детском саду – первом звене непрерывного образования. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и увы, остающейся  по-детски беззащитной перед нами, перед варваром –Человеком. Получив неограниченную власть над природой и надменно упиваясь этой властью, он считающий себя  "венцом природы", забыл, что сам  является ее скромной частицей. Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять,- горестно восклицает современный русский писатель В.Астафьев - что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не  прожить и дня единого". Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух. Ресурсы  планеты не умножаются, пригодной для питья воды становится все меньше. Превращаются в пески плодородные земли – главный источник нашей жизни. На глазах сокращается площадь лесов, дающих Земле кислород, стабилизирующих климат и циркуляцию вод. Повсеместно дают о себе знать химические загрязнения. В результате варварского хозяйствования человека буквально "вывали  –ваются" на планету горы отбросов, удушающих все живое. Выбросы в атмосферу различных газов ускоряют "парниковый эффект", истощают вокруг планеты озоновый слой. Экологические проблемы не знают  государственных границ и природных рубежей – они глобальны. Экологическая ситуация, например, на Урале, может оказать воздействие на состояние окружающей среды во Флориде, а  процессы, происходящие, скажем, в Калифорнии, способны повлиять на состояние живой природы на Дальнем Востоке. Пыль Сахары с помощью пассатов достигает берегов Южной Америки, а дыхание Чернобыля, к большому сожалению, ощутили и в некоторых странах Западной Европы Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: "Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля", значит пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется  сил, средств или разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: Каждый хотел лучшего для себя." Мы переживаем мучительное время, когда в мире рушатся  многие наши идеалы, устои человеческой морали; многие считают, что рушится само здание всемирной культуры, с таким трудом, с таким самопожертвованием Земли. Во всяком случае, этот процесс очень ярко проявляется в нашей стране. Сегодня в мире сложилась, можно сказать, парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в  то  же время само оказалось на краю гибели, вынужденное заняться поиском ответа  на известный вопрос: "Быть или не быть?" Поработав в детском саду много лет, экологическую проблему в деле воспитания дошкольников считаю самой актуальной. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры. Правильного отношения к природе, к  себе и другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды и т.д. Знания – это не самоцель в  экологическом  воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется  потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм  взаимодействия  ребенка  с  растениями  и животными,  имеющимися  в  помещении, на участке детского сада и дома. Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Детская познавательная литература представляет богатый материал, на основе которого  можно воспитывать подрастающее поколение.

В результате анализа научно- теоретической литературы и практико - ориентированной деятельности, сложившейся на современном этапе модернизации российского образования нами выявлено противоречие, заключающееся в следующем:

-         между необходимостью формирования экологического культуры в дошкольном возрасте и недостаточным использованием средств детской классической литературы для реализации данного направления педагогической деятельности.

Исходя из противоречия, проблема нашего творческого опыта заключается в следующем, какие средства использовать для эффективного формирования начал экологической культуры дошкольников в условиях дошкольного учреждения.

Объект исследования - процесс формирования экологической культуры в условиях ДОУ

Предмет- содержание экологического образования.

Цель: включить в содержание работы старших дошкольников произведения В. Бианки, способствующие формированию экологической культуры.

Задачи

  1. Изучить теоретический аспект формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.

2.      Определить место произведений В. Бианки в содержании образовательной работы со старшими дошкольниками.

3.      Разработать перспективный план по ознакомлению дошкольников с произведениями В. Бианки;

 

 

Гипотеза строится на следующем предположении.

Становление экологической культуры в период дошкольного детства в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно, если:

-               дети будут включены в целенаправленный, систематический педагогический процесс, называемый экологическим воспитанием, в основу которого положены классические произведения детской литературы В. Бианки, отражающие закономерные взаимосвязи в природе;

-               используемые произведения вызывают у детей эмоциональный отклик и обеспечивают усвоение экологических знаний, формирование практических умений осознанно и бережно взаимодействовать с объектами природы;

-               в пространстве жизнедеятельности детей будет создана эколого-развивающая среда, позволяющая организовать систематический эколого-педагогический процесс – содержательное взаимодействие дошкольников с объектами природы;

Теоретическая база опыта.

Теоретической основой работы стали психолого-педагогические  исследования, демонстрирующие значение систематизации в построении воспитательно-образовательного процесса с детьми в аспекте феномена экологической культуры (Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина, Н.Ф.Виноградова В.В.Давыдов, А.В.Запорожец С.Н. Николаева, С.Л.Рубинштейн, П.Г.Саморукова)


ГЛАВА 1.Теоретические основы развития экологической культуры в дошкольном возрасте.

 

1.1. .Феномен культуры в формирования нового экологического сознания дошкольников.

.

 

Понятие экологической культуры обстоятельно рассматривается на Пер-вой всероссийской конференции (Красноярск 1991 г.). По мнению  С.Н.Глазычева, С.Н.Николаевой экологическая культура связана с деятельностью, социально-нравственной ориентацией потребности в улучшении окружающей среды. Экологическая культура личности строится на базе закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей. Э.В. Гирусов сущность экологической культуры рассматривает в аспектах природопользования, осознания опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, что связано с самоограничением личного потребления и поиском оптимальных норм производственного потребления. Ряд исследователей (Б.Т. Лихачев, И.Ю. Широкова, и др.) связывает экологическую культуру с переориентацией господствующего антропоцентрического мышления на экологическое, биоцентрическое мышление, когда человек будет рассматривать себя наравне с природой. Такое мышление может сформироваться на основе более глубокого изучения объективных законов живой природы. Именно незнание, недооценка, игнорирование этих законов во всех формах хозяйственной деятельности привели человечество к многочисленным экологическим проблемам.

На рубеже тысячелетий у философов, педагогов, психологов, культурологов, экологов (С.Н.Глазачев, Б.Т.Лихачев, С.В.Алексеев, и др.) складывается широкое понимание экологической культуры, понимание того, что на этапе цивилизационных сдвигов, бурных общепланетарных изменений именно экологическая культура должна стать тем ядром человеческой личности, которое сможет спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый виток развития. По мнению С.Н.Глазачева и О.Н.Козловой все явления окружающего мира, включая и человека со всеми его потребностями, интересами, деятельностью, следует рассматривать в их взаимосвязанности, взаимозависимости. Должен утвердиться принцип «расширения зоны видения», изучение не отдельных объектов, а современное культурное восприятие мира в целом, необходима ориентация на абсолютные ценности. Этот принцип поддерживается многими исследователями (С.Н. Глазычев, Э.В. Гирусов, И.Ю. Широкова, И.Д.Зверев и др.).

Г.Н.Саенко считает, что в основу нового подхода (расширенной зоны видения) должны быть положены космические идеи В.И. Вернадского (космическое мироощущение ученого, которое сродни чувству мировой гармонии). Учение о Ноосфере — это философская концепция единства Человека и Вселенной, позволяющая осознать, что Разум, управляющий нашими поступками, действует как в сфере материального, так и в сфере духовного. Разум создает среду, в которой мы живем.

Большинство исследователей, обсуждая феномен экологической куль-туры, опираются на подсистемы понятия, в качестве которых выступают экологическое мышление, экологическое сознание, отношение, экологическая деятельность т.е. экологическая культура рассматривается как широкое интегративное свойство личности. Философы Э.В.Гирусов, А.Н.Кочергин, Ю.Г.Марков, Н.Г.Васильев и др. рассматривают экологическое сознание как совокупность обширного знания (взглядов, теорий, концепций) и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Экологическое сознание определяет иной масштаб деятельности: историческую оценку достижений человечества во взаимодействии с природой, планирование предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Не случайно выдвинута модель «опережающего образования» (А.Д.Урсул), в рамках которого создается некий идеал: на него ориентируется образовательный процесс — от прошлого к настоящему и в направлении к будущему. Ряд исследователей связывают экологическую культуру с развитием способности эстетического восприятия природы (Б.Т.Лихачев и др.).

Для теоретического обоснования методики экологического воспитания дошкольников, формирования у детей начал экологической культуры на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие положения биоэкологии — первоосновы всего экологического знания ( Н.Н. Вересов, Н.А. Рыжова, Г.П.Саморукова ). Природа существует объективно, изначально независимо от человека, развивается по своим непреложным законам. Человечество лишь на последней стадии исторического развития стало геологической силой, силой планетарного масштаба, при этом оно вторглось в природу, не зная ее законов. Поэтому при любых подходах к построению системы экологического образования, при любых способах интеграции его содержания знание экологических законов природы должно быть обязательным для каждого человека, оно должно составить первооснову экологической культуры. Таким образом, очевидно: экологическая культура — это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; свое начало она берет в дошкольном детстве; ее становление происходит при участии и под руководством взрослых.

Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание дошкольного образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования С.Н. Николаева до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов). Она предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).

С.Д. Дерябо, В.А Ясвин неоднократно указывали на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Они подчеркивают, что экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой. Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.

В дошкольной педагогике также пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания. Такая ситуация объясняется рядом причин. В предыдущий период по отношению к дошкольникам применялся термин «дошкольное воспитание», подразумевающий и обучение, и воспитание ребенка. Соответственно, возник и термин «экологическое воспитание». В то же время в системе непрерывного экологического образования в качестве интегрального понятия используется, как уже отмечалось, термин «экологическое образование», включающий воспитание, обучение, развитие. В последние годы в дошкольной педагогике появились выражения «дошкольное образование», «образовательное пространство детского сада», «образовательные программы», а сами детские сады официально переименованы в дошкольные образовательные учреждения. В связи с этим, а также в силу того, что дошкольная ступень является неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования, мне кажется возможным использование термина «экологическое образование дошкольников». При этом на разных ступенях системы непрерывного экологического образования воспитание и обучение могут играть разную роль (так, для дошкольников важнее воспитание, чем обучение). и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г.Филиппова). С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Информация о работе Формирование экологического сознания дошкольников средствами произведений В.Бианки