Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 11:27, курсовая работа
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основ-ных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ДЕНЬГИ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, РЫНОК ДЕНЕГ.
УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА И СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ………………5
2 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В
КОНТЕКСТЕ ОБЩЕМИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ
ОПЫТ……………………………………………………………………………..15
3 ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ КАК ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ СТРАНЫ…………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….35
Соблюдение рассмотренных выше основных условий, перечень которых тем не менее не является исчерпывающим, позволит использовать в среднесрочном периоде облегченное инфляционное таргетирование при проведении денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. В дальнейшем, по мереразвития экономики и совершенствования рыночных институтов, воздействие административных рычагов на инфляцию будет ослабевать. Соответственно, денежно-кредитная политика будет приобретать все большее влияние на экономику и, в частности, на динамику внутренних цен, а Национальный банк при соблюдении принципа его достаточной автономности сможет перейти к использованию режима полноценного инфляционного таргетирования.
Достигнутые в последние годы позитивные результаты в экономическом развитии позволяют сохранить преемственность основных задач денежно-кредитной политики — обеспечение запланированного экономического роста как единственного источника для обеспечения прогнозных показателей роста жизненного уровня населения, а также развития и укрепления банковской системы [7, с. 56].
Таблица 3.1 - Индексы цен по отраслям экономики на протяжении с 2000 по 2009 год (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Индекс потребительских цен | 146,1 | 134,8 | 125,4 | 114,4 | 108,0 | 106,6 | 112,1 | 113,3 | 110,1 |
Индекс цен производителей промышленной продукции | 139,1 | 142,6 | 128,1 | 118,8 | 110,0 | 109,0 | 116,8 | 116,4 | 111,1 |
Индекс цен сельхозпродукции | 150 | 120 | 124 | 122 | 111 | 109 | 132 | 121,8 | 100,6 |
Индекс тарифов на перевозки | 145,2 | 125,3 | 121,7 | 108,8 | 106,4 | 112,3 | 108,8 | 130,9 | 118,2 |
Источник: [17]
Из данных таблицы видно, что индексы цен на все виды продукции на протяжении рассматриваемого периода снижались. По величине роста наибольшие индексы имеет рост цен на перевозки, наименьший на потребительские товары.
Проанализируем
регулирование денежного
В
Беларуси широкая денежная масса
уменьшилась в феврале 2010г по
сравнению с январем 2010 г с 38107,1
до 30006,3 млрд. бел руб. на 1 февраля 2009 г.
Это значит, что правительство ограничивает
рост предложения денег с целью сдерживания
инфляции.
Таблица 3.2 – Динамика учётных ставок в Республике Беларусь
Год | ставка |
2000 | 80 |
2001 | 48 |
2002 | 38 |
2003 | 28 |
2004 | 17 |
2005 | 11 |
2006 | 10 |
2007 | 10 |
2008 | 11 |
2009 | 13,5 |
2010 | 10,5 |
2011 | 12 |
Источник: [17]
Анализируя таблицу 3.2 можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь за анализируемый период происходило снижение учётной ставки. Цель – сделать более доступными кредиты для предприятий и населения. С началом мирового финансового кризиса в 2009 году ставка была повышена, с целью сдерживания предложения денег. В 2010 году ставка рефинансирования практически снизилась до докризисного уровня и составила 10,5%. В 2011 году в связи с ростом инфляции ставка вновь повышена до 12%.
Таблица 3.3 – Динамика норм обязательных резервов
Дата начала действия нормативов | По привлеченным средствам в национальной валюте | По привлеченным средствам в иностранной валюте | |
по средствам физических лиц | по средствам юридических лиц | ||
01.11.2004 | 6 | 10 | 10 |
01.04.2005 | 5 | 9 | 9 |
01.11.2006 | 4,5 | 8 | 8 |
01.04.2007 | 4,5 | 8 | 8 |
01.12.2008 | 1,5 | 7 | 7 |
01.03.2009 | 0 | 6 | 6 |
Источник: [17]
Из данных таблицы следует, что на протяжении исследуемого периода норма обязательных резервов в Республике Беларусь снижалась и даже мировой финансовый кризис на оказал влияния на этот процесс. Это расширяет возможности банков в области кредитования и позволяет использовать большее количество привлечённых ресурсов.
Центральным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора останутся приближение к международным стандартам, разрабатываемым Базельским комитетом по банковскому надзору и другими международными финансовыми институтами, последовательное внедрение и следование проверенным мировой практикой принципам и подходам к банковскому регулированию и надзору [4, с. 40].
Расширение спектра розничных банковских услуг должно осуществляться по следующим направлениям:
- модификация уже оказываемых услуг, введение дополнительных условий, более привлекательных для потребителей (широкая диверсификация сроков вкладов и кредитов, гибкие графики погашения обязательств, новые
проекты на основе банковских пластиковых карточек);
-
внедрение новых банковских
-
предоставление комплексных
-
дальнейшее развитие и
-
применение более гибких
-
развитие потребительского
-
разработка банками внутренних
стандартов процессов оказания розничных
банковских услуг в целях повышения качества
оказываемых услуг и сокращения времени
обслуживания клиентов. В целях сокращения
наличных денег в обращении необходимо
продолжить дальнейшее совершенствование
нормативной базы по организации наличного
денежного обращения.
Таблица 3.4 – динамика денежных агрегатов в Республике Беларусь в 2000-2009 гг., млрд. руб.
Показатель | 2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Денежная масса М2 | 283,9 | 1992,9 | 3408,3 | 5388,3 | 8594,9 | 12415,6 | 16764,6 | 20541,7 |
В том числе | ||||||||
Наличные деньги в обороте М0 | 86,9 | 650,0 | 926,4 | 1339,4 | 2016,4 | 2818,3 | 3323,2 | 3836,2 |
безналичные средства | 197,0 | 1342,9 | 2481,9 | 4048,9 | 6578,5 | 9597,3 | 13441,4 | 16705,5 |
Удельный вес М0 в М2, % | 30,6 | 32,6 | 27,2 | 24,9 | 23,5 | 22,7 | 19,8 | 18,7 |
Источник: [17]
Из данных таблицы 3.4 следует, что в численном выражении показатели денежной массы М0 и М2 росли, однако в относительном исчислении удельный вес агрегата М0 в агрегате М2 имеет тенденцию к снижении. В частности с 2003 по 2009 год он снизился с 32,6 до 18,7%.
В соответствии с Банковским Кодексом Республики Беларусь № 441-З от 25.10.2000 согласно статье 51 «Операции, осуществляемые Национальным банком», к операциям, осуществляемым Национальным банком, относятся:
кредитование в порядке рефинансирования;
расчетное и кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь и иных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка;
переучет векселей и других денежных обязательств;
операции на рынке ценных бумаг;
инкассация и перевозка денежной наличности, валютных и других ценностей;
управление золотовалютными резервами, а также операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
покупка, продажа и мена в Республике Беларусь и за ее пределами драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, а также драгоценных камней;
межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
прием ценностей на хранение;
денежные переводы и иные расчетные операции;
валютные операции;
банковские услуги правительствам иностранных государств, центральным (национальным) банкам и финансовым органам этих государств, а также международным организациям;
посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по распространению государственных ценных бумаг;
учет средств государственных и общественных фондов, определенных законодательством Республики Беларусь;
операции по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь.
Национальный банк осуществляет операции за плату, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь [3, с. 18].
Вывод: резюмируя данную главу можно отметить, что в к современных условиях финансовый аспект становится приоритетным в достижении цели устойчивого развитии государства и региона как его части. Ключевым фактором, способствующим социально-экономическому развитию региона, является использование ресурсов финансово-кредитной сферы.
Повышению
роли банковской системы в обеспечении
устойчивого развития регионов может
способствовать совершенствование работы
самих банков, предложение ими новых услуг,
востребованных рынком, и необходимых
предприятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ