Международно-правовой механизм охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в поиске эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм.

Содержание

Введение 3
I. Общие положения и понятие международного права охраны окружающей среды 5
§1. Понятие и источники международного права охраны окружающей среды5
§2. Объекты международно-правовой охраны окружающей среды 13
§3. Принципы международного права окружающей среды 17
II. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды 18
§1. Международные экологические организации 20
§2. Международные конференции по окружающей среде 26
§3. Участие России в международном сотрудничестве 32
III. Международные правонарушения в области окружающей среды 37
§1. Международная ответственность за экологические правонарушения 37
§2. Международный экологический суд 41
Заключение 43
Список используемых источников и литературы 46
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 453.28 Кб (Скачать)

    В Брюссельской конвенции установлен предел ответственности, равный 210 млн. условных золотых франков (2 тыс. франков  за 1 регистровую тонну вместимости  судна). Собственник судна может  быть освобожден от ответственности, если докажет, что ущерб:

    • явился результатом военных действий, враждебных действий или стихийного явления;

    • был всецело вызван действием или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб или

    • был всецело вызван небрежностью или иным неправомерным действием правительства или другого органа власти, отвечающего за содержание в порядке огней и других навигационных средств. Женевская конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (1989 г.), установила, что за ущерб, причиненный любым опасным грузом в ходе его перевозки, с момента инцидента ответственность несет перевозчик. Как и по Брюссельской конвенции,

    перевозчик  освобождается от ответственности, если докажет, что ущерб явился результатом  военных действий, враждебных действий или стихийного явления; вызван действием  третьих лиц с намерением причинить  ущерб.

    Особый  пример возложения международной ответственности  за вред, причиненный природной среде, представляет ответственность, применяемая  вследствие военных действий. Несмотря на действие Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного  использования средств воздействия  на природную среду (1977 г.), в ходе войны в Персидском заливе осуществлялось преднамеренное крупномасштабное разрушение природной среды в военных  целях. Уже через несколько дней после начала войны действия иракских войск привели к разливу 6—8 млн. баррелей кувейтской нефти в воды Персидского залива. За 4 дня бомбардировок  Ирак взорвал большую часть из 1250 нефтяных скважин Кувейта, в результате чего возникли пожары на почти 600 нефтяных скважинах и были залиты нефтью огромные площади страны. Совет Безопасности ООН в резолюции № 687 от 3 апреля 1991 г. подтвердил ответственность Ирака  перед иностранными государствами, физическими и юридическими лицами за ущерб, нанесенный окружающей среде, и за уничтожение природных ресурсов в результате вторжения в Кувейт. В соответствии с этой резолюцией был создан фонд, средства в который  должны поступать от Ирака в сумме, составляющей около четверти его  годовых доходов от добычи нефти. Эти средства предназначались для  покрытия ущерба, который, по оценкам, достигал 50 млрд. долл.17

19 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание ВТОрое, перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 1996. – 624 с.

 

§2. Международный экологический суд

    В практической деятельности мирового сообщества возникают экологические споры, требующие разрешения международными органами. В этих целях в июле 1993 г. в составе Международного суда ООН (Гаага) создана «камера по экологическим  вопросам».

    По  инициативе группы юристов на учредительной  конференции, проведенной в Мехико в ноябре 1994 г., был учрежден Международный  суд экологического арбитража и  примирения (Международный экологический  суд). Он является неправительственной  организацией. Первый состав судей  включает 29 юристов-экологов из 24 стран. Представитель России также является членом этого суда.

    Деятельность  Международного экологического суда регулируется его уставом, в соответствии с  которым суд разрешает международные  споры по вопросам охраны окружающей среды и природопользования в  трех формах:

    а) путем консультирования заинтересованных сторон по их просьбе на основе юридического анализа конкретной ситуации;

    б) путем примирения спорящих сторон на основе принятия компромиссного решения  спорной ситуации, которое устраивает обе стороны. Решение может быть оформлено в виде соглашения, исполняемого добровольно на взаимной основе;

    в) путем проведения полноценного судебно-арбитражного процесса по взаимному желанию сторон с вынесением решения, которое стороны  заранее признают для себя обязательным.

    Рассмотрение  споров в Международном экологическом  суде основано на принципах третейского  суда. Стороны сами принимают решение  об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более  судей для рассмотрения дела.

    Круг  лиц, которые могут обращаться в  Международный экологический суд, неограничен. Это могут быть частные  лица, общественные организации, государственные  органы, включая правительства.

    Международный экологический суд может рассматривать  широкий круг споров. В него включаются споры, связанные с загрязнением окружающей среды соседнего государства  и возмещением экологического вреда; недопущением, приостановлением или  прекращением экологически вредной  деятельности. Он рассматривает также  споры, касающиеся использования и  охраны разделяемых двумя и более  государствами природных ресурсов. В числе некоторых других —  споры о защите экологических  прав граждан.

    Рассмотрение  дел в Международном экологическом  суде основано на международном праве  окружающей среды, национальном законодательстве сторон, на прецедентах.20

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1998. – 688 с.

    Заключение

    Наше  поколение стало свидетелем драматических  событий, которые изменили природу  отношений человека с окружающей его средой. Стремительный рост народонаселения  Земли, а также НТП способствуют усилению воздействия человека на окружающую среду.

    Проблемы  охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран или  регионов – они приобрели глобальный характер. Необходимость их решения  в общепланетарном масштабе предполагает объединение усилий международного сообщества, развитие международного сотрудничества в целях охраны окружающей среды. Объективные законы природы  определяют экологические требования. Окружающая нас среда представляет собой единое целое, составную часть  планетарной экологической системы. Например, в результате вредных выбросов промышленности одной страны выпадают кислотные дожди в другой стране, поскольку страны связаны неразрывными экологическими связями, что в конечном счете ведет к изменению планетарных  процессов жизни на Земле. Надо отметить также, что большой урон планетарной  экосистеме нанесен ядерными испытаниями  в России, США, Франции, Китае. Авария на Чернобыльской АЭС, где было загрязнено радиоактивными веществами пять областей, безусловно, оказала влияние на планету  в целом.

    Важной  основой сотрудничества государств в области охраны окружающей среды  является его международно-правовое регулирование. Оно все отчетливее формируется как международное  экологическое право, представляющее самостоятельную отрасль права, объектами которого являются: космос, мировой океан, международные реки, атмосферный воздух, отдельные объекты  животного мира и т. п.

    Развитие  международного законодательства в  области охраны окружающей среды  обусловлено проблемами разрастающегося  экологического кризиса.

    В результате хозяйственной деятельности происходит усиление парникового эффекта. Удвоение содержания углекислого газа в атмосфере станет причиной всеобщего  повышения температуры, которое, в  свою очередь, приведет к внезапному катастрофическому изменению климатического состояния Земли. Подъем температуры  увеличит содержание водяных паров  в атмосфере, усугубляя парниковый эффект и тем самым ускоряя  этот процесс.

    Серьезную озабоченность вызывают подъем уровня моря и возможность затопления целых  регионов в различных частях планеты. Если последние прогнозы ученых подтвердятся, то величайшее опустошение угрожает таким странам, как Бангладеш, Индия, Египет, Индонезия, Пакистан, Таиланд, Китай. К несчастью, данный список не является исчерпывающим.

    Весьма  опасно бесконтрольное уничтожение  лесов, а особенно тропических лесов  вблизи экватора. Леса эти представляют собой важнейшие источники многообразия флоры и фауны на Земле. Они  — легкие нашей планеты. Но в то же время и наиболее уязвимы среди  всех экосистем на Земле. Считается, что не менее половины известных  науке живых организмов обитает  в тропических лесах, и они  не способны существовать ни в какой  иной живой среде.

    Несовершенное развитие технологии переработки отходов, а также безответственное отношение  к проблемам захоронения мусора могут привести к захламлению  большого количества земель. Вопрос о  способах захоронения вредных отходов  поднимался не раз в последние  годы, но еще до конца не установлено, какие из отходов и в какой  мере вредят здоровью человека. Сжигание мусора может привести к отравлению воздуха, и уже сейчас создает  новый вид еще более опасного отхода — токсичной золы. Если при  сжигании уничтожается до 90% массы мусора, то 10% сохраняется в виде золы и  пепла, в которых концентрируются  наиболее ядовитые вещества, в частности, тяжелые металлы. Выбор места  захоронения высокотоксичной золы — еще более трудная задача, чем захоронение несложных отходов.

    Перечисленные проблемы требуют безотлагательных мер по сокращению степени экологической  опасности, к ним относятся:

  • распространение достоверной информации об экологической опасности;
  • рыночные механизмы и ужесточение действующих правил;
  • жесткий контроль за выполнением этих правил;
  • сотрудничество с другими ведомствами и государствами.

    Все эти меры направлены на обеспечение  экологически устойчивого развития, включая переход от социально-экономического к социально-экологическому развитию, базирующемуся на природосберегающем экономическом механизме удовлетворения потребностей в научно-техническом  прогрессе, экологическом образовании, международном управлении экологическим  риском, главным образом, риском хозяйственной  деятельности и природных стихийных  процессов.

    Итак, подводя итог всему ранее сказанному, хочется еще раз заметить необходимость  защиты окружающей среды от экологической  катастрофы. Нельзя не оценить тот  вклад в сохранение живой природы, который вносят международные организации  по охране окружающей природной среды. Но говорить о максимальной эффективности  можно будет лишь в том случае, если каждый из нас осознает необходимость  сохранения того мира, в котором  он живет.

 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников и литературы

1. Конвенция по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры 1963 г. - http://www.cites.org/eng/disc/text.shtml

2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - http://www.garant.ru/

3. Устав международного союза охраны природы и природных ресурсов 1948 г. - http://www.ecolife.org.ua/laws/inter/1948/01.html

4. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Экологическое право России: курс лекций. – Волгоград: «Панорама», 2006. – 288 с.

5. Ахатов А.Г. Экология и международное право. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1996 .— 512 с.

6. Балашенко С.А., Макарова Т.И. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека. Учебное пособие. – Минск, 1999. – 345 с.

7. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1998. – 688 с.

8. Говоруха Л.С. Основы общей экологии и международное сотрудничество в области охраны природы. – Киев, 1991. – 256 с.

9. Ерофеев Б.В. Сборник новейшего экологического законодательства РФ. – М., 1996. – 467 с.

10. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание ВТОрое, перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 1996. – 624 с.

11. Косарев Д. «Черный прилив зацепил и Россию. // Российская газета. – 2002. – 11 декабря.

12. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Схемы, комментарии/Учебное пособие. – М.: Новый Юрист, 1998. – 144 с.

13. Лукьянов Ф. Нейтронная бомба на Дунае // Российская газета. – 2000. – 15 февраля.

Информация о работе Международно-правовой механизм охраны окружающей среды