Международно-правовой механизм охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в поиске эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм.

Содержание

Введение 3
I. Общие положения и понятие международного права охраны окружающей среды 5
§1. Понятие и источники международного права охраны окружающей среды5
§2. Объекты международно-правовой охраны окружающей среды 13
§3. Принципы международного права окружающей среды 17
II. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды 18
§1. Международные экологические организации 20
§2. Международные конференции по окружающей среде 26
§3. Участие России в международном сотрудничестве 32
III. Международные правонарушения в области окружающей среды 37
§1. Международная ответственность за экологические правонарушения 37
§2. Международный экологический суд 41
Заключение 43
Список используемых источников и литературы 46
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 453.28 Кб (Скачать)

    опасность их выживание, и может быть разрешена  только в исключи тельных обстоятельствах. В Приложение II включены: (а) все виды, которые хотя в данное время не находятся обязательно под непосредственной угрозой вымирания, но могут стать таковыми, если торговля образцами таких видов не будет строго регулирована в целях предотвращения их использования, несовместимого с их выживанием; и (б) другие виды, которые должны быть предметом контроля с тем, чтобы торговли образцами тех видов, которые указаны в п. (а), могла бы контролироваться. В приложение III включены все виды, которые по определению любого государства должны подвергнуться регулированию в пределах ее собственной юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и которые нуждаются в сотрудничестве других сторон в регулировании торговли. При этом торговля образцами видов, содержащимися во всех Приложениях, может осуществляться только в соответствии с положениями данной Конвенции. 
Всякая торговля образцами таких видов должна осуществляться под неукоснительным наблюдением научных компетентных и административных органов государств-участников Конвенции и каждого в отдельности.12

 
 
 
 
 
 
 

12 Конвенция по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры 1963 г. - http://www.cites.org/eng/disc/text.shtml

 

§2. Международные конференции по окружающей среде

    Одной из развитых форм международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды  являются конференции, двусторонние и  многосторонние, правительственные  и неправительственные. Ежегодно в  мире проводятся сотни, а то и тысячи конференций по экологическим вопросам. В зависимости от целей они  служат средством обмена опытом природоохранительной деятельности, обмена экологически значимой информацией, решениями научных  и практических проблем.

    Особый  интерес и особое международное  значение имеют две конференции, проведенные под эгидой ООН.

    Обеспокоенная резким ухудшением состояния глобальной окружающей среды, обусловленным высокими уровнями ее загрязнения в конце 60-х гг.,

    Генеральная Ассамблея ООН выступила с  инициативой о проведении международной  конференции, на которой были бы обсуждены  и выработаны международные меры по ограничению загрязнения окружающей человека среды. В июне 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН  по проблемам окружающей человека среды, которая приняла Декларацию принципов  и План действий. Эти документы  были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и положили начало регулярной деятельности по охране окружающей среды  в рамках ООН.

    В целом эта Конференция сыграла  огромную роль в развитии международного права окружающей среды и активизации  международного природоохранительного  сотрудничества.

    Тем не менее, несмотря на предпринимаемые  на национальном и международном  уровнях усилия, состояние глобальной окружающей среды после Стокгольмской  конференции продолжало ухудшаться. Озабоченная этим обстоятельством, Генеральная Ассамблея ООН создала  в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию и поставила  перед ней задачи:

    • предложить долгосрочные стратегии в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период;

    • рассмотреть способы и средства, используя которые мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды, и др.

    Результатом деятельности Международной комиссии, которую возглавляла премьер-министр  Норвегии Гро Харлем Брундтланд, стал фундаментальный труд под названием  «Наше общее будущее» (Our Common Future), представленный Генеральной Ассамблее ООН в 1987 г. (переведен и опубликован в России издательством «Прогресс» в 1989 г.)

    Основной  вывод данной Международной комиссии состоял в необходимости достижения устойчивого социально-экономического

    развития, при котором решения на всех уровнях  принимались бы с полным учетом экологических  факторов. Выживание и дальнейшее существование человечества определяют мир, развитие и состояние окружающей среды. Устойчивое развитие — это  такое развитие, которое удовлетворяет  потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность  будущих поколений удовлетворять  свои собственные потребности.

    По  инициативе Генеральной Ассамблеи  ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, т.е. через 20 лет после Стокгольмской  конференции, была созвана Конференция  ООН по окружающей среде и развитию. Судя по названию конференции, ее работа была основана на идеях Международной  комиссии по окружающей среде и развитию. О значении, которое придавалось  этой Конференции, свидетельствуют  ее масштабы и уровень. В Конференции  участвовали 178 государств и более 30 межправительственных и неправительственных  международных организаций. 114 делегаций  возглавлялись главами государств и правительств.

    На  Конференции в Рио обсуждались  многие вопросы, главные из которых  касались трех важных документов:

    • Декларации по окружающей среде и развитию,

    • Долгосрочной программы дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»),

    • Принципов в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов.

    Кроме того, участникам Конференции были представлены и открыты для подписания две конвенции — «О биологическом  разнообразии» и «Об изменении климата».13

    «Повестка дня на XXI век» посвящена актуальным проблемам охраны окружающей среды сегодняшнего дня, а также имеет целью подготовить мир к решению проблем, с которыми он столкнется в будущем веке. Она

    определяет  направления деятельности государств, народов и международных организаций  по решению этих проблем.

    Повестка  содержит 4 раздела:

    • социальные и экономические аспекты (национальная политика и международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах, борьба с нищетой, изменение структур потребления, динамика населения, охрана и укрепление здоровья человека, содействие устойчивому развитию населенных пунктов, учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решения);

    • сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития (защита атмосферы, комплексный подход к использованию земельных ресурсов, борьба с обезлесением, опустыниванием и засухой, об устойчивом развитии горных районов, регулировании использования токсичных и опасных веществ, включая отходы и радиоактивные вещества);

13 http://lu2029.narod.ru

 
 

    • укрепление роли основных групп населения (глобальные действия в интересах женщин, детей, молодежи, коренных народов и местных общин, усиление роли различных категорий трудящихся, профсоюзов и других неправительственных организаций и др.);

    • средства осуществления (финансовые ресурсы  и механизмы, информационные, научные, технологические и организационно-правовые средства решения экологических  проблем).

    «Повестка дня на XXI век» была принята без церемонии подписания путем консенсуса государств. По юридической силе она является актом «мягкого» международного права и носит рекомендательный характер.

    Для реализации Повестки в глобальном масштабе требуется 600 млрд. долл. в год, включая 125 млрд. долл., которые должны выплачивать  развитые страны развивающимся. Участники  Конференции согласились, что развитые страны в 2000 г. и в последующие  годы будут предоставлять развивающимся  странам финансовую помощь в размере 0,7% валового национального продукта каждой развитой страны. Россия, другие бывшие республики СССР

    и государства Восточной Европы вошли  в группу стран с «переходной  экономикой», в отношении которых  отсрочено выполнение международных  финансовых обязательств.

    Основным  инструментом организационно-финансового  механизма реализации Повестки является Комиссия по окружающей среде и развитию, договоренность о создании которой  достигнута на Конференции в Рио.

    Заявление о принципах в отношении лесов, принятое на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, — первое глобальное соглашение в отношении лесов. Оно  учитывает потребности как защиты лесов в качестве окружающей и  культурной среды, так и использования  деревьев и других форм лесной жизни  для целей экономического развития.

    В заявлении утверждается, что леса с их сложными экологическими процессами необходимы для экономического развития и поддержания всех форм жизни. Леса служат для получения древесины, пищи и лекарств, а также являются сокровищницей многих биологических продуктов, которые еще не открыты. Они являются хранилищами воды и углерода, который мог бы в противном случае попасть в атмосферу и превратиться в газ, вызывающий парниковый эффект. Леса — это дом для многих видов дикой природы. Кроме того, они, с их мирной зеленью и ощущением вечности, удовлетворяют культурные и духовные потребности человечества.

    Закрепленные  в Заявлении принципы в отношении  лесов включают следующее:

    • всем странам следует принимать участие в «озеленении мира» посредством посадки и сохранения лесов;

    • страны имеют право использовать леса для нужд своего социально-экономического развития. Такое использование следует основывать на национальной политике, соответствующей задачам устойчивого развития;

    • леса следует использовать таким образом, чтобы удовлетворять социальные, экономические, экологические, культурные и духовные потребности современного и будущих поколений;

    • выгоды от продукции биотехнологии и генетических материалов, полученных за счет леса, следует на взаимно согласованных условиях разделить со странами, в которых находятся эти леса;

    • посаженные леса являются экологически приемлемыми источниками возобновляемой энергии и промышленного сырья. В развивающихся странах особенно важным является использование древесины в качестве топлива. Эти потребности должны удовлетворяться на основе рационального использования лесов и посадки новых деревьев;

    • национальные программы должны защищать уникальные леса, включая старые леса, а также леса, имеющие культурную, духовную, историческую или религиозную ценность;

    • странам необходимы планы рационального ведения лесного хозяйства, основанные на безопасных для окружающей среды рекомендациях.14

    На  прошедшем в  2002 году саммите в  Йоханнесбурге была  вновь

подтверждена  приверженность  «принципам Рио», однако особого прогресса 

в их  реализации, по словам  генерального  секретаря  ООН Кофи Аннана,  не 

отмечено. Глобализация  не  принесла  пользы  большей  части  человечества,

многие  принятые решения по  охране  окружающей  среды  оказались  не 

выполненными. Несмотря  на  общий  экономический  рост, помощь

развивающимся  странам  сократилась и  проблемы  нищеты  остаются  столь 

же актуальными. Совершенно  очевидно,  что для успешного   решения

стоящих перед  человечеством   задач  в  области охраны  окружающей  среды

необходимы  объединенные усилия правительственных  и   

неправительственных организаций,  широких  слоев  населения  всех  стран и 

народов.15

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14 Федцов В.Г., Федцова А.В., Ежов Ю.А. Экологическое право России: Курс лекций. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. – 574 с.

15 http://www.eco.iuf.net/org.htm

Информация о работе Международно-правовой механизм охраны окружающей среды