Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 19:09, дипломная работа
Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом
Введение
Глава 1. Право пользования недрами
1.1. Общая характеристика и виды права пользования недрами
1.2 Объект, субъект, основания возникновения и прекращения права пользования недрами
Глава 2. Правовое регулирование недропользования
2.1 Правовое регулирование отдельных видов недропользования
2.2 Правовое регулирование добычи общераспространенных полезных ископаемых
Глава 3. Государственное управление в сфере использования и охраны недр
3.1 Лицензирование пользования недрами
3.2 Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
3.3 Система исполнительных органов государственной власти в сфере государственного управления использованием и охраной недр
Заключение
Список использованной литературы
--------------------------
<6> ФЗ от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.
<7>
Пост. Правительства РФ от 27.11.2008 N 897 "Об
утверждении Положения о рассмотрении
заявок на получение права пользования
недрами при установлении факта открытия
месторождения полезных ископаемых на
участке недр федерального значения или
на участке недр, который отнесен к участкам
недр федерального значения в результате
открытия месторождения полезных ископаемых
пользователем недр, проводившим работы
по геологическому изучению недр такого
участка за счет собственных средств для
разведки и добычи полезных ископаемых
открытого месторождения" // СЗ РФ. 2008.
N 49. Ст. 5839; Постановление Правительства
РФ от 22.12.2004 N 827 "Об утверждении Положения
о рассмотрении заявок на получение права
пользования недрами для целей захоронения
радиоактивных, токсичных и иных опасных
отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих
локализацию таких отходов" // СЗ РФ.
2004. N 52 (ч. 2). Ст. 549.
В настоящее время полномочиями по выдаче лицензий на пользование участком недр обладают Федеральное агентство по недропользованию (и его территориальные органы) и уполномоченные органы субъектов РФ. Положения об этих органах, утвержденные соответственно Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ, также будут входить в систему нормативных актов, регулирующих выдачу разрешений на недропользование <8>. Приказом МПР РФ от 08.10.2007 N 261 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра лицензий на пользование недрами <9>. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами возложено на это Агентство (п. 5.3, 5.4 и п. 4 соответственно) <10>. Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов, осуществляется также Федеральным агентством по недропользованию на основании решения Правительства РФ <11>.
--------------------------
<8> Пост. Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2669.
<9>
Приказ МПР РФ от 08.10.2007 N 261 "Об
утверждении Административного
регламента Федерального
<10> Пост. Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2669; Пост. Правительства РФ от 06.04.2004 N 171 "Вопросы Федерального агентства по недропользованию" // Рос. газета. 13.04.2004.
<11>
Пост. Правительства РФ от 22.12.2004
N 827 "Об утверждении Положения
о рассмотрении заявок на
Предоставление
лицензий на пользование недрами
осуществляется при наличии предварительного
согласия органа управления земельными
ресурсами либо собственника земли
на отвод соответствующего земельного
участка для целей
--------------------------
<12>
Приказ МПР РФ от 30.10.2008 N 277 "Об
утверждении Административного
регламента предоставления
Действие
ФЗ "О лицензировании отдельных
видов деятельности" не распространяется
на использование природных
--------------------------
<13> ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.
<14>
Пост. Правительства РФ от 26.06.2006
N 392 "О лицензировании
<15> Пост. Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (в ред. от 21.01.2006) "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348.
<16> Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
<17>
Приказ МПР РФ от 23.10.2008 N 267 "Об
утверждении Административного
регламента по исполнению
<18>
Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 N 705 "Об
утверждении Административного регламента
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
по исполнению государственной функции
по лицензированию деятельности по производству
маркшейдерских работ" // Бюллетень
норм. актов федер. органов исполн. власти.
2008. N 1 (прил. 1 - 14 не приводятся).
Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов раскрывается в ст. 325 Налогового кодекса РФ. При этом налогоплательщики, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, отражают расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий. В частности, расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения и с проведением аудита его запасов; расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения, на приобретение геологической и иной информации и на оплату участия в конкурсе.
Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр <19>. Оно устанавливает порядок проведения государственного геологического контроля и определяет органы, осуществляющие государственный геологический контроль, их полномочия, права, обязанности и порядок работы. Контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор - орган государственного геологического контроля), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор - орган государственного горного надзора) и их территориальными органами во взаимодействии с иными контрольными органами, а также органами государственной власти субъектов РФ <20>. Росприроднадзор осуществляет контроль по вопросам выполнения условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют контроль по вопросам выполнения условий лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения <21>. Приказом МПР РФ от 10.12.2007 N 322 утвержден Административный регламент Росприроднадзора по исполнению государственной функции по выдаче в установленном порядке лицензии (разрешения) на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации в пределах своей компетенции <22>.
--------------------------
<19> Пост. Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" // СЗ РФ. 2005. N 20. Ст. 1885.
<20>
Пост. Правительства РФ от 30.07.2004
N 400 "Об утверждении Положения
о Федеральной службе по
<21> Пост. Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" // СЗ РФ. 2005. N 20. Ст. 1885.
<22>
Приказ МПР РФ от 10.12.2007 N 322 "Об
утверждении Административного
регламента Федеральной
Технические устройства, предназначенные для применения на опасных производственных объектах, должны соответствовать требованиям промышленной безопасности. Правила "О применении технических устройств на опасных производственных объектах" разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <23>. Правила устанавливают порядок и условия применения технических устройств, в том числе иностранного производства, на опасных производственных объектах, обязательные для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов, и регулируют отношения, возникающие в этой сфере деятельности <24>. Различные виды (типы) технических устройств до начала их применения на опасных производственных объектах должны пройти приемочные испытания. На их основе и при наличии сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдает разрешение на применение конкретного вида (типа) технического устройства.
--------------------------
<23>
ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ (в ред. от 09.05.2005)
"О промышленной безопасности
опасных производственных
<24>
Пост. Правительства РФ от 25.12.1998
N 1540 "О применении технических
устройств на опасных
Свои особенности в рамках разрешительной системы предусматривает ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <25>. Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, подлежит переоформлению на документ, подтверждающий наличие соответствующей лицензии у открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ, в порядке, установленном ФЗ (ч. 4 ст. 115). Обязательное условие договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии - наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию (ч. 2 ст. 201).
--------------------------
<25>
ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст.
4190.
Пользование
недрами без разрешения (лицензии)
либо неисполнение, ненадлежащее исполнение
лицензиатом требований и условий
лицензирования влекут за собой санкции
в виде приостановления действия
лицензии либо ее аннулирования, применяемые
независимо от привлечения нарушителя
к мерам административной ответственности,
предусмотренным ст. 7.3 КоАП РФ. Данная
статья предусматривает наложение
административного штрафа на граждан,
должностных лиц и юридических
лиц. Осуществление
Проведенный
анализ показывает, что существующий
порядок в целом отвечает стоящим
перед государством задачам рационального
и комплексного использования недр.
Недропользователи при этом порядке могут
реализовывать полученное от государства
как собственника недр право пользования
недрами в целях получения прибыли. Однако,
учитывая специфику данного вида работ,
связанных с повышенной опасностью недропользования,
необходимо упорядочить процедуры получения
разрешительной документации, а не снижать
требования к лицензированию работ при
недропользовании. Разработка административных
регламентов позволяет снять многие острые
вопросы получения разрешений при осуществлении
работ по недропользованию.