Международное экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 23:08, реферат

Описание работы

В наше время защита окружающей среды выдвигается на первый план. Загрязнение вод наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Деградация сельхозугодий привела к засухе и эрозии почв во многих районах. Отсюда недоедание, голод, болезни. Загрязнение воздуха наносит все более ощутимый ущерб здоровью людей. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Понятие международного экологического права………………………4
Понятие и классификация источников международного права……….6
Объекты международного права………………………………………...8
Охрана различных видов окружающей среды………………………….9
Охрана флоры и фауны……………………………………………….…12
Заключение……………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Международное экологическое право.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

План

  1. Введение…………………………………………………………………..3
  2. Понятие международного экологического права………………………4
  3. Понятие и классификация источников международного права……….6
  4. Объекты международного права………………………………………...8
  5. Охрана различных видов окружающей среды………………………….9
  6. Охрана флоры и фауны……………………………………………….…12
  7. Заключение……………………………………………………………….15
  8. Список используемой литературы……………………………………...16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В наше время  защита окружающей среды выдвигается  на первый план. Загрязнение вод  наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Деградация сельхозугодий привела к засухе и эрозии почв во многих районах. Отсюда недоедание, голод, болезни. Загрязнение воздуха наносит все более ощутимый ущерб здоровью людей. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет "парниковый эффект", т. е. глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению, что опять-таки ставит проблему выживания человечества. Наконец, аварии на предприятиях, связанных с радиоактивными и ядовитыми веществами, не говоря уже об испытаниях ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе. Достаточно вспомнить об аварии на Чернобыльской АЭС и на американском химическом заводе в Индии. Или яркий пример из сегодня: авария на японских АЭС, возникшая в результате землетрясения.

Положение государств в отношении защиты окружающей среды  различно. Государствам, образовавшимся в результате ликвидации СССР, досталось  тяжелое наследие в результате длительного  пренебрежения к интересам защиты природы. Обширные районы оказались отравленными и неспособными обеспечить нормальные условия жизни.

В развивающихся  странах проблемы экологии могут  поставить под вопрос успех процесса развития, а средства на изменение  ситуации отсутствуют. В наиболее развитых странах существующая система потребления ведет к такому истощению ресурсов не только своих, но и других стран, которое создает угрозу будущему развитию во всем мире. Это свидетельствует, что защита окружающей среды касается всех аспектов развития общества и является жизненно важной для всех стран, независимо от уровня их развития. Поэтому такая защита должна стать элементом политики любого государства. В резолюции 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН указала значение мира для охраны природы и отметила обратную зависимость - сохранение природы вносит вклад в упрочение мира, обеспечивая правильное использование природных ресурсов.

Позиция правительств объясняется различиями в интересах. Защита окружающей среды весьма дорогостояща. Она отрицательно сказывается на конкурентоспособности товаров. Мероприятия на своей территории не препятствуют трансграничному загрязнению. Заводы на Кольском полуострове наносят ущерб окружающей среде Норвегии. В 1996 г. Россия заключила соглашение о финансировании Норвегией установления фильтров на металлургическом комбинате на Кольском полуострове. В общем проблема решаема лишь в глобальном масштабе, а это требует колоссальных средств.

Понятие международного экологического права

Международное экологическое право - совокупность принципов и норм, направленных на обеспечение рационального использования природных ресурсов и защиту окружающей природной среды от загрязнения[1]. В отечественной литературе более распространено название "международное право окружающей среды". Термин "экологическое право" представляется предпочтительным лишь в силу его интернационального употребления. Исследованиями в этой области известны С. В. Виноградов, О. С. Колбасов, А. С. Тимошенко, В. А. Чичварин.

Международное экологическое право начало складываться как обычное право, прежде всего, это касается его принципов. Именно так утвердился основной принцип международного экологического права - принцип ненанесения вреда природе другого государства действиями, совершаемыми на собственной территории. Сложился наиболее общий принцип - принцип защиты окружающей среды. Идет становление принципа ответственности за нанесение вреда природе другого государства. Отметим кардинальный принцип, который был сформулирован в Декларации Конференции ООН по окружающей человека среде в Стокгольме в 1972г. следующим образом: "Человек обладает основным правом на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно".

Все основные принципы международного права являются регуляторами правоотношений в сфере охраны окружающей среды. Вместе с тем международное экологическое право имеет свои специфические принципы.

1) Окружающая  среда - общая забота человечества. Смысл этого принципа заключается  в том, что международное сообщество на всех уровнях может и должно совместно и в отдельности охранять окружающую среду. Например, в преамбуле Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. говорится,   что   сохранение   биологического   разнообразия   является общей задачей всего человечества.

2) Принцип неотъемлемого  суверенитета государств над  своими природными ресурсами  предусматривает суверенное право  каждого государства разрабатывать  свои собственные ресурсы согласно  своей политике в области окружающей  среды.

3) Окружающая  природная среда вне государственных  границ является общим достоянием  человечества. Данный принцип закреплен  в Договоре о космосе 1967 г., Конвенции ООН по морскому  праву 1982 г. 

4) Свобода исследования  и использования окружающей среды  и ее компонентов означает, что все государства и международные межправительственные организации вправе без какой-либо дискриминации осуществлять правомерную мирную научную деятельность в окружающей среде.

5) Рациональное  использование окружающей среды.  Этот принцип характеризуют следующие элементы: рациональное планирование и управление возобновляемыми и не возобновляемыми ресурсами земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; поддержание используемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, т.е. уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению; научно обоснованное управление живыми ресурсами.

6) Предотвращение  вреда. В соответствии с данным  принципом все государства должны  идентифицировать и оценивать  вещества, технологии, производство, которые  влияют или могут повлиять  существенным образом на окружающую  среду. 

7) Запрет военного  или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению применения тех методов и средств, которые могут причинить серьезный ущерб окружающей среде.

8) Ответственность  государств. Согласно этого принципа  государство несет политическую  или материальную ответственность  в случае нарушения соответствующего  международно-правового обязательства. 

    Понятие и классификация  источников международного права

    Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей природной среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1980 г. "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений" и Всемирная хартия охраны природы 1982 г. Они имеют определяющее значение в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества.

Важным источником международного экологического права  являются договоры. За последние годы принят целый комплекс универсальных конвенций в этой области, которые дают представление и о предмете данной отрасли международного права. Прежде всего, это Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г., а также Конвенция о защите озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.

Среди этих конвенций  нет главной, основополагающей, которая  бы содержала положения, отраженные в упомянутых резолюциях ООН. Нет  даже конвенции, посвященной такой  актуальной проблеме, как защита воздуха. Более продвинулись в этом направлении региональные организации.

Постоянно занимается вопросами экологии Экономический  и Социальный Совет, важная роль принадлежит  другим организациям системы ООН, а  также ее региональным комиссиям. В  своей области занимаются разработкой  правил защиты окружающей среды Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), ЮНЕСКО, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО). Существует специальная Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая практически представляет собой международную организацию, хотя юридически это вспомогательный орган, созданный резолюцией Генеральной Ассамблеи. ЮНЕП принадлежит первостепенная роль в содействии развитию международного экологического права. В ее рамках разрабатываются основы этого права, инициируется подготовка конвенций.

Существенную  роль в защите окружающей среды призвано сыграть сотрудничество в рамках СНГ. Эта задача поставлена Уставом  СНГ и подтверждена многими другими актами. Договор между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией 1996 г. обязывает наращивать "сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая разработку и принятие единых стандартов экологической безопасности". Приведенные положения дают представление о том, как понимается принцип охраны окружающей среды во взаимоотношениях стран СНГ. [3]

    Объекты международного права

    Объектом  международно-правовой охраны является вся природа планеты Земля  и околоземного космического пространства в пределах, в которых человек реально воздействует на материальный мир. Но поскольку природная среда имеет ряд внутренних структурных подразделений, различаются ее элементы и охраняемые объекты. В том числе:

  1. Мировой океан, который занимает 2/3 площади поверхности земного шара.
  2. Материки, которые составляют основное и непосредственное жизненное пространство для развития человечества.
  3. Атмосферный воздух
  4. Космос

К объектам, находящимся  под национальной юрисдикцией или контролем, принадлежат природные богатства материков на территории отдельных государств, богатства, находящиеся в пределах прибрежных территориальных морских вод, континентального шельфа и исключительных экономических зон.

К числу природных  объектов, находящихся вне национальной юрисдикции и контроля, за пределами сферы исключительного суверенитета отдельных государств, относятся в основном те из них, которые находятся в интернациональных пространствах: Мировой океан со всеми его богатствами, за пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон, отдельные материки, например, Антарктида, часть атмосферы Земли и космос.

Охрана  различных видов  окружающей среды

Морская среда  одной из первых стала объектом охраны. Соответствующие положения содержатся в общих конвенциях по морскому праву. Особое внимание уделяется борьбе с  загрязнением нефтью. Этой проблеме посвящена  первая экологическая универсальная  конвенция - Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. Она запретила слив нефти и нефтеводяной смеси с судов: После ряда аварий с танкерами принимаются новые конвенции. Брюссельская конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г., предоставила прибрежным государствам весьма широкие полномочия, вплоть до права уничтожать судно и груз в случае угрозы серьезного загрязнения побережья и прибрежных вод. Конвенция проложила путь к борьбе с загрязнением моря и другими веществами в аналогичных случаях (Протокол 1973 г.).

Естественно возник вопрос о компенсации ущерба, причиняемого загрязнением нефтью. Ему уже в 1969 г. была посвящена Брюссельская конвенция  о гражданской ответственности  за ущерб от загрязнения нефтью. Она установила абсолютную, т. е. не зависящую от вины, ответственность судовладельцев, вместе с тем ограничила ее размеры, правда, довольно высоким потолком. Борьба с последствиями загрязнения нефтью требует совместных действий государств. Организации таких действий посвящена Конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г.

Информация о работе Международное экологическое право