Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 19:09, дипломная работа
Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом
Введение
Глава 1. Право пользования недрами
1.1. Общая характеристика и виды права пользования недрами
1.2 Объект, субъект, основания возникновения и прекращения права пользования недрами
Глава 2. Правовое регулирование недропользования
2.1 Правовое регулирование отдельных видов недропользования
2.2 Правовое регулирование добычи общераспространенных полезных ископаемых
Глава 3. Государственное управление в сфере использования и охраны недр
3.1 Лицензирование пользования недрами
3.2 Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
3.3 Система исполнительных органов государственной власти в сфере государственного управления использованием и охраной недр
Заключение
Список использованной литературы
–
предъявлять в установленном
порядке иски за ущерб, причиненный
им неправомерными действиями юридических
лиц и граждан, в том числе
со стороны организации, предоставившей
природные ресурсы в
– иные права в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
Природопользователи обязаны:
–
осуществлять только разрешенные лицензией
виды пользования, в том числе
соблюдать установленные сроки
и правила пользования
– вести деятельность способами, не допускающими разрушения или ухудшения состояния природных объектов;
– своевременно вносить плату за пользование ресурсами;
– осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов;
– предоставлять специально уполномоченным государственным органам данные о характере и объеме эксплуатации природных объектов;
–
возмещать причиненный
– иные обязанности в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
Объектом права природопользования являются природные ресурсы. Одновременно в качестве объекта природопользования могут выступать и природные объекты.
В
законодательстве объекты права
природопользования в большинстве
случаев конкретизированы применительно
к землепользованию, водопользованию,
пользованию недрами и т.д. Объектом
права землепользования являются земля,
водопользования — воды, пользования
недрами — недра.
Основания
возникновения права
Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта и определяются природоресурсным законодательством.
Как правило, для возникновения права природопользования требуется наличие юридического состава, т. е. совокупности нескольких юридических фактов:
-
решение компетентного
- лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования водным объектом, участком недр, объектами животного мира, права комплексного природопользования.
-
договор на пользование
В случае возникновения спора о заключении договора или его условиях заинтересованные лица могут обратиться в суд, тогда основанием возникновения права природопользования может быть судебное решение.
Основаниями
прекращения права
Некоторые
из этих оснований являются характерными
лишь для данных природных ресурсов.
Так, право водопользования
- истечение срока пользования природным объектом;
- отказ природопользователя от использования природного объекта;
-
ликвидация юридического лица
или смерть гражданина-
Общими
основаниями принудительного
-
изъятие природного объекта
-
использование природного
-
нарушение правил
Глава 2. Правовое регулирование
недропользования
2.1 Правовое регулирование
отдельных видов
2.2 Правовое регулирование
добычи общераспространенных
Глава 3. Государственное
управление в сфере использования
и охраны недр
3.1 Лицензирование
пользования недрами
Разрешительная система в недропользовании - это система получения различного рода разрешений на проведение всего комплекса работ недропользователем. Она включает не только получение разрешения (лицензии) на пользование недрами, но и другой разрешительной документации, так как процесс недропользования неразрывно связан со многими другими сопутствующими видами работ и получением разрешений и согласований на производство таких работ.
Определение "разрешительная система" включает в себя материальные и процессуальные аспекты общественных отношений, возникающих при предоставлении государством лицам прав осуществлять определенные виды деятельности или совершать действия, связанные с их хозяйственной и иной деятельностью. Такое право может быть предоставлено в результате применения административно-правового режима. Каждый элемент не сможет в полной мере реализовать свое предназначение, если не будет взаимосвязан с другими элементами данной системы. В разрешительную систему входят следующие субъекты: уполномоченные органы, обладающие специальной компетенцией по применению административно-правовых режимов, и лица, претендующие на получение или получившие право осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности или совершать определенные действия <1>. К первым относятся: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. К лицам, которые могут обращаться за разрешением на осуществление определенных видов деятельности, относятся физические лица (граждане, предприниматели без образования юридического лица), юридические лица (субъекты предпринимательской деятельности). Ограничения по кругу лиц, могущих быть по российскому законодательству заявителями на осуществление отдельных видов деятельности, установлены, например, в отношении иностранных граждан (по вопросу добычи драгоценных металлов и драгоценных камней - ч. 2 ст. 4 ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и др.) <2>.
--------------------------
<1> Багандов А.Б. Лицензионное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М., 2004.
<2>
ФЗ от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных
металлах и драгоценных камнях"
// СЗ РФ. 30.03.1998. N 13. Ст. 1463.
Субъекты
разрешительной системы в своей
деятельности должны руководствоваться
установленными в законном порядке
материальными и
Одним
из средств обеспечения
--------------------------
<3>
Волков А.М., Волков А.А. Правовые
основы разрешительной системы
в недропользовании // Изв. вузов. Геология
и разведка. М., 2007. N 4. С. 79.
Одни
из основополагающих нормативных правовых
актов, регулирующих правовые отношения,
возникающие в связи с
--------------------------
<4>
ФЗ от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном
шельфе Российской Федерации"
// СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694; Закон РФ
от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" // СЗ
РФ. 1995. N 10. Ст. 823; Пост. Верх. Совета РФ
от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения
в действие Положения о
<5>
Закон СССР от 09.07.1975 "Об утверждении
Основ законодательства Союза
ССР и союзных республик о
недрах" (вместе с Основами
законодательства) // Ведомости ВС
СССР. 1975. N 29. Ст. 435; Закон РСФСР от
09.07.1976 "Об утверждении Кодекса
РСФСР о недрах" (вместе с
Кодексом РСФСР о недрах) // Вед.
ВС РСФСР. 1976. N 28. Ст. 895.
Помимо Закона РФ "О недрах" в разрешительную систему недропользования входит ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" <6>. Постановлениями Правительства РФ утверждены Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр и для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов <7>. Пункт 3 первого из них регламентирует подачу заявки в Федеральное агентство по недропользованию с приложением копий лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами.