Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель представленной работы является изучение правовой охраны окружающей природной среды в зарубежных странах.
Исходя из поставленной цели задачами работы являются - изучение правовой системы стран мира, изучение охраны окружающей природной среды, эколого-правовой режим недропользования и животного мира.
6)
Предотвращение вреда. В
7)
Запрет военного или любого
иного враждебного
8)
Ответственность государств. Согласно
этого принципа государство
3. Важнейшие источники международного экологического права
Источниками
международного права охраны окружающей
природной среды являются международные
договоры, соглашения, конвенции, резолюции
и решения международных
Нормативно-правовые акты, являющиеся источниками международного права окружающей среды, могут быть классифицированы по различным основаниям, но особый интерес представляет классификация их по природным объектам, отношения по поводу использования и охраны которых они регулируют. По этому основанию могут быть выделены международные договоры, соглашения и конвенции, касающиеся природных комплексов отдельных регионов — Антарктики, Арктики, Африки и др.; использования и охраны флоры и фауны; воды; атмосферного воздуха; озонового слоя и др.
Многие
международные соглашения и конвенции
ранее были подписаны СССР и вытекающие
из них права и обязательства
в области международной охраны
и использования природных
Действующим российским законодательством установлен приоритет норм международного права над внутренним законодательством. Это предусмотрено статьей 15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью нашей правовой системы и, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичное положение содержится и в Законе «Об охране окружающей природной среды» 2002 года, статьи 81 и 82 которого прямо посвящены этому вопросу.
Так, под международно-правовую охрану был поставлен шестой континент — Антарктика. Договором об Антарктике было предусмотрено, что в интересах всего человечества Антарктика должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий. Были, в частности, запрещены любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия. Была провозглашена свобода научных исследований и сотрудничество. В этих целях производится обмен информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию средств и эффективность работ, обмен научным персоналом между экспедициями и станциями, обмен данными и результатами научных наблюдений и свободный доступ к ним. Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются.
Была заключена Конвенция по охране фауны и флоры Африки, Конвенция по защите природы и сохранению флоры и фауны западного полушария и др.
Значительные меры приняты по международно-правовой охране и регулированию использования запасов дикой фауны. Так, еще в 1902 году была заключена Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве, в которой признавалась своевременность проведения соответствующих совместных мероприятий в этой области. Птицы, говорилось в статье 1, полезные в сельском хозяйстве, в особенности насекомоядные, находятся под полной охраной. Это означало, что птиц, перечисленных в особом Списке, запрещалось добывать в любое время года и любыми средствами, а также разорять их гнезда, истреблять яйца и выводки.
Большое число различного рода международных соглашений и конвенций было принято относительно охраны и использования водных и лесных ресурсов, а также других природных объектов.
Значительная роль в международно-правовой охране окружающей природной среды принадлежит решениям, принимаемым теми или иными международными организациями, и в первую очередь Организацией Объединенных Наций. Таковы принятые Стокгольмской конференцией ООН по окружающей природной среде 1972 года Декларация принципов и План мероприятий, содержащий 109 пунктов, в которых предусматриваются организационные, экономические, политические вопросы охраны окружающей природной среды и взаимоотношения государств и международных организаций в данной сфере.
На
Конференции ООН по окружающей среде
и развитию, состоявшейся 3–14 июня 1992
года в Рио-де-Жанейро, были подведены
итоги двадцатилетней деятельности по
охране окружающей природной среды. На
ней была принята Декларация, в которой
были сформулированы основные принципы
охраны окружающей природной среды, а
также Повестка дня — XXI век, предусматривающая
обширную программу действий по охране
природы в следующем столетии.
4.
Международная эколого-
Конечно, любая отрасль права, имеющая основания для существования, не обходится без такого раздела, как ответственность. Международное экологическое право не исключение.
Мировое сообщество уже давно осознало, что окружающая среда и ее компоненты являются общим достоянием человечества. Защита окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов — глобальная проблема современности. Основными условиями решения этой проблемы являются доверие и взаимопонимание между государствами, проведение всеми государствами единой политики по отношению к окружающей среде и принятие на всей территории всех мер по ее охране и, прежде всего, развитие природоохранного законодательства.
Среди
целого ряда принципов, характерных
для межгосударственно-правовой охраны
окружающей среды, международная ответственность
за ее сохранение занимает одно из главенствующих
мест. Само понятие международно-правовой
ответственности специфично и несколько
отличается от понятия юридической ответственности
по внутреннему праву государств — это
одно из юридических условий и обязанность
государства-правонарушителя возместить
причиненный ущерб другим субъектам международного
права, а в отдельных случаях и их юридическим
и физическим лицам. Вопросы международно-правовой
ответственности субъектов международного
права нашли отражение в Уставе ООН, Конвенции
ООН по морскому праву и в других документах.
Основанием возникновения международно-правовой
ответственности субъекта международного
права является совершение им международного
правонарушения (деяния субъекта международного
права,
нарушающего нормы международного права
и свои международные обязательства, наносящие
другому субъекту или группе субъектов
международного права или всему международному
сообществу в целом ущерб материального
и нематериального характера). Никакие
ссылки государства на национальные законы
и правила в оправдание своего поведения,
приведшего к нарушению норм международного
права и нанесению вреда или ущерба, недопустимы.
Также недопустимы ссылки на незнание
норм международного права или их неправильное
толкование и применение.
Субъектами этой ответственности наряду с государствами могут выступать международные организации.
Международное преступление — международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством принятых на себя международных обязательств, имеющих важное значение для всего международного сообщества.
Международные правонарушения подразделяются на ординарные правонарушения и международные преступления. Важным элементом правонарушения является причинно-следственная связь между противоправным поведением и причиненным ущербом. Существенное значение имеет вина государства-правонарушителя, хотя существует и безвинная (объективная) ответственность.
В
настоящее время существует и
действует более 200 двусторонних и
многосторонних договоров и соглашений
в области охраны окружающей среды.
Однако в подавляющем большинстве
они устанавливают
Важным требованием, которое необходимо
учитывать субъектам международных правоотношений
в процессе осуществления нормотворческой
деятельности по вопросам охраны окружающей
среды, является то, что договоры, регулирующие
природоохранительное сотрудничество
государств, должны содержать четко сформулированные
материальные нормы, а также комплекс
вторичных норм, определяющих механизм
международных правоотношений в случае
нарушения договорного обязательства
о порядке возмещения ущерба окружающей
среде. Пока на практике дело обстоят иначе.
Так, Конвенция «Об охране Средиземного
моря от загрязнения» (1976 г.) включает специальную
статью «Материальная ответственность
и компенсация», которая не содержит вторичных
норм ответственности за нарушение конвенционных
обязательств.
Международно-правовая
ответственность субъектов
Существует два вида международно-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются санкции (принудительные меры к государству-нарушителю; они применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления). Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанного с причинением материального ущерба. Она может выражаться в форме репарации (возмещение ущерба в денежном выражении), реституции (возврат в натуре неправомерно изъятого имущества) и субституции (замена неправомерно уничтоженного или поврежденного).
За
международное эколого-правовое нарушение
к субъекту международного права, в
числе других, может быть применена
и такая форма ответственности, как
ресторация (восстановление государством-нарушителем
прежнего состояния какого-либо материального
объекта, например, восстановление качества
чистоты воды, загрязненной по его вине).
Нематериальная ответственность применяется
в форме сатисфакции (например, принесение
извинений, наказание государством виновных),
а также применение экономических и иных
санкций.
В случае международного экологического
спора, он разрешается международным судом
ООН, в составе которого в 1993 г. создана
«камера по экологическим вопросам». Однако
в 1994 г. был учрежден Международный суд
экологического арбитража и примирения
(международный экологический суд), деятельность
которого определяется его уставом, нормами
международного экологического права,
национального законодательства и прецедентами.
Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР приняла к исполнению свыше 50 договоров, соглашений, конвенций, протоколов и других международно-правовых актов Союза ССР. Как самостоятельный субъект международного права, она стала членом многосторонних конвенций, таких как Конвенция о биологическом разнообразии (5 ноября 1992 г.), рамочная Конвенция об изменении климата (2 июня 1992 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (21 апреля 1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (17 марта 1992 г.) и др.