Право природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление и рассмотрение таких юридических фактов, применяемых к конкретным объектам экологических правоотношений.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды права природопользования 5
2. Субъекты и объекты права природопользования 15
3. Права и обязанности природопользователей 17
4. Основания возникновения и прекращения права природопользования 26
5. Лицензирование природопользования 29
Заключение 37
Используемая литература 38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 73.87 Кб (Скачать)

     При закреплении природных объектов и природных ресурсов или их частей за конкретными природопользователями у них возникает определенная совокупность прав и обязанностей, предусмотренных законодательством, т.е. право природопользования в субъективном смысле.

     Право природопользования характеризуется  общими чертами. Их выделение возможно, как отмечает проф. Б.В. Ерофеев, в силу того, что природа в конечном итоге представляет собой интегрированный объект, составные части которого находятся в неразрывном единстве.

     Характерной чертой права природопользования является целевое использование природных ресурсов. Так, Кодекс о земле закрепляет, что в решениях о предоставлении земельных участков во владение и пользование указывается цель, для которой они отводятся. Это положение распространяется и на порядок предоставления в пользование других природных ресурсов. Все природопользователи обязаны использовать предоставленные природные ресурсы в соответствии с целевым назначением.

     Право природопользования характеризуется  устойчивостью. Это положение нашло особое закрепление в Кодексе о земле, в соответствии с которым земельные участки предоставляются гражданам, как правило, в пожизненное наследуемое владение, а предприятиям, организациям - в пользование. Законодательство об аренде также исходит из принципа устойчивости предоставления природных ресурсов в аренду.

     Устойчивость  природопользования обеспечивается также  и тем, что прекращение права владения и права пользования землей, а также изъятие других природных объектов осуществляются только в случаях, предусмотренных законом и на основании закона. При этом все споры, связанные с правом собственности на землю, а также споры по наследованию земельного участка гражданином, который вел крестьянское (фермерское) хозяйство, по обмену земельного участка в соответствии с Кодексом Республики Беларусь от 4 января 1999 г. (статья 148) разрешаются судом. [20, с.11]

     Долгие  годы в нашей стране культивировалась бесплатность природопользования, как характерная черта советского природопользования, хотя дискуссия о платности и бесплатности природопользования не прекращалась. В последние годы эта установка подвергалась коренному изменению. Первым шагом в этом направлении стало законодательство об аренде. Закон Республики Беларусь «Об аренде» установил, что аренда допускается во всех отраслях народного хозяйства и может применяться в отношении имущества всех форм и видов собственности. В аренду могут быть переданы земля и другие природные ресурсы в соответствии со статьей 11 данного Закона устанавливается по соглашению сторон в порядке и пределах, определяемых законодательством.

     Закон Республики Беларусь «Об охране окружающее среды» более широко рассматривает данное положение. Платежи за пользование природными ресурсами включают:

  • Платежи за пользование природными ресурсами;
  • Платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и плату за размещение отходов.

     Порядок уплаты налога за пользование природными ресурсами, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду определяется Законом Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)». Порядок уплаты налога за пользование землей регулируется специальным законом.

     Нормативы платы за размещение отходов устанавливаются  Советом Министров Республики Беларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. За превышение нормативов выбросов (сбросов) сверху установленных лимитов плата взимается в пятнадцатикратном размере, а за превышение лимитов добычи полезных ископаемых – в десятикратном. [6, с.38]

     Внесение  платы за пользование природными ресурсами не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения ущерба, причиненного нарушением природоохранного законодательства. Для финансирования неотложных природоохранных мероприятий, экологических программ восстановления потерь в окружающей среде, компенсации причиненного ущерба и других мероприятий по охране окружающей среды создаются внебюджетные фонды охраны природы.

     Внебюджетные  фонды охраны природы образуются за счет:

  • Средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая иностранных;
  • Платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • Платы за размещение отходов;
  • Сумм, полученных в возмещение ущерба, штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства;
  • Средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции;
  • Инвалютных поступлений, полученных по искам от иностранных физических лиц за нарушение природоохранного законодательства;
  • Добровольных взносов юридических лиц, пожертвовании граждан и других поступлений;
  • Долевого участия юридических лиц, других природопользователей в финансировании природоохранных работ;
  • Доходов от проведения денежно-вещевых лотерей.

     Средства  указанных фондов расходуются на цели оздоровления окружающей среды, осуществление мер и программ по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, развитие экологического воспитания и образования, создание материальной базы для осуществления контроля за состоянием окружающей среды, участие в организации международного сотрудничества в области охраны природы, иные нужды, связанные с охраной окружающей среды. Расходование средств внебюджетных фондов охраны природы на цели, не связанные с природоохранной деятельностью, запрещается.

     Кодекс  Республики Беларусь о земле определяет платность землевладения. Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от качества и местоположения земельного участка с учетом кадастровой оценки. Платность природопользования определяется и статьей 38 Закона «О предприятиях в Республике Беларусь», в которой закреплено, что владение и пользование землей и иными природными ресурсами предприятиями осуществляется в установленном порядке за плату, и в случаях, предусмотренных законодательными актами, - на льготных условиях либо бесплатно. Все более и более законодатель приходит к убеждению необходимости платности природопользования.

     Проф. Б.В.Ерофеев считается, что право  природопользования относится к  числу абсолютных прав. Природопользователи  вправе требовать от всяких лиц воздержания  от неправомерных вторжений в  границы природопользования. Так, статья 65 Кодекса Республики Беларусь о  земле закрепляет, что землевладельцы, землепользователи и собственники земельных участков обязаны не нарушать права других землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, а также арендаторов земельных участков. Законодательство защищает права землевладельцев и землепользователей от вмешательства в их деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций. Нарушенные права подлежат восстановлению.

     Характерная черта права природопользования состоит в том, что оно непосредственно связано с охраной природы и ее отдельных объектов. Данное положение находит отражение в экологическом и природно-ресурсном законодательстве. Так, статьей 78 Водного кодекса предусмотрено, что водопользователи, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод. Обязанность предприятий, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, - проводить мероприятия, направленные на охрану лесов, - закреплена в статье 110 Лесного кодекса и т.д.

     В Республике Беларусь осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды. Юридическим  и физическим лицам могут предоставляться налоговые и иные льготы при внедрении малоотходных и безотходных ресурсов и энергосберегающих технологий, переработке отходов производства и потребления, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, дающей значительный природоохранный эффект, устанавливаются повышенные нормы амортизации основных производственных природоохранных фондов. Законодательством Республики Беларусь предусматриваются и другие виды экономического стимулирования деятельности по охране окружающей среды. [8, с. 157] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

  1. Субъекты и объекты права природопользования

     Действующее экологическое законодательство определяет круг субъектов права природопользования. Так, ст.7 Кодекса о земле и соответствующие статьи Кодекса о недрах, Водного кодекса, Закона «Об охране и использовании животного мира», Закона «Об аренде» устанавливают, что субъектами права природопользования являются:

  • Граждане;
  • Органы гос.управления, объединения, подчиненные Правительству;
  • Общественные объединения;
  • Органы территориального общественного самоуправления;
  • Совместные предприятия и международные объединения и организации с участием белорусских и иностранных юридических лиц;
  • Иностранные юридические лица, иностранные государства, международные организации, иностранные юридические и физические лица.

     В соответствии с видами права природопользования следует выделить такие субъекты как: землевладельцы и землепользователи, водопользователи, лесопользователи, пользователи животного мира, пользователи атмосферным воздухом. При этом среди них можно выделить те субъекты, которые имеют приоритетное значение: в земельном праве – с/х землевладельцы и землепользователи; в горном праве - горнодобывающие предприятия; в водном – субъекты права, осуществляющие пользование водными объектами для питьевых и бытовых нужд населения; в лесном праве – лесохозяйственные предприятия.

     Каждый  субъект права природопользования должен обладать определенной экологической правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Предприятия обладают специальной экологической правоспособностью, объем которой определяется экологическим законодательством, а также уставом или положением, в соответствии с которыми они осуществляют свою деятельность. Так, в силу стати 39 Закона «О предприятиях в Республике Беларусь» предприятие обязано своевременно осуществлять природоохранные мероприятия, направленные на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду. Финансирование таких мероприятий производится за счет собственных средств или иных источников. В соответствии со статьей 40 этого Закона предприятие несет ответственность за несоблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране земель, вод, недр, лесов, других природных ресурсов, а также возмещает ущерб, причиненный в результате его деятельности.

     Субъект права природопользования обладает экологической дееспособностью, то есть способностью осуществлять свои права в области владения и пользования природными ресурсами и выполнять обязанности природопользования. Предприятия, обладая правоспособностью, одновременно обладают и дееспособностью. Условия, при которых граждане дееспособны, определяются экологическим законодательством.

     Объектами права природопользования являются определенные объекты природы или  их части, предоставленные во владение и пользование конкретным природопользователям и оформленные надлежащим образом. Например, объектом права сельскохозяйственного землевладения являются земли, предоставленные для нужд с/х или предназначенные для этих целей (ст.95 Кодекса о земле). Объектом права лесопользования могут выступать леса государственного значения и колхозные леса (ст.19, 24 Лесного кодекса).

     Порядок оформления объектов права природопользования в пользование, пожизненное наследуемое  владение, передачи земельных участков в частную собственность регулируется законодательством. На основании ст.24 Кодекса о земле предоставление земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение, передача в аренду, кроме случаев передачи в аренду земельных участков, находящихся в частной собственности граждан (ст.47 Кодекса о земле), осуществляется в порядке отвода. Это право удостоверяется государственным актом. Форма государственного акта, порядок его выдачи устанавливаются Советом Министров РБ. [5, с. 76]

  1. Права и обязанности природопользователей

     Общее содержание права природопользования заключается в правомочиях и обязанностях субъектов этого права по владению и пользованию соответствующими природными ресурсами и объектами природы.

     Правомочия  собственника и правомочия природопользователей по своей сущности различны. Собственник  природных ресурсов имеет более  широкие правомочия, а именно, право  владения, пользования и распоряжения ими. Природопользователь имеет только право владения и пользования. Право природопользования является производным и зависимым от права собственности на природные ресурсы и природные объекты. Только собственник может определить содержание права владения и пользования природопользователей. Правомочия по владению и пользованию в праве государственной собственности не зависимы друг от друга: государство вправе владеть землей, не пользуясь ею. В праве природопользования они взаимосвязаны: природопользователь не может владеть природным ресурсом или объектом природы, не пользуясь им.

Информация о работе Право природопользования