Международно-правовой механизм охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в поиске эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм.

Содержание

Введение 3
I. Общие положения и понятие международного права охраны окружающей среды 5
§1. Понятие и источники международного права охраны окружающей среды5
§2. Объекты международно-правовой охраны окружающей среды 13
§3. Принципы международного права окружающей среды 17
II. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды 18
§1. Международные экологические организации 20
§2. Международные конференции по окружающей среде 26
§3. Участие России в международном сотрудничестве 32
III. Международные правонарушения в области окружающей среды 37
§1. Международная ответственность за экологические правонарушения 37
§2. Международный экологический суд 41
Заключение 43
Список используемых источников и литературы 46
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 453.28 Кб (Скачать)

    Нефти и нефтепродуктов. Представляет особую опасность их длительный период распада  и распространение по большим  поверхностям. Так, в ноябре 2002 г. у  берегов Испании затонул танкер «Престиж», и более 500 километров побережья  было отравлено нефтью. Премьер-министр  Испании заявил, что стране угрожает самая крупная в ее истории  экологическая катастрофа.7 Между тем, образовавшиеся нефтяные пятна в течение долгого времени не были ликвидированы, причинив значительный ущерб водным биоресурсам Атлантики.

      ♦ Синтетических продуктов, к которым относятся все виды пластмасс, включая синтетические тросы, рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Их опасность заключается в исключительной плавучести.

    ♦ Ядовитых веществ, включающих хлорорганические соединения, ртуть, кадмий. К данным веществам также относят материалы для биологической и химической войны.

    ♦ Радиоактивных материалов. Международное право окружающей среды ограничивает сброс и захоронение радиоактивных отходов.

7 Косарев Д. «Черный прилив зацепил и Россию. // Российская газета. – 2002. – 11 декабря.

    Космос - это пространство, находящееся за пределами атмосферы Земли. Хозяйственное использование космического пространства пока ограничено техническими возможностями человечества. Однако перед международным сообществом уже встала проблема по охране данного объекта от так называемого «космического мусора». Его накопление на околоземных орбитах (ближний космос) может сделать невозможным дальнейший выход человечества в космос. Хотя без использования ядерной энергии в освоении космического пространства обойтись невозможно, международное право окружающей среды ограничивает испытание ядерного оружия в космосе. В связи с этим установлен экологический иммунитет некоторых объектов космического пространства, под которым понимается изъятие из хозяйственной деятельности объектов, являющихся общим достоянием человечества. Применительно к космосу экологический иммунитет распространяется на такое небесное тело, как Луна.

    Объекты общего достояния  человечества - это территории, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства и обладающие экологическим иммунитетом. К ним относятся: Антарктида, Луна.

    Использование природы в военных  целях. Международным правом окружающей среды запрещено враждебное использование средств воздействия на природную среду с целью причинения вреда другим государствам (погодная, тектоническая война, экоцид).8

 
 
 
 
 
 

8 Говоруха Л.С. Основы общей экологии и международное сотрудничество в области охраны природы. – Киев, 1991. – 256 с

 

§3. Принципы международного права окружающей среды

    Принципы  международно-правового регулирования  в целом принято подразделять на три группы: общие (общепризнанные) принципы международного права; принципы международного права, имеющие природоохранное  значение; специальные (отраслевые) принципы международного права окружающей среды.

    Специальные принципы сформулированы в Стокгольмской  декларации 1972 г., Всемирной Хартии природы, принятой ГА ООН 28 октября 1982 г., Декларации Рио-де-Жанейро 1992 г. и  иных документах. Следует выделить следующие основные принципы:

    1. Принцип рационального использования природных ресурсов, обязывающий государства так осуществлять управление и использование природными ресурсами, чтобы не причинять ущерба целостности экологических систем, а также проводить серию мероприятий по воспроизводству и возобновлению природных ресурсов (Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.).

    2. Принцип предотвращения  загрязнения окружающей  среды означает, что государства не должны загрязнять окружающую среду путем внесения в нее различных вредных веществ, которые по своей опасности или в силу большого количества, превышают способности окружающей среды к их обезвреживанию и самовосстановлению. Государства обязаны своими действиями прямо или косвенно не переносить ущерб или опасность из одного района в другой или превращать один вид загрязнения в другой.

    3. Принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами означает суверенное право государств разрабатывать собственные природные ресурсы согласно своей политике в области природопользования, охраны окружающей среды и развития. Правда, он уже давно не имеет абсолютного характера.

    4. Принцип непричинения  вреда окружающей  среде за пределами  национальной юрисдикции  обозначает определенные границы, но осуществлению государством суверенитета над природными ресурсами. Из него следует требование к государствам обеспечивать, чтобы деятельность, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов. При этом даже наличие вооруженного конфликта не освобождает стороны от выполнения данного требования. Если бы этот институт получил развитие, и имелась чувствительная шкала оценки причинения ущерба окружающей среде, то это обеспечило бы проведение соответствующей экологической политики каждого государства.

    5. Принцип охраны окружающей среды в период военных конфликтов прямо вытекает из вышеприведенного. Он наиболее полно сформулирован в Конвенции 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

    6. Принцип оценки воздействия на окружающую среду. В последние годы увеличивается количество общепризнанных принципов международного экологического права предупредительного характера, т.е. не связанных с возмещением уже причиненного вреда, а нацеленных на некие превентивные меры. Этот принцип был заложен в Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 206), а также в многочисленных региональных договорах - Конвенции по защите окружающей среды региона Красного моря и Аденского залива 1982 г., Конвенции по сохранению и развитию морской среды региона Карибского бассейна 1983 г. и т.д.

    7. Принцип ответственности за ущерб системам окружающей среды других государств или международным пространствам. В системе мер ответственности по международному праву не применяются уголовная или административная ответственность. Основной вид ответственности за

    международное экологическое правонарушение - возмещение имущественного ущерба. Наиболее разработанным  и часто применяющимся видом  ответственности является возмещение ущерба, причиненного в случае загрязнения  моря нефтью (Брюссельская конвенция  о гражданской ответственности  за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.) и ответственность за ущерб, причиненный  использованием ядерных энергетических установок (см. например, Венская конвенция  об ответственности за ядерный ущерб 1963 г.).

    Поскольку споры между государствами по вопросам причинения имущественного ущерба неизбежны, в целях реализации данного  принципа в июле 1993 г. в Международном  Суде ООН была создана специальная  коллегия (камера), рассматривающая  межгосударственные споры в области  охраны окружающей среды. Одно из первых рассмотренных судом дел касалось возмещения ущерба, причиненного окружающей среде деградацией земель острова  Науру, допущенной в то время, когда  Австралия управляла островом. Суд  принял это дело к рассмотрению 26 июня 1992 г. несмотря на то, что требования по возмещению ущерба касались периода  продолжительностью 70 лет. Правда, впоследствии стороны заключили мировое соглашение.

    Другим  вариантом разрешения международных  экологических споров является рассмотрение дел в Международном суде экологического арбитража и примирения, который  был учрежден как неправительственная  организация в ноябре 1994 г. Рассмотрение споров ведется по принципу третейского  суда, т.е. стороны заранее признают решение для себя обязательным.9

 

9 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе, перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 1996. – 624 с.

 
 

II. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды

§1. Международные экологические организации

    Возрастающий  интерес международного сообщества к проблемам окружающей среды после Второй мировой войны нашел свое выражение не только в усилении прямого международного сотрудничества, проведении большого числа политических, социально-экономических и научно-технических форумов, по священных отдельным аспектам взаимодействия общества и природы, но и в росте числа, повышении активности и расширении компетенции международных организаций. Такие организации позволяют объединить природоохранительную деятельность всех заинтересованных государств независимо от их политических позиций, определенным образом вычленяя и подчеркивая экологические проблемы из всей совокупности политических, экономических и других международных проблем. По признаку пространственной сферы полномочий или субъектно-территориальному признаку различаются организации глобальные и региональные (субрегиональные). 
Важную роль в области охраны окружающей среды играют и активно занимаются организацией исследований окружающей среды и ее ресурсов специализированные учреждения ООН. 
ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), образованная в 1945 г., уже в первые годы своей деятельности поддержала научные инициативы и общественные природоохранительные движения. Наиболее известным природоохранительным направлением в деятельности ЮНЕСКО является научная программа "Человек и биосфера" (МАБ), принятая в 1970 г. на ХVI Генеральной конференции этой организации. К выполнению программы МАБ уже приступили около 100 стран. 
ФАО (Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства), образованная в октябре 1945 г., является специализированным учреждением ООН и занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира. В соответствии с своей компетенцией она обращает внимание на охрану и рациональное использование земель, водных ресурсов, лесов и иной растительности, животного мира суши, биологических ресурсов океанов и морей. ФАО участвует в осуществлении более 100 природоохранительных программ на глобальном, региональном и национальном уровнях. 
Забота о здоровье людей - главная цель ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), что всегда связано с охраной окружающей среды. ВОЗ осуществляет сбор и распространение экологической информации, связанной с охраной здоровья людей, участвует в исследовательской работе, оказывает техническую помощь, осуществляет международный контроль за загрязнением окружающей среды. 
ВМО (Всемирная метеорологическая организация) была учреждена в 1951 г., как специализированное учреждение ООН. Природоохранительные функции ВМО связаны прежде всего с глобальным мониторингом окружающей среды. Она проводит мероприятия по оценке загрязнения атмосферы различными веществами и из разных источников, оценку трансграничного переноса загрязняющих веществ, их глобального распространения в низких слоях атмосферы, а также по изучению воз действия на озоновый слой земли. 
По договору с ООН осуществляет свою деятельность МАГАТЭ, учрежденное в 1957 г. В соответствии с мандатом МАГАТЭ ведет широкие исследования по использованию атомной энергии, разрабатывает меры по технике безопасности при использовании ядерного топлива и в связи с этим вплотную занимается защитой окружающей среды от опасности радиоактивного заражения. 
Проблемы окружающей среды, обострившиеся в современном мире, не могли остаться незамеченными межправительственными организациями регионального характера. Эти организации, включившиеся в международное природоохранительное сотрудничество, внесли определенный вклад в разработку мер сохранения благоприятных природных условий и обеспечения рационального использования природных ресурсов, включая меры правового характера. В числе таких организаций могут быть названы, в частности: Европейский Союз, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет.10 
В охране окружающей среды и регионального планирования Совет Европы осуществляет: 
1) Обеспечение охраны и бережного отношения к окружающей среде в Европе; 
2) Сохранение и улучшение среды обитания, деятельности человека; 
планирование развития территорий; 
3)Создание сети охраняемых заповедников. 
Европейская конференция министров, отвечающая за региональное планирование (СЕМАТ), созывается регулярно, начиная с 1970 г., по мере возникновения проблем. В работе Конференции участвуют представители всех государств-членов Совета Европы. 
Европейская хартия регионального планирования выдвинула глобальную и долгосрочную концепцию регионального планирования с целью: улучшения условий повседневной жизни; гармоничного социально-экономического развития регионов; повышения ответственности в вопросах управления при родными ресурсами; ООС и рационального использования земли. 
Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (регулирование промышленной деятельности, торговли животными и т. д.) была принята Конвенция по сохранению живой природы и окружающей среды в Европе (Бернская Конвенция). С мая 1987 г. действует Соглашение о предупреждении, защите и организации помощи при

10 Ред. Казаков Ю.Е. «Охрана природы. Международные организации,   конвенции и программы», М.; 1995 г.

 
 

    крупных стихийных бедствиях и технологических  катастрофах. Создана сеть из 12 европейских  специализированных центров для  слежения за извержениями вулканов, землетрясениями  и т. д. 
Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан подписали в феврале 1992 г. межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды странами СНГ. Государства СНГ согласились создать Международный Экологический Совет и при нем Межгосударственный Экологический фонд для выполнения согласованных межгосударственных экологических программ, в первую очередь для ликвидации последствий экологических катастроф. 
Следует отметить, что в настоящее время в мире насчитывается более 500 неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранительные мероприятия. Главная роль в этой сфере принадлежат некоторым специализированным и зарекомендовавшим себя высокой активностью организациям, таким как Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) и Всемирный фонд охраны дикой живой природы (WWF). 
МСОП создан по решению учредительной ассамблеи, состоявшейся в сентябре 1948г. в Фонтебло (Франция). В соответствии со ст. 1 Устава МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов, путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий.11 По состоянию на конец ХХ в. членами союза состояли 54 государства и больше 300 организаций из более чем 100 стран мира.

11 Устав международного союза охраны природы и природных ресурсов 1948 г. - http://www.ecolife.org.ua/laws/inter/1948/01.html

    Работа  МСОП способствует реализации Вашингтонской  конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры. Так, в 1961 г. был создан Всемирный фонд охраны дикой природы, деятельность которого

    заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранительным мероприятиям. Программа работы этой организации  в конце ХХ в. охватывала более 160 проектов охраны природы в 70 странах. 
Международная юридическая организация (МЮО), созданная в 1968 г., в последние годы уделяет много внимания праву окружающей среды, участвует в подготовке международно-правовых актов природоохранительного характера. 
В марте 1973 года, в Вашингтоне была принята Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), поправки к приложениям которой были приняты на 11-й конференции сторон СИТЕС (Найроби, 10-20 апреля 2001 г.), вступили в силу с 19 июля 2000 г. (по приложениям 1 и 2), и 13 сентября 2000 г. (по приложению 3). 
Государства, подписавшие данную Конвенцию, признают, что дикая фауна и флора в их многочисленных, прекрасных и различных формах, являются незаменимой частью природных систем земли, которые должны охраняться для настоящих и будущих, поколений; сознают увеличивающуюся ценность дикой фауны и флоры для всех народов Земли со всех точек зрения - эстетики, науки, культуры, отдыха и экономики; признают, что именно народы и государства должны наилучшим образом охранять собственную дикую флору и фауну, а также признают важность международного сотрудничества, необходимого для защиты некоторых видов дикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации их в между народной торговле, убеждены в необходимости объединения усилий и принятия надлежащих мер в этих целях. Для реализации этих целей разработаны Приложения, содержащие списки видов дикой фауны и флоры, находящиеся под угрозой исчезновения. Так, в Приложение 1 включены все виды, находящиеся под угрозой вымирания и торговля которыми оказывает или может оказать влияние на их существование. Торговля образцами этих видов должна находиться под особо строгим контролем с тем чтобы не подвергать

Информация о работе Международно-правовой механизм охраны окружающей среды