Право природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление и рассмотрение таких юридических фактов, применяемых к конкретным объектам экологических правоотношений.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды права природопользования 5
2. Субъекты и объекты права природопользования 15
3. Права и обязанности природопользователей 17
4. Основания возникновения и прекращения права природопользования 26
5. Лицензирование природопользования 29
Заключение 37
Используемая литература 38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 73.87 Кб (Скачать)

     Содержание  правового института природопользования заключается в соответствующих правах и обязанностях субъектов этого права. Эти права и обязанности составляют содержание норм института природопользования и достаточно широко закреплены в экологическом праве, в частности, в статьях 64-66 Кодекса о земле; статьях 27-31 Кодекса о недрах; статьях 31-32 Водного кодекса; статье 83 Лесного кодекса; главе V Закона «Об охране окружающей среды»; статьях 8 и 11 Закона «Об аренде».

     В юридической литературе основное внимание уделялось лишь анализу обязанностей природопользователей, что характерно было и для природно-ресурсного законодательства. В последних законодательных  актах об аренде, о земле вопросы  прав и обязанностей находят все  большее развитие. Законодательство предоставляет природопользователям выбор тех или иных способов использования природных ресурсов и природных объектов. Так, статья 64 Кодекса о земле закрепляет, что землевладельцы имеют право: самостоятельно хозяйствовать не земле; собственности на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации; использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли; возводить жилые и иные строения и сооружения; проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и водоемы; собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений; в случае изъятия земли или добровольного отказа от земельного участка получать полную компенсацию затрат на повышение плодородия земли; передавать во временное пользование земельный участок или его часть в случае и в порядке, предусмотренных Кодексом о земле и иным законодательством. [1, с.178]

     Статья 6 Закона «Об охране и использовании  животного мира» указывает, что  граждане и общественные объединения  имеют право:

  • Содействовать реализации соответствующих гос. программ;
  • Проводить общественную экологическую экспертизу;
  • Осуществлять общественный контроль;
  • Проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания;
  • Получать достоверную информацию в области охраны животного мира;
  • Предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного нарушением прав граждан в области охраны и использования животного мира;
  • На возмещение вреда, причиненного дикими копытными животными сельскохозяйственным посевом и имуществу граждан.

     Однако  граждане и общественные объединения обязаны и соблюдать законодательство РБ по охране и использованию животного мира.

     Пользователями  животного мира могут быть юридические  и физические лица независимо от формы  собственности, в том числе иностранные, а также иностранные государства  и международные организации.

     Пользователи  животного мира имеют право:

  • Осуществлять пользование объектами животного мира в соответствии с условиями их предоставления;
  • Собственности на добытые объекты животного сира и продукцию, полученную от них;
  • Реализовывать полученную продукцию и изделия из объектов животного мира
  • Предъявлять в установленном порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических и физических лиц, повлекшими за собой гибель объектов животного мира, ухудшение среды их обитания, а также необоснованное ограничение права пользования животным миром и права собственности на полученную продукцию.

     Пользователи  животного мира обязаны:

  • Осуществлять виды пользования объектами животного мира в порядке и на условиях, установленных законодательством РБ в области охраны и использования животного мира;
  • Обеспечить охрану используемых ими объектов животного мира на закрепленной за ними или арендуемой территории;
  • Соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром;
  • Пользоваться животным миром способами, не допускающими нарушения целостности естественных сообществ и обеспечивающими сохранение животных, не предоставленных в пользование;
  • Не допускать нарушения среды обитания животных;
  • Проводить необходимые комплексные мероприятия, направленные на воспроизводство животного мира;
  • Проводить чет численности и учет объемов использования животных;
  • Своевременно вносить платежи за пользование животным миром;
  • Не нарушать прав других пользователей животного мира;
  • Возмещать в полном объеме вред, причиненный нарушением законодательства об охране и использовании животного мира.

     Вмешательство в деятельность пользователей животного  мира со стороны государственных, хозяйственных  и других органов и организаций  запрещается, за исключением случаев  нарушения пользователями законодательства и договора об аренде. Нарушенные права пользователей животного мира подлежат восстановлению. Убытки, понесенные в связи с нарушением прав пользователей животного мира, подлежат возмещению в полном объеме. Споры о возмещении пользователям убытков разрешаются в судебном порядке. Права одних пользователей животного мира могут быть ограничены в интересах иных пользователей животного мира, а также в общественных интересах в порядке, предусмотренном законодательством.

     Законодательством предусмотрено установление лимитов  на пользование животным миром. Лимиты на пользование животным миром –  это установленные для пользования на определенный период времени нормы изъятия животных из природной среды. Лимиты на пользование животным миром утверждаются специально уполномоченным государственным органом по природным ресурсам и охране окружающей среды. [9, с.317]

     Охотой  признаются поиск, выслеживание и преследование  с целью добычи, попытки добычи или добычи диких зверей и птиц, обитающих в состоянии естественной свободы. Нахождение в охотничьих угодьях лиц с охотничьим оружием и другими орудиями охоты или добытой продукцией охоты, с охотничьими собаками, спущенными с поводка, а также нахождение на дорогах общего пользования лиц с расчехленным охотничьим оружием или добытой продукцией охоты приравнивается к охоте.

     Юридическим лицам в соответствии с законодательством  страны может предоставляться право  ведения охотничьим хозяйством в  охотничьих угодьях на основании  договоров об аренде.

     Право на охоту на территории Республики Беларусь с охотничьим оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а также с охотничьими собаками и ловчими птицами имеют все дееспособные граждане, достигшие 18-летнего возраста, сдавшие специальный охотничий экзамен, уплатившие государственную пошлину в установленном размере и имеющие государственное удостоверение на право охраны, выданное специально уполномоченным государственным органом РБ по лесному хозяйству, которое действительно на всей территории страны, а также разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего оружия. Порядок сдачи охотничьего экзамена и выдачи государственного удостоверения на право охоты устанавливается специально уполномоченным государственным органом РБ по лесному хозяйству по согласованию со специально уполномоченным государственным органом по природным ресурсам и охране окружающей среды, областными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами.

     Охотники  могут образовывать общественные объединения, которые действуют на основании уставов (положений), зарегистрированных в установленном порядке. Иностранным гражданам может быть предоставлено право охоты при наличии соответствующих охотничьих удостоверений, выданных в стране проживания, при условии охотничьего хозяйства на территории РБ и иных законодательных актов.

     Охотничьи угодья разделяются на:

  • Угодья, переданные в аренду для охоты и ведения охотничьего хозяйства субъектам хозяйствования;
  • Угодья, не переданные в аренду и составляющие государственный резервный фонд охотничьих угодий, который находится в ведении местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

     В охотничьих угодьях, составляющих государственный  резервный фонд охотничьих угодий, допускается регулирование численности  охотничьих животных, а также добыча животных в научных целях по разрешению специально уполномоченного государственного органа РБ по природным ресурсам и охране окружающей среды. Право пользования животными, относящимися к объектам охоты, предоставляется субъектам хозяйствования на условиях аренды охотничьих угодий. [2, с.475]

     Рыболовством  признается промысловый лов рыбы и добыча водных беспозвоночных, а также любительский лов рыбы, включая подводную охоту. Все водоемы РБ, которые используются или могут быть использованы для лова рыбы и добычи водных беспозвоночных либо имеют значение для воспроизводства их запасов, являются рыбохозяйственными водоемами. Промысловый лов рыбы и добычи водных беспозвоночных в рыбохозяйственных водоемах осуществляются субъектами хозяйствования в соответствии с Положением о рыболовстве, которое утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Договор об аренде рыболовных угодий заключается на срок не менее пяти лет. Любительский лов рыбы и добычи водных беспозвоночных для личного потребления разрешаются во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопитомников, прудов и других культурных рыбных хозяйств, водоемов, переданных в аренду, а также зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и других особо охраняемых территорий, всем гражданам РБ бесплатно при условии соблюдения ими установленных правил рыболовства и водопользования. Лица, не являющиеся гражданами РБ, могут осуществлять любительский лов рыбы и добычу водных беспозвоночных на территории республики в соответствии с Законом «Об охране и использовании животного мира» и Положением о рыболовстве, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 18 июня 1997 г.

     Добыча  животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, допускается только в порядке, определяемом специально уполномоченным государственным органом РБ по природным ресурсам и охране окружающей среды. Пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях посредством разных методов исследования и наблюдения без изъятия объектов животного мира из среды их обитания допускается без специального разрешения и бесплатно, если эти методы не причиняют вреда животному миру или среде обитания животных и не нарушают прав других пользователей животного мира, за исключением случаев, когда такое пользование запрещено законодательством РБ. Пользование животным миром, за исключением случаев, когда такое пользование запрещено законодательством РБ. Пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях с изъятием объектов животного мира из природной среды осуществляется бесплатно по разрешению специально уполномоченного государственного органа РБ по природным ресурсам и охране окружающей среды, если иное не предусмотрено законодательством РБ.

     В целях охраны здоровья населении, профилактики заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения материального ущерба юридическим и физическим лицам, поддержания видового разнообразия животного мира проводятся мероприятия по регулированию численности отдельных видов диких животных. Специально уполномоченные государственные органы РБ в области охраны и использования животного мира, а также юридические и физические лица, осуществляющие ведение сельского, лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, обязаны контролировать и проводить эту работу.

     Мероприятия по регулированию численности отдельных  видов животных должны осуществляться способами, исключающими причинение вреда  другим видам животных и обеспечивающими  сохранность среды их обитания. Виды животных, численность которых подлежит регулированию, и порядок проведения мероприятий по регулированию их численности определяются специально уполномоченными государственными органами РБ по природным ресурсам и охране окружающей среды по представлению Национальной академии наук Беларуси, других научных и учебных заведений.

     Экономический механизм обеспечения охраны и использования  животного мира и среды его обитания включает в себя:

  • Планирование и финансирование мероприятий по охране животного мира и среды его обитания;
  • Экономическую оценку объектов животного мира;
  • Бюджетное финансирование государственных программ и мероприятий по охране и воспроизводству животного мира;
  • Экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром.
  • Экономически обоснованную систему возмещения вреда, нанесенного животному миру и среде его обитания.

     Экономический механизм охраны и использования  животного мира и среды его  обитания может включать в себя и  другие положения в соответствии с законодательством.

     В систему платежей за пользование  животным миром законодатель включил:

  • Плату за пользование животным миром;
  • Штраф и иск за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира, сверхлимитное изъятие объектов животного мира.

     Нам представляется, что штрафы и иски не могут быть элементами системы платежей, я являются санкциями.

Информация о работе Право природопользования