Лекции по "Экологическое праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:34, курс лекций

Описание работы

Эффективность юрисдикционного механизма, т.е. системы рассмотрения споров, выявления составов правонарушений и виновных, наложения и исполнения справедливого наказания за экологические правонарушения остаются пока слабым местом природоохранной деятельности. Не случайно Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ КоАП РФ дополнен статьей 3.12 "Административное приостановление деятельности", которое заключается во временном прекращении деятельности физических и юридических лиц, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, работ, оказания услуг. Этот вид административного воздействия может назначаться судьей в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Содержание

Введение
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Понятие экологического права
Глава II. История формирования экологического права России
Глава III. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права
Глава IV. Право природопользования. Виды прав на природные объекты и ресурсы
Глава V. Государственное управление в области охраны окружающей среды
Глава VI. Ответственность за экологические правонарушения
Глава VII. Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Глава VIII. Права граждан в области охраны окружающей среды
Глава IX. Экономический механизм охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава X. Охрана и рациональное использование земель
Глава XI. Охрана и рациональное использование недр
Глава XII. Охрана и рациональное использование вод
Глава XIII. Охрана и рациональное использование лесов
Глава XIV. Охрана и рациональное использование животного мира
Глава XV. Охрана атмосферного воздуха
Глава XVI. Особо охраняемые территории и объекты
Глава XVII. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
Основные термины и определения
Нормативные правовые акты
Приложение 1. Таблица по видам прав на природные объекты (ресурсы)
Приложение 2. Таблица федеральных государственных органов, участвующих в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Схема. Континентальный шельф
Экологическое право. Курс лекций
Предисловие

Работа содержит 1 файл

Экологическое право. Курс лекций_Семьянова_изд ЗАО Юстицинформ, 2005.doc

— 1.50 Мб (Скачать)

ликвидацией в установленном порядке  разведочных горных выработок и  скважин, не подлежащих использованию;

соблюдением порядка и условий  использования геологической информации о недрах, полученной за счет средств  федерального бюджета.

Используемые участки и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа представляют собой государственный  фонд недр. Владение, пользование и  распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Свои особенности использования  и предоставления имеют участки  континентального шельфа Российской Федерации в соответствии со специальным федеральным законом. Участки континентального шельфа могут предоставляться физическим и юридическим лицам Российской Федерации и физическим и юридическим лицам иностранных государств, а также создаваемым на основе договора о совместной деятельности и не имеющим статуса юридического лица объединениям указанных юридических лиц, являющимся стороной соглашения о разделе продукции, при условии, что участники такого объединения несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашения о разделе продукции. Участки представляют собой геометризованные блоки, параметры которых указываются в лицензии на региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, в том числе площадь морского дна с координатами ее границ и глубин недр.

В интересах обеспечения безопасности и развития промышленности и энергетики Российской Федерации могут вводиться  ограничения на предоставление участков континентального шельфа иностранным лицам.

Запрещается включать в лицензии заповедники, заказники, заповедные зоны или другие особо охраняемые территории континентального шельфа, имеющие важное значение для  сохранения, воспроизводства и миграции ценных видов живых ресурсов. Право пользования участками континентального шельфа не может быть передано пользователями участков третьим лицам в порядке переуступки прав, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Правительство РФ регулирует и контролирует буровые работы на континентальном шельфе для любых целей. Отдельно регулируются требования по прокладке кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе, в первую очередь в соответствии с нормами международного права.

"Актуальность для России имеет проблема определения и обоснования внешней границы континентального шельфа в соответствии со ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ратифицирована Россией в 1997 г.). Опираясь на нормы Конвенции и ряд геоморфологических и геологических признаков, можно ставить и обсуждать вопрос о расширении континентального шельфа России за пределы 200-мильной исключительной экономической зоны, продолжении его в глубь Арктического бассейна.

Необходимость более глубокого  изучения этого вопроса обусловливается ролью ресурсов Мирового океана (континентальный шельф и глубоководные районы морского дна), которые по своим объемам, свойствам, степени воспроизводства и экологическим показателям намного превосходят аналогичные ресурсы континентов и могут рассматриваться как последний в пределах земного шара потенциальный источник обеспечения устойчивого развития прибрежных стран" (Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 243).

Задачами рационального использования  и охраны недр служат государственный учет и государственная геологическая экспертиза.

За нарушения в области использования  и охраны недр предусматриваются  дисциплинарная, административная (ст. 8.7, 8.9, 8.10, 8.11 КоАП РФ), уголовная (ст. 255, 216 УК РФ) и имущественная ответственность.

Глава XII. Охрана и рациональное использование вод

 

Предваряя тему, следует оговориться, что к предмету регулирования (водного законодательства) экологического права не относятся отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, а также связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов (Экологическое право: Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2003. С. 287).

Водный кодекс РФ (ВК РФ) оперирует понятием водного законодательства, состоящим из Водного кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Нормы водного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать водному законодательству Российской Федерации.

Водный кодекс при этом является ключевым нормативным актом в области водного законодательства. Согласно его преамбуле воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Вода представляет собой химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях. Именно поэтому предметом  регулирования водного законодательства являются также ледники и снежники. Водные ресурсы - это запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы. Водный объект - это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Следует отличать также обособленный водный объект, возможный для нахождения в гражданском обороте на правах частной собственности, - замкнутый водоем, представляющий собой небольшой по площади и непроточный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектам.

Целями водного законодательства являются:

обеспечение прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду;

поддержание оптимальных условий  водопользования;

поддержание качества поверхностных  и подземных вод, отвечающего  санитарным и экологическим требованиям;

защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;

предотвращение или ликвидация вредного воздействия вод;

сохранение биологического разнообразия водных экосистем.

В соответствии со ст. 7 Водного кодекса РФ объектом водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.

Выделяются водные объекты общего пользования - водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании, которые используются без применения сооружений, технических средств и устройств, а также водные объекты особого пользования, которыми пользуется ограниченный круг лиц. Причем предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа водных объектов общего пользования.

Видами водных объектов являются: поверхностные водные объекты, внутренние морские воды, подземные водные объекты, внутренние воды, трансграничные (пограничные) водные объекты (ст. 1 ВК РФ).

В Российской Федерации устанавливается  государственная собственность  на водные объекты. Только обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. Обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка.

Видами прав пользования водными  объектами являются право долгосрочного  пользования (от 3-25 лет), право краткосрочного пользования (до 3 лет), а также право  ограниченного пользования (водный сервитут: публичный или частный, установленный в рамках гражданского законодательства).

"В соответствии со ст. 85 Водного кодекса РФ водные объекты могут использоваться для следующих целей: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; здравоохранения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнергетики; рекреации; транспорта; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства; охотничьего хозяйства; лесосплава; добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля; иных целей.

Водопользование делится на общее, специальное и особое. Общее водопользование - это использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств; специальное - с применением сооружений, технических средств и устройств; в особое пользование предоставляются водные объекты для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд" (Экологическое право: Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2003. С. 289).

Для осуществления права общего водопользования получения правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов не требуется.

В соответствии с законодательством  получения лицензии на водопользование  не требуется при осуществлении:

общего водопользования;

использования водных объектов для  плавания на маломерных судах;

разовых посадок (взлетов) воздушных  судов;

водопользования для пожарных нужд;

забора воды из одиночных скважин  и колодцев с применением бытовых  насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения. Границы территорий, в пределах которых собственникам и пользователям земельных участков разрешается такое водопользование, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов МПР РФ;

пользования обособленными водными  объектами. Пользование такими объектами осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства РФ.

В зависимости от вида права пользования  водным объектом в режиме специального водопользования выделяются: договор  долгосрочного пользования водным объектом; договор краткосрочного пользования водным объектом, договор установления частного водного сервитута.

Перед заключением договора требуется  получение лицензии на водопользование, а также принятие соответствующего решения органа государственной  власти в установленных водным законодательством случаях. Лицензия вступает в силу после ее регистрации. После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным (ст. 58 ВК РФ). В лицензиях обязательно должны быть отражены лимиты водопользования - как предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного периода времени.

Лимиты водопользования устанавливаются в целях устойчивого удовлетворения потребностей в воде населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользования, рационального использования водных ресурсов и обеспечения благоприятного экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов. Лимиты водопользования устанавливаются также для субъектов РФ Министерством природных ресурсов РФ на основании заявленных органами исполнительной власти субъектов РФ потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов по бассейнам водных объектов (см. п. 15, 16 постановления Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 383). Бассейном водного объекта является территория, включающая водосборные площади гидравлически связанных водоемов и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро (ст. 1 ВК РФ).

Договор пользования водным объектом считается заключенным с момента  его регистрации специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного  фонда.

Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях:

забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;

водопоя и прогона скота;

использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок  и других маломерных плавательных средств.

Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 383 были утверждены Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии. Действие данных Правил распространяется на все виды пользования водными объектами.

Передача права пользования  водным объектом от одного лица к другому  в случаях, предусмотренных Водным кодексом РФ, осуществляется на основании распорядительной лицензии.

При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны  осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для них. Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения. Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 94-96 ВК РФ). Законодательством устанавливаются и другие запреты и ограничения в целях охраны и рационального использования водных объектов.

Специальным нормативным правовым актом, регулирующим охрану и режим  водоохранных зон водных объектов, является постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах".

Водоохранная зона - это территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности. Водоохранные зоны устанавливаются для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Информация о работе Лекции по "Экологическое праву"