Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 16:20, аттестационная работа
Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Детская познавательная литература представляет богатый материал, на основе которого можно воспитывать подрастающее поколение.
В результате анализа научно- теоретической литературы и практико - ориентированной деятельности, сложившейся на современном этапе модернизации российского образования нами выявлено противоречие, заключающееся в следующем:
- между необходимостью формирования экологического культуры в дошкольном возрасте и недостаточным использованием средств детской классической литературы для реализации данного направления педагогической деятельности.
Исходя из противоречия, проблема нашего творческого опыта заключается в следующем, какие средства использовать для эффективного формирования начал экологической культуры дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
Объект исследования - процесс формирования экологической культуры в условиях ДОУ
Предмет- содержание экологического образования.
Цель: включить в содержание работы старших дошкольников произведения В. Бианки, способствующие формированию экологической культуры.
Задачи
1. Изучить теоретический аспект формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.
2. Определить место произведений В. Бианки в содержании образова-тельной работы со старшими дошкольниками.
3. Разработать перспективный план по ознакомлению дошкольников с произведениями В. Бианки;
Гипотеза строится на следующем предположении.
Становление экологической культуры в период дошкольного детства в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно, если:
- дети будут включены в целенаправленный, систематический педагоги-ческий процесс, называемый экологическим воспитанием, в основу ко-торого положены классические произведения детской литературы В. Бианки, отражающие закономерные взаимосвязи в природе;
- используемые произведения вызывают у детей эмоциональный отклик и обеспечивают усвоение экологических знаний, формирование практических умений осознанно и бережно взаимодействовать с объектами природы;
- в пространстве жизнедеятельности детей будет создана эколого-развивающая среда, позволяющая организовать систематический эколого-педагогический процесс – содержательное взаимодействие дошкольников с объектами природы;
1. Введение…………………………………………………………………….2
2. Морфология возбудителя………………………………………………….4
3. Биология возбудителя……………………………………….......................5
4. Эпизоотология заболевания……………………………………………….6
5. Патогенез и клиническое проявление…………………………………….7
6. Экономический ущерб……………………………………………………..8
7. Прижизненная и посмертная (послеубойная) диагностика, ветеринарно-санитарная оценка внутренних органов и мяса…………………….........8
8. Лечение и профилактика…………………………………………………11
9. Выводы…………………………………………………………………….13
10. Список использованной литературы……………………………………14
11. Приложение………………………………………………………………15
Итак, мы определили, что в качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.
Мы согласны с позицией Н. Рыжовой, которая предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
1.2. Особенности знакомства детей с миром живой природы по произведениям В. Бианки
Произведения В. Бианки представляют несомненный интерес и имеют огромное познавательное и воспитательное значение в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста. Произведения Виталия Бианки представляют богатый материал, на основе которого можно проводить систематическое знакомство детей с обитателями животного мира, птицами, насекомыми.
Бианки Виталий Валентинович (1894 – 1959) - русский писатель. Родился 30 января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи. Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке – водил в Зоологический музей, поручал ведение натуралистических заметок. Еще мальчишкой он проводил в лесу все свободное время, с жадностью прислушивался к рассказам старых охотников. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему одни животные строят домишки на деревьях, другие — на воде или под водой. Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923). Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора. Окончив университет, Виталий Бианки побывал с экспедициями во многих уголках Советского Союза. В своих лесных былях и сказках он ответил детям на множество вопросов, а ребятам постарше посвятил увлекательную «Лесную газету» — календарь природы нашей страны. «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Одинец» — в основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться. Герои Бианки — это не только животные, птицы и насекомые, но и их друзья — ребята. Сергейка из рассказа «Кузя двухвостый» мечтает поймать какую-нибудь птичку. На основе произведений Бианки можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но давать знания о строении, повадках, среде обитания птиц. Наверное, все помнят детскую сказку Виталия Бианки «Чей клюв лучше», где разные птицы убеждали друг друга в преимуществах своего клюва, пока неожиданно появившийся ястреб не прервал этот спор весьма прозаическим образом, скушав несчастного мухолова — зачинателя спора. На основе этой сказки можно познакомить детей среднего дошкольного возраста со строением птицы. Прежде всего, педагогу необходимо знать, что клюв— важнейшая характеристика птиц как особого класса позвоночных животных (класс Aves), причем именно разнообразие клювов (их костной основы и связанных с ней роговых и мягких структур) ложится в основу систематического подразделения птиц на отряды, семейства и роды. Более того, выделение двух подклассов современных птиц — древне небных (страусы и их родственники) и ново небных (все остальные) также основано на внутреннем строении клюва, а именно на характере сочленения костей, слагающих твердое небо. Размеры клюва нередко являются важными характеристиками и мелких систематических подразделений — видов и подвидов[2]. Клюв определяет не только положение птицы в системе, но и ее «профессию». Клюв прямым образом связан с условиями и способами питания и даже со способом проглатывания добычи. Один вид клюва позволяет нам сразу же сказать, какой корм, где и каким образом добывает счастливая обладательница данного «оружия» и «инструмента». И оружия и инструмента одновременно, поскольку клювом птица захватывает добычу и умерщвляет ее, а также может совершать им разнообразные манипуляции — от сбора веток и травинок и почесывания перьев гнезда. Клюв — и орудие нападения, и орудие защиты при нападении врагов. Только хищные птицы и совы сперва хватают добычу лапами; их же используют куриные птицы и страусы для расчистки почвы и листвы при поиске червей и личинок насекомых (вороны, если вы замечали, делают то клювом). Длинные клювы характерны для птиц, выхватывающих пищу из воды или выбирающих ее из мягкого субстрата (пеликанов, аистов, цапель, ибисов куликов). В то же время у ныряющих птиц, догоняющих рыбу под водой (пингвинов, чистиковых, бакланов), клюв не длинный, зато снабжен роговыми зубчиками или крючком на конце, чтобы лучше удерживать скользкое тело жертвы. Удлиненный клюв характерен также для птиц-«сосальщиков», питающихся цветочным нектаром (колибри, медососы, нектарницы), и птиц, вытаскивающих насекомых из узких щелей в стенках скал или коры деревьев (стенолаз, пищухи, удод). Конечно, одного клюва здесь мало и большую помощь этим птицам оказывает не менее длинный подвижный язык, который действует, как трубочка для насасывания сока или липучка наподобие выбрасывающегося языка хамелеона. У настоящих хищников (ястребиные птицы, сокола, совы) клюв сильный, но не длинный, с мощным крючковатым надклювьем, помогающим разрывать добычу. Относительно крючковатый клюв и у воробьиных хищничающих птиц, например у сорокопутов. Птицы, охотящиеся на мелких насекомых в воздухе, обычно имеют небольшой приплюснутый клюв с широким разрезом рта, уходящим за линию глаз и окаймленным твердыми щетинками. Все вместе это действует наподобие сачка. Таков клюв у ласточек, стрижей и козодоев. У дятлов, долбящих клювом стволы деревьев, «инструмент» крепкий и долотообразный. Соответственно, особым образом укреплен череп. Удар происходит по принципу молотка. Дятел отклоняется от дерева за счет упора хвоста и лап, затем бьет, используя энергию рычага. Клювом дятлы расчищают себе дорогу к пище - спрятанной внутри ходов в древесине крупной личинке дровосека, а захватывают ее каковыми являются клесты, надклювье и подклювье крестообразно скрещены. Кулики — это поразительное разнообразие клювов, коротких и длинных, загнутых вверх, вниз и даже, как только что упоминалось, вбок. Длинные и изогнутые книзу клювы у кроншнепов — самых крупных куликов мира. Еще более изогнут, серпом, «инструмент» серпоклювов, гнездящихся по галечниковым берегам горных речек Памира. У близких кроншнепам веретенников клювы длинные и прямые. Веретенники и кроншнепы живут на моховых болотах, временно заливаемых приморских лугах (маршах) и даже в сухой травянистой степи. Также длинные и прямые клювы у лесного кулика вальдшнепа и его кузенов — бекасов и дупелей, живущих у лесных болот и на влажных лугах. Все эти кулики зондируют почву клювом, конец которого, с одной стороны, чувствителен к копошащимся в почве личинкам и червям, а с другой — обладает некоторой пластичностью и может приоткрываться, чтобы ухватить найденную в мягком субстрате добычу. Невелики клювы у зуйков, полюбивших песчаные берега рек и морских побережий. Это собиратели, которые не могут проникнуть клювом глубоко в песок и более полагаются на свои глаза и ноги — им приходится активно передвигаться по субстрату. Некоторые из куликов «шарят» своим клювом, переворачивая в поисках червей и рачков камешки на литорали. Их так и называют — камнешарками. Небольшие кулики плавунчики — большие оригиналы. Они плавают, подобно уткам, и кормятся на воде. Но клювы у них не плоские, с «ситом», а тонкие, шиловидные. Степенно процеживать воду они не могут, приходится без конца вертеться на воде, чтобы склевывать сдуваемых на нее ветром летающих насекомых[3]. Обо всем этом и многом другом можно узнать из замечательных произведений В. Бианки. Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе».Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как «Первая охота» (1923), «Кто о чем поет» (1923), «Как Муравьишка домой спешил» (1935), «Сказки зверолова» (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки писал также повести (Одинец, 1928, Карабаш, 1926, и др.), рассказы (сборник Прятки, 1945 и др.) и тематические циклы (Мышонок Пик, 1926, Синичкин календарь, 1945 и др). Бианки много путешествовал – маршруты проходили по Центральной России, Северу. Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже написанным и изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до самой смерти писателя неоднократно дополнялись при переизданиях Лесная газета, сборник Лесные были и небылицы (последнее прижизненное изд. 1957),ставшие классическими образцами научно-художественных произведений для В последние годы жизни Бианки тяжело болел– у него были полностью детей. парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимом писателе А.Грине мечтал создать клуб «Алые паруса». За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира. Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка». Вот несколько изданий, которые можно найти или в книжных магазинах, или в библиотеках: Одно из самых удивительных свойств книг В.В.Бианки состоит том, что они не только, как бы это сказать, расширяют кругозор. Нет. Они учат смотреть, видеть и понимать. Они уводят за собой в лес, в поле, даже на болото. И если вы поддадитесь этому искушению, и подарите себе пусть маленькое (пока) лесное путешествие, то это сможет стать самым главным о открытием для вашего ребенка.
В.Бианки пишет о том, что хорошо знает: “И вот я пишу рассказы, повести, сказки – про лес и охоту, про зверей и птиц, мою радость. Чтобы писать про животных, надо не только их любить, не только знать, как называется та или иная птичка, бабочка, жучок. Надо уметь неутомимо ходить по лесу и так ходить, чтоб ни один сучок не треснул, не напугал лесных жителей. Надо еще иметь особые глаза, которые видят все, что происходит в траве, среди листвы. Надо быть терпеливым, наблюдательным, чтоб лес открыл тебе свои тайны. Именно таким человеком был В.Бианки.
Обратимся к природоведческим рассказам В.Бианки. В его произведениях занимательный сюжет сочетается с юмористическим восприятием; автор точно описывает географическое место действия, определяет календарную определенность времени (Где? Когда?) происходит событие. Биологически видовая точность персонажа, верное описание его повадок, картины природы органически вплетаются в сюжет, характеризуют настроение автора и его героев. Нет, пожалуй, такой птицы и такого зверя, о котором не рассказал В.Бианки: «Голубой зверек», «Задерихвост», «Черная лисица», « Аришка- трусишка», «Сумашедшая птица» и др. Но не одни только звери и птицы в его книгах: «Музыкант», «Лупленый бочок», «Кузя двухвостый», «Тигр – пятиполосик», «Подкидыш» и др. Бианки хотел, чтобы все ребята и взрослые могли сказать зверям и птицам так, как сказал мальчик зайчонку в рассказе “Лупленый бочок”:-Глупенький, мы же люди, мы тебя не обидим. Произведения В.Бианки отличаются своим разнообразием тематики. Книги В.Бианки – целая энциклопедия биологических знаний. Произведения В.Бианки дают правильное представление о закономерностях жизни природы, воспитывают правильное к ней отношение. Пробуждают интерес к природе, учат наблюдать, смотреть и слушать.
В.Бианки создал жанр научной сказки – наиболее близкий дошкольнику и младшему школьнику. Сохраняя в произведении все сказочные элементы, автор превращает сказку в удобную форму, доносящую до сознания детей. Сегодня мы внимательно вчитаемся в сказки В.Бианки “Теремок” и сравним ее с русской народной сказкой с таким же названием. В русской народной сказке « Теремок» – знакомство со зверем, а у Бианки – описывается внешний вид, образ жизни, показаны изменения в природе, взаимоотношения зверей в природе; в русской народной сказке – декларируется идея дружбы, взаимопомощи; у Бианки – мой дом – моя крепость, каждый живет своей жизнью, потому что в природе эти звери не дружат. Каждый имеет свое предназначение. В. Бианки написал более 30 сказок. Обо всех трудно рассказать на страницах данной работы.
Наверное, самой интересной, самой замечательной книгой В.Бианки является “Лесная газета”. “Растил” он ее с 1924 г. до конца своей жизни. Из раздела журнала “Новый Робинзон” выросла до книги. Помогали В.Бианки в создании этой книги сотни людей: писатели, корреспонденты и просто любители природы. Произведение написано живо, эмоционально, интересно, занимательно. Дети черпают научные сведения, знания о жизни обитателей леса, узнают об их повадках, образе жизни, питании, особенностях поведения.
Глава 2. Произведения В. Бианки – средство формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Отношение детей к объектам природы выявлялось двумя способами: наблюдением за реакцией детей (положительной, нейтральной, отрицательной) на растения и животных уголка природы и участка, а также специальной методикой «Кончился корм», проводимой дважды в год (в сентябре и мае).
В качестве критерия оценки экологических знаний выступало понимание детьми взаимосвязей в природе - зависимостей состояния растений и поведения животных от сочетания факторов внешней среды в различные сезоны, а также понимания морфофункциональной приспособленности животных (конкретно рыб) к среде обитания. Корреляция результатов диагностического обследования старших дошкольников по позициям «знания» и «отношение», а также наблюдения за детьми в течение года позволили выделить три качественно различных уровня экологической воспитанности:
1 уровень - «пассивный» (низкий): дети (57%) обладают небольшим объемом экологических знаний и пассивным (непроявленным) отношением к окружающим их объектам природы. У них наблюдается слабая эмоциональная отзывчивость на события, касающиеся питомцев уголка природы, они участвуют в практических мероприятиях только по настоянию воспитателя, выполняют трудовые поручения под его наблюдением и с его помощью.
П уровень - «умеренно активный» (дисгармоничный, средний): у детей (30%) неравномерно представлены «знания» и «отношение», имеется «крен» в ту или другую сторону. Одни дошкольники обладают достаточным объемом экологических знаний, они активны в вербальном плане, легко устанавливают связи между объектами природы и формулируют их. Охотно рассказывают о впечатлениях, полученных от телевизора, на отдыхе, в выходные дни. Однако у этих детей недостаточно проявляется осознанно-правильное отношение к природе – питомцам уголка природы: они редко включаются в самостоятельные наблюдения, не замечают их состояния, не проявляют сопереживания; не всегда обнаруживают желание трудиться в уголке природы, неохотно выполняют поручения воспитателя. Другая группа детей этого уровня не имеет обширных экологических знаний, иногда затрудняется в установлении причинно-следственных связей в природе, формулировании выводов. Но эти дети охотно трудятся в уголке природы, имеют практические навыки, не нуждаются в помощи воспитателя. Самостоятельно замечают красивые явления или какие-либо отклонения в состоянии обитателей уголка природы.
Ш - уровень экологической воспитанности - «гармонично-активный» (высокий): дети (13%) имеют разнообразные конкретные и обобщенные экологические представления. Активно участвуют в учебном диалоге на экологических занятиях, легко устанавливают взаимосвязи при обсуждении календарей природы (графических моделей). Они ярко проявляют свое отношение к объектам природы, имеющимся в их повседневном окружении. Дети охотно и сознательно трудятся в уголке природы, на учебном огороде, в комнате природы, обнаруживают разнообразные чувства – сопереживание, тревогу, чуткость, осторожность, замечают красивые явления в растительном и животном мире, часто воспроизводят их в продуктах своего творчества (рисунках, лепке, поделках из природного материала).
Таким образом, мы выявили, что необходима целенаправленная работа, ориентированная на формирование начал экологической культуры, выражающаяся в ценностном отношении дошкольников к объектам природы на основе развития познавательного интереса к миру природы.
На данном этапе нашей работы нами определены следующие задачи:
1. формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе) через ознакомление с произведениями В.Бианки
2. развитие познавательного интереса к миру природы;
3. воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
Нами разработан перспективный план работы, включающий произведения В. Бианки (см. Приложение.). Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью, они включались на занятия познавательного и художественно- эстетического цикла, прогулки, экскурсии, досуги, праздники, трудовую деятельность. На основе его сказок и рассказов мы воспитывали любовь и уважение к природе, учили понимать природу, ее законы и особенности. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительно остается речь воспитателя и иллюстрации книги. Поэтому, прежде всего, подбирала книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней.
Основные занятия о птицах и сведения об уходе за ними дети получают во время занятий и на прогулке. Однако процесс ознакомления с птицами не сводится только к занятиям. Побуждаю детей к наблюдению за птицами в течение дня, в конце каждого занятия дает детям задания по наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за птицами усиливает интерес детей к живым существам; важно поддержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями. Знания о птицах дети получают и на прогулке, во время систематических наблюдений за птицами у кормушки. Ребята отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши видят, что мы со старшими детьми систематически подкармливаем птиц, заботимся о них особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма, это укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них. Был случай, когда из гнезда выпал птенец. Мы его взяли и выкормили булкой, размоченной в молоке, земляными червями. Такой птенец вырастая, привык к нам и даже осенью не стал улететь. Дети знакомятся с повадками и жизнью птиц. Для того чтобы отвечать на бесконечные детские вопросы, надо самому знать об окружающем мире достаточно. Но что знаем мы, затерянные в городских лабиринтах, с трудом отличающие ясень от клена, а из птиц способные "узнать в лицо" разве что ворону, голубя и воробья? И здесь как нельзя, кстати, придутся произведения Виталия Валентиновича Бианки. Во- первых, потому что они составляют целую, хотя и компактную, энциклопедию лесного мира. Во-вторых, написана эта энциклопедия так, что не грех поучиться, как, собственно, следует беседовать с детьми, чтобы им все было интересно и ясно, и при этом ни на миллиметр не отступало бы от научной истины. Конечно, малышам вместе с родителями следует начинать не со знаменитой "Лесной газеты", а с небольших сказок - несказок В.Бианки (так сам автор называл свои произведения).
Работая с дошкольниками, стараюсь использовать разнообразные формы и методы: это и циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке; ведение разных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих ситуаций. Спецификой моей технологии является использование на протяжении всего учебного года литературных произведений В.Бианки, которые доступны детям этого возраста, достоверно отражают специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому.
Значительное место отвожу творческим процессам, восприятию произведений искусства с природоведческой тематикой, изодеятельности, словесно- литературному творчеству (рисование иллюстраций к рассказам и сказкам В.Бианки, изготовление самодельных книг), организация выставок. Начинается цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка.
Наблюдение 1.Что цветет на участке в начале сентября?"
Осмотр участка, поиск цветущих растений, определение их названий, фиксация внимания детей на красоте цветущих растений.
Наблюдение 2. "Какие они, цветущие растения?"
Осмотр растений, их строения (стебель, листья, цветки, корень). Сравнение растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, запаху.
Наблюдение 3. "Кто помогал расти цветам?"
Определяется назначение всех частей растения: корень – чтобы впитывал влагу, питательные вещества; стебель – чтобы переносить их к листьям, цветам, семенам; листья – чтобы поглощать свет. Растения выросли потому, что участок – хороший "дом" для них, в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет. Расти цветам помогали солнце, дождь, земля и люди. Продолжаю наблюдение за детьми с целью определения уровня х экологической воспитанности. С помощью несложных заданий, вопросов, тестов выявляю их знания о потребностях живых существ, способах их удовлетворения, среде обитания. Продолжаю наблюдения за цветущими травянистыми растениями участка.
Наблюдение 4. Что было сначала, что будет потом?
Я задаю вопросы: каким было растение до того, как на нем появились цветы? С чего началось растение? Что будет после цветов? Будут ли на будущий год цветущие растения на участке? Что надо для этого сделать?
Наблюдение 5. "Соберем семена садовых цветов".
Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или
пакеты цветок один – семян много; значит на будущий год можно вырастить много цветущих растений).