Право недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 19:09, дипломная работа

Описание работы

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом

Содержание

Введение
Глава 1. Право пользования недрами
1.1. Общая характеристика и виды права пользования недрами
1.2 Объект, субъект, основания возникновения и прекращения права пользования недрами
Глава 2. Правовое регулирование недропользования
2.1 Правовое регулирование отдельных видов недропользования
2.2 Правовое регулирование добычи общераспространенных полезных ископаемых
Глава 3. Государственное управление в сфере использования и охраны недр
3.1 Лицензирование пользования недрами
3.2 Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
3.3 Система исполнительных органов государственной власти в сфере государственного управления использованием и охраной недр
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Право недропользования и его виды.docx

— 54.99 Кб (Скачать)

    --------------------------------

    <6> ФЗ от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.

    <7> Пост. Правительства РФ от 27.11.2008 N 897 "Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения" // СЗ РФ. 2008. N 49. Ст. 5839; Постановление Правительства РФ от 22.12.2004 N 827 "Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов" // СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 549. 

    В настоящее время полномочиями по выдаче лицензий на пользование участком недр обладают Федеральное агентство  по недропользованию (и его территориальные  органы) и уполномоченные органы субъектов  РФ. Положения об этих органах, утвержденные соответственно Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ, также будут входить в систему нормативных актов, регулирующих выдачу разрешений на недропользование <8>. Приказом МПР РФ от 08.10.2007 N 261 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра лицензий на пользование недрами <9>. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами возложено на это Агентство (п. 5.3, 5.4 и п. 4 соответственно) <10>. Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов, осуществляется также Федеральным агентством по недропользованию на основании решения Правительства РФ <11>.

    --------------------------------

    <8> Пост. Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 "Об утверждении Положения  о Федеральном агентстве по  недропользованию" // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2669.

    <9> Приказ МПР РФ от 08.10.2007 N 261 "Об  утверждении Административного  регламента Федерального агентства  по недропользованию по исполнению  государственной функции по ведению  государственного учета и обеспечению  ведения государственного реестра  работ по геологическому изучению  недр, участков недр, предоставленных  для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных  с их добычей, и лицензий  на пользование недрами" // Бюллетень  норм. актов фед. органов исполн. власти. 2007. N 51.

    <10> Пост. Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 "Об утверждении Положения  о Федеральном агентстве по  недропользованию" // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2669; Пост. Правительства РФ от 06.04.2004 N 171 "Вопросы Федерального  агентства по недропользованию" // Рос. газета. 13.04.2004.

    <11> Пост. Правительства РФ от 22.12.2004 N 827 "Об утверждении Положения  о рассмотрении заявок на получение  права пользования недрами для  целей захоронения радиоактивных,  токсичных и иных опасных отходов  в глубоких горизонтах, обеспечивающих  локализацию таких отходов" // СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 549. 

    Предоставление  лицензий на пользование недрами  осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли  на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных  границах и оформление земельных  прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном Земельным  кодексом РФ, после утверждения проекта  работ по недропользованию. Приказом МПР РФ от 30.10.2008 N 277 утвержден Административный регламент предоставления Федеральным  агентством по недропользованию государственной  услуги по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых <12>.

    --------------------------------

    <12> Приказ МПР РФ от 30.10.2008 N 277 "Об  утверждении Административного  регламента предоставления Федеральным  агентством по недропользованию  государственной услуги по рассмотрению  и согласованию проектной и  технической документации на  разработку месторождений полезных  ископаемых" // Бюллетень норм. актов федер. органов исполн. власти. 2009. N 9 (прил. 4 к Регламенту не приводится). 

    Действие  ФЗ "О лицензировании отдельных  видов деятельности" не распространяется на использование природных ресурсов, в том числе недр <13>. Однако ст. 2 и 17 данного Закона раскрывают общие понятия о лицензировании и дают перечень видов деятельности, составляющих процесс горных работ (сопутствующих недропользованию), подлежащих лицензированию. К ним  относятся следующие виды деятельности: эксплуатация взрывоопасных и пожароопасных  производственных объектов; хранение и применение взрывчатых материалов промышленного назначения; производство маркшейдерских работ; деятельность по размещению опасных отходов. Постановлениями Правительства РФ утверждены Положения о лицензировании: производства маркшейдерских работ, деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов и деятельности по эксплуатации нефтегазодобывающих производств <14>. В Положениях определены порядок лицензирования соответствующей деятельности, осуществляемой на территории и континентальном шельфе Российской Федерации юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Лицензирование такой деятельности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор - лицензирующий орган) <15>. Принятие лицензирующим органом решений о предоставлении лицензии (или отказе в ее предоставлении), переоформлении, продлении, приостановлении, возобновлении или прекращении ее действия, об аннулировании лицензии, ведение реестра лицензий осуществляются в порядке, установленном законом <16>. Приказом МПР РФ от 23.10.2008 N 267 утвержден Административный регламент по исполнению Ростехнадзором государственной функции по лицензированию деятельности производства, хранения, применения и деятельности по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения <17>. Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 705 утвержден Административный регламент этой Федеральной службы по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по производству маркшейдерских работ <18>.

    --------------------------------

    <13> ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании  отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

    <14> Пост. Правительства РФ от 26.06.2006 N 392 "О лицензировании производства  маркшейдерских работ" // Рос. газета. N 138. 29.06.2006; Пост. Правительства РФ от 12.08.2008 N 599 "Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов" // СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3862; Пост. Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 N 56 "Об утверждении Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности" // Рос. газета (спец. выпуск). N 120/1. 21.06.2003.

    <15> Пост. Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (в ред. от 21.01.2006) "О Федеральной  службе по экологическому, технологическому  и атомному надзору" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348.

    <16> Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

    <17> Приказ МПР РФ от 23.10.2008 N 267 "Об  утверждении Административного  регламента по исполнению Федеральной  службой по экологическому, технологическому  и атомному надзору государственной  функции по лицензированию деятельности  производства, хранения, применения  и деятельности по распространению  взрывчатых материалов промышленного  назначения" // Бюллетень норм. актов федер. органов исполн. власти. 2007. N 28.

    <18> Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 N 705 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по производству маркшейдерских работ" // Бюллетень норм. актов федер. органов исполн. власти. 2008. N 1 (прил. 1 - 14 не приводятся). 

    Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов раскрывается в ст. 325 Налогового кодекса РФ. При  этом налогоплательщики, принявшие  решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, отражают расходы, осуществляемые в целях  приобретения лицензий. В частности, расходы, связанные с предварительной  оценкой месторождения и с  проведением аудита его запасов; расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения, на приобретение геологической и иной информации и на оплату участия в конкурсе.

    Постановлением  Правительства РФ утверждено Положение  о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр <19>. Оно устанавливает порядок проведения государственного геологического контроля и определяет органы, осуществляющие государственный геологический контроль, их полномочия, права, обязанности и порядок работы. Контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор - орган государственного геологического контроля), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор - орган государственного горного надзора) и их территориальными органами во взаимодействии с иными контрольными органами, а также органами государственной власти субъектов РФ <20>. Росприроднадзор осуществляет контроль по вопросам выполнения условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют контроль по вопросам выполнения условий лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения <21>. Приказом МПР РФ от 10.12.2007 N 322 утвержден Административный регламент Росприроднадзора по исполнению государственной функции по выдаче в установленном порядке лицензии (разрешения) на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации в пределах своей компетенции <22>.

    --------------------------------

    <19> Пост. Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 "Об утверждении Положения  о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" // СЗ РФ. 2005. N 20. Ст. 1885.

    <20> Пост. Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения  о Федеральной службе по надзору  в сфере природопользования и  внесении изменений в Постановление  Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2004 г. N 370" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3347; Постановление Правительства  РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной  службе по экологическому, технологическому  и атомному надзору" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348.

    <21> Пост. Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 "Об утверждении Положения  о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" // СЗ РФ. 2005. N 20. Ст. 1885.

    <22> Приказ МПР РФ от 10.12.2007 N 322 "Об  утверждении Административного  регламента Федеральной службой  по надзору в сфере природопользования  по исполнению государственной  функции по выдаче в установленном  порядке лицензии (разрешения) на  создание, эксплуатацию и использование  искусственных островов, сооружений  и установок, проведение буровых  работ, связанных с геологическим  изучением, поиском, разведкой  и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладку подводных  кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации в пределах своей компетенции" // Бюллетень норм. актов федер. органов исполн. власти. 2008. N 35. 

    Технические устройства, предназначенные для  применения на опасных производственных объектах, должны соответствовать требованиям  промышленной безопасности. Правила "О применении технических устройств на опасных производственных объектах" разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <23>. Правила устанавливают порядок и условия применения технических устройств, в том числе иностранного производства, на опасных производственных объектах, обязательные для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов, и регулируют отношения, возникающие в этой сфере деятельности <24>. Различные виды (типы) технических устройств до начала их применения на опасных производственных объектах должны пройти приемочные испытания. На их основе и при наличии сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдает разрешение на применение конкретного вида (типа) технического устройства.

    --------------------------------

    <23> ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ (в ред. от 09.05.2005) "О промышленной безопасности  опасных производственных объектов" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.

    <24> Пост. Правительства РФ от 25.12.1998 N 1540 "О применении технических  устройств на опасных производственных  объектах" // Рос. газета. 21.01.1999. 

    Свои  особенности в рамках разрешительной системы предусматривает ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве)" <25>. Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление отдельных видов  деятельности, подлежит переоформлению на документ, подтверждающий наличие  соответствующей лицензии у открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ, в порядке, установленном ФЗ (ч. 4 ст. 115). Обязательное условие договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии - наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию (ч. 2 ст. 201).

    --------------------------------

    <25> ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности  (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190. 

    Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий  лицензирования влекут за собой санкции  в виде приостановления действия лицензии либо ее аннулирования, применяемые  независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, предусмотренным ст. 7.3 КоАП РФ. Данная статья предусматривает наложение  административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических  лиц. Осуществление предпринимательской  деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое  разрешение (лицензия) обязательно, или  с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный  ущерб гражданам, организациям или  государству либо сопряжено с  извлечением дохода в крупном  размере, квалифицируется как преступление (ст. 171 УК РФ). При этом предусмотрено  наказание в виде штрафа в определенном размере, либо обязательными работами, либо арестом.

    Проведенный анализ показывает, что существующий порядок в целом отвечает стоящим  перед государством задачам рационального  и комплексного использования недр. Недропользователи при этом порядке могут реализовывать полученное от государства как собственника недр право пользования недрами в целях получения прибыли. Однако, учитывая специфику данного вида работ, связанных с повышенной опасностью недропользования, необходимо упорядочить процедуры получения разрешительной документации, а не снижать требования к лицензированию работ при недропользовании. Разработка административных регламентов позволяет снять многие острые вопросы получения разрешений при осуществлении работ по недропользованию. 
 

Информация о работе Право недропользования