Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 19:09, дипломная работа
Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом
Введение
Глава 1. Право пользования недрами
1.1. Общая характеристика и виды права пользования недрами
1.2 Объект, субъект, основания возникновения и прекращения права пользования недрами
Глава 2. Правовое регулирование недропользования
2.1 Правовое регулирование отдельных видов недропользования
2.2 Правовое регулирование добычи общераспространенных полезных ископаемых
Глава 3. Государственное управление в сфере использования и охраны недр
3.1 Лицензирование пользования недрами
3.2 Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
3.3 Система исполнительных органов государственной власти в сфере государственного управления использованием и охраной недр
Заключение
Список использованной литературы
3.2 Государственный
контроль за рациональным использованием
и охраной недр. Государственная экспертиза
запасов полезных ископаемых
В
статье 2.1 Закона Российской Федерации
"О недрах", регулирующей отношения
при пользовании участками
При
этом часть месторождений
Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" государственную тайну в области недропользования составляют следующие сведения в области экономики, науки и техники:
1)
о запасах стратегических
2)
о достижениях науки и техники,
3) о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов;
4)
об объемах запасов в недрах,
добычи, производства и потребления
стратегических видов полезных
ископаемых Российской
При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 210 утвержден список видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну. В этом Постановлении кроме перечня упомянутых видов полезных ископаемых указан также перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно п. 39 Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" к сведениям, отнесенным к государственной тайне, причислены объемы производства в натуральном выражении цветных, редких металлов, а также других металлов, имеющих стратегическое значение. В п. 48 этого Указа к таким сведениям отнесены балансовые запасы в недрах страны или сведения о добыче стратегических видов полезных ископаемых (в соответствии со списком стратегических видов полезных ископаемых, определяемым Правительством Российской Федерации) в целом по Российской Федерации, по отдельному субъекту Российской Федерации или крупному месторождению в размерах, определяемых государственными органами, наделенными полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне (кроме сведений, полученных в процессе совместных работ, выполненных с участием юридических и физических лиц иностранных государств на конкретных месторождениях полезных ископаемых либо на их участках).
Очевидно, что перечисленные нормативные правовые акты призваны регулировать отношения, связанные с пользованием недрами, содержащими полезные ископаемые, имеющие стратегическое значение.
На
основании п. 6 ст. 3 Закона Российской
Федерации "О недрах" к полномочиям
федеральных органов
В
соответствии с п. 7 ст. 4 этого Закона
к полномочиям органов
Согласно
нормам ст. 11 Закона Российской Федерации
"О недрах" лицензия является документом,
удостоверяющим право ее владельца
на пользование участком недр в определенных
границах в соответствии с указанной
в ней целью в течение
Лицензия
удостоверяет право проведения работ
по геологическому изучению недр, разработке
месторождений полезных ископаемых,
использования отходов
На основании ч. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации "О недрах" лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
1)
данные о пользователе недр, получившем
лицензию, и органах, предоставивших
лицензию, а также основание
2)
данные о целевом назначении
работ, связанных с
3)
указание пространственных
4)
указание границ земельного
5)
сроки действия лицензии и
сроки начала работ (
6)
условия, связанные с
7)
согласованный уровень добычи
минерального сырья, право
8)
соглашение о праве
9)
условия выполнения
10)
порядок и сроки подготовки
проектов ликвидации или
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими закону.
Условия
пользования недрами, предусмотренные
в лицензии, сохраняют свою силу
в течение оговоренных в
Несмотря на систему норм, призванных регулировать отношения, возникающие при пользовании недрами, в том числе содержащими полезные ископаемые, имеющие стратегическое значение, остается значительное количество неопределенностей, которые могут вызвать конфликтные ситуации при применении норм законодательства Российской Федерации.
В Законе РФ "О государственной тайне" использованы понятия "стратегические виды сырья", "стратегические виды материалов", "стратегические виды полезных ископаемых". При этом в ст. 2 этого Закона указан перечень используемых понятий. Однако в этом перечне семантика этих понятий не определена. Имеется лишь ссылка в ст. 5 этого Закона РФ на список стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации, сведения об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления которых определяются Правительством Российской Федерации.
Как было отмечено выше, в Указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" упомянуты определения "цветные, редкие металлы" и другие "металлы, имеющие стратегическое значение".
Очевидно,
что семантика понятий "стратегические
виды сырья" и "стратегические виды
материалов" значительно шире, чем
"стратегические виды полезных ископаемых",
перечень которых определен
В
установленном в ст. 10 и 11 Закона
Российской Федерации "О недрах"
перечне указаны условия
Упомянутые
в ч. 3 ст. 11 договор, устанавливающий
условия пользования таким
Кроме
этого, нормами ч. 2 ст. 1.2 Закона Российской
Федерации "О недрах" установлено,
что права пользования недрами
могут отчуждаться или
В развитие этой нормы ст. 17.1 этого Закона предусмотрен закрытый перечень случаев перехода права пользования недрами.
При
переходе права пользования участком
недр лицензия на пользование участком
недр подлежит переоформлению. В этом
случае условия пользования участком
недр, установленные прежней
Лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению также при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр.
Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Право
пользования недрами не может
быть передано третьим лицам, в том
числе в порядке переуступки
прав, установленной гражданским
законодательством, за исключением
случаев, предусмотренных
Очевидно, что нормами, регулирующими переход права пользования недрами и переоформления лицензии, также не установлено особенностей, связанных с пользованием участками недр, содержащими месторождения стратегических полезных ископаемых.
Статьей
20 Закона Российской Федерации "О
недрах" установлен перечень случаев
прекращения права пользования
недрами. Порядок досрочного прекращения
права пользования недрами, а
также порядок ликвидации и консервации
предприятий по добыче полезных ископаемых
изложены в ст. 21 и 26 этого Закона.
Однако законодательство не учитывает
особенностей регулирования отношений,
возникающих при прекращении, ограничении
и приостановлении права
Действительно,
ст. 21.1 этого Закона предусмотрено,
что в случае, если в интересах
рационального использования и
охраны недр приостановление добычи
полезных ископаемых нецелесообразно
или невозможно, органы, досрочно прекратившие
право пользования