Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:57, курсовая работа
Целью данной работы является ознакомление и рассмотрение таких юридических фактов, применяемых к конкретным объектам экологических правоотношений.
Введение 3
1. Понятие и виды права природопользования 5
2. Субъекты и объекты права природопользования 15
3. Права и обязанности природопользователей 17
4. Основания возникновения и прекращения права природопользования 26
5. Лицензирование природопользования 29
Заключение 37
Используемая литература 38
Внесение платы за пользование животным миром, а также уплата штрафа за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира, сверхлимитное изъятие объектов животного мира не освобождают пользователя от выполнения мероприятий по охране животного мира и среды его обитания и возмещения вреда, нанесенного животному миру и среде ео обитания.
В РБ осуществляется экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира путем:
В законодательства об аренде, новом земельном законодательстве существенно повышаются юридические гарантии прав природопользователей. В ст. 28 Закона «Об аренде», ст. 66 Кодекса о земле предусматриваются меры защиты прав арендаторов, землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков. Их права могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ. Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме (ст. 133 Кодекса о земле).
Земельное законодательство значительно расширило судебный порядок рассмотрения споров, связанных с землепользователей и землевладением. Ст. 26 Кодекса о земле закрепляет, что решение исполнительного и распорядительного органа об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган или суд. Защиту прав землевладельцев и землепользователей предусматривают и ст. 148-157 Кодекса о земле. В законодательстве об аренде также решен вопрос о порядке рассмотрения споров при исполнении договора аренды. В соответствии со ст. 27 Закона «Об аренде» они рассматривают хозяйственным судом или судом в соответствии с их компетенцией. [19, с. 326]
природопользования
Право природопользования возникает, изменяется и прекращается только по основаниям, указанным в законодательстве. Возникновение права природопользования происходит путем предоставление права природопользования происходит путем предоставления природного ресурса или объекта во владение и пользование. Статья 24 Кодекса о земле и соответствующая статья Кодекса о недрах определяют, что земельные участки и недра предоставляются в порядке отвода. В соответствии со статьей 46 Лесного кодекса осуществление лесных пользований допускается только по специальному разрешению - лесорубочному билету (ордеру) или лесному билету, кроме права граждан на пребывание в лесах (статья 85 Лесного кодекса). Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды (статья 24 Водного кодекса). Предоставление права пользования животным миром в виде охоты осуществляется путем выдачи охотничьего билета.
Вместе с тем в некоторых случаях основанием возникновения права природопользования является сложный фактический состав. Так, основными действиями, имеющими юридическое значение при предоставлении земель, являются:
а) решение компетентных органов государства о предоставлении земельного участка (статья 25 Кодекса о земле);
б) получение документов, удостоверяющих это право (статья 30 Кодекса о земле).
Прекращение права природопользования может быть полным или частичным. Право природопользования прекращается полностью, когда природопользователь лишается права пользования на весь предоставленный ему участок природного объекта. Частичным прекращением называется изъятие у природопользователя только части участка с сохранением за ним права пользования остальной частью. Основания изменения и прекращения различных видов природопользования предусмотрены в законодательстве о земле, о водах, об охране и использовании животного мира. Так, к основаниям прекращения права пользования недрами Кодекса о недрах относит:
Право пользования недрами может быть также прекращено, если пользователь использует недра не по целевому назначению или отказался от права пользования недрами.
Статьей 59 Закона «Об охране и использовании животного мира» предусмотрены основания для прекращения права пользования. Право пользования животным миром подлежит прекращению или ограничению в случаях:
Законодательством
могут быть предусмотрены и иные
основания для прекращения
Лицензирование
в области охраны окружающей среды
и использования природных
В соответствии с Положением о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, утвержденным Минприроды РБ 1 августа 1996 г., лицензированию подлежат:
На каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию, выдается отдельная лицензия по установленной форме. Субъект хозяйствования имеет право получать в установленном порядке лицензию на одни или несколько видов деятельности. Выданная лицензия удостоверяет право субъекта хозяйствования на проведение определенного вида деятельности и регламентирует условия осуществления этой деятельности.
Для получения лицензии субъект хозяйствования представляет в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды следующие документы:
Предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, представляют копии документов, заверенные нотариусом, подтверждающие образование, квалификацию физического лица (дипломы, аттестаты, удостоверения, выписки из трудовой книжки и другие), а также документы, подтверждающие возможность обеспечения необходимого качества работ, продукции, услуг.
Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, предусмотренном для ее получения.
Решение о выдаче субъекту хозяйствования лицензии, отказе в ее выдаче, необходимости проведения экспертизы принимается комиссией по лицензированию, назначаемой решением коллегии. Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, и оформляется протоколом. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней с момента подачи заявления с приложением полного комплекса необходимых документов.
В случае, если для принятия решения о выдаче лицензии требуется проведение экспертизы, окончательное решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения. При этом решение о необходимости проведения экспертизы принимается в 15-дневный срок с момента принятия заявления в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды. Необходимость проведения экспертизы определяет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Экспертиза может быть назначена для принятия решения о выдаче лицензии, а также для принятия решения о возобновлении (в случае приостановления действия лицензии) либо прекращении (из-за выявленных нарушений правил / условий осуществления деятельности субъектом хозяйствования) ее действия. Организацию, осуществляющую экспертизу, определяет Минприроды.
Лицензия или решение об отказе в ее выдаче (продлении) выдается заявителю в срок до 5 дней после принятия соответствующего решения. В решении об отказе в выдаче лицензии должны быть названы причины отказа и правовые нормы, являющиеся основанием для отказа. Срок действия и продления лицензии устанавливается Минприроды и не может быть менее пяти лет.
Субъект хозяйтвования, получивший лицензию, обязан оповещать Минприроды об изменениях технологий, оборудования, границ отвода земельных участков и других факторах, которые могут привести к изменению условий деятельности, определенных в выданной лицензии.
Контроль
за деятельностью субъектов
В случае нарушения условий действия лицензии органы Минприроды: