Зарубежный опыт денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основ-ных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ДЕНЬГИ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, РЫНОК ДЕНЕГ.
УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА И СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ………………5
2 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В
КОНТЕКСТЕ ОБЩЕМИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ
ОПЫТ……………………………………………………………………………..15
3 ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ КАК ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ СТРАНЫ…………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРЕ.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

     Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка: M'n = Y+Pe

     Где: M’n – среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени;

     Y – среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период;

     Ре  – предполагаемый темп роста цен [7, с. 29].

      Степень использования тех или иных методов регулирования, часто предусмотренных законами или нормативными документами, различна в разных странах и зависит от многих факторов, включая исторические условия развития, сложившиеся традиции и т.п.

      Органами  банковского регулирования являются центральные банки и/или другие государственные учреждения: во Франции, например, — Банковская комиссия, Комитет по регулированию банков; в Италии — Банк Италии, Межведомственный комитет по кредитам и сбережениям; в Японии — Банк Японии, Бюро банков при министерстве финансов; в Великобритании — Банк Англии; в Швейцарии — Федеральная банковская комиссия [16, с. 442].

Таблица 2.1 Операции разрешённые банкам в различных странах 

Страна Операции, разрешённые  банкам
Разрешено проведение банками андеррайтинга (гарантированного размещения) ценных бумаг
Франция Банки могут  владеть до 20% акций небанковских фирм
Германия Банки вправе заниматься любой финансовой деятельностью
Швейцария Никаких ограничений  на все виды деятельности
Англия Никаких ограничений на все виды деятельности
Проведение  банками андеррайтинга запрещено  или значительно ограничено
Япония Банки могут  проводить размещение правительственных и прочих ценных бумаг за рубежом через филиалы; японское правительство может в недалеком будущем разрешить иностранным банкам выполнять фондовые операции
США Банкам разрешено  проводить андеррайтинг муниципальных облигаций общего назначения и организовывать размещение корпоративных ценных бумаг; банковские холдинговые компании могут заниматься деятельностью, «тесно связанной с банковским делом», и проводить андеррайтинг любых ценных бумаг за рубежом через свои филиалы

Источник: [8, с. 6].

      Регулирующее  воздействие на коммерческие банки  обычно подразделяется на собственно банковское регулирование деятельности кредитных организаций и на надзор за деятельностью кредитных организаций.

      Банковское  регулирование предполагает, в частности, установление обязательных экономических нормативов деятельности коммерческих банков.

     Среди важнейших показателей практически во всех странах фигурируют объем наличности, коэффициенты ликвидности, объем капитала, отношение собственного и заемного капитала. Государство в лице ЦБ может официально требовать от банков поддержания определенного уровня наличности, ликвидных активов (их круг также устанавливается властями), соотношения собственного и заемного капитала. В некоторых странах законодательно закреплены потолки таких балансовых показателей (например, в Норвегии первичные резервы — наличность, счета в ЦБ, казначейские векселя, жиросчета — должны составлять не менее 20%). Принципиальное значение имеет определение минимального размера капитала банка.

      Норматив  риска на одного кредитора банка (вкладчика) предполагает, что максимальный размер срочного вклада кредитора банка либо кредиторов

банка, входящих в единую хозяйственную группу, не должен превышать 15% от общей суммы обязательств банка.

      За  нарушение законодательных актов  к  банкам и специализированным кредитно-финансовым учреждениям могут быть применены следующие меры:

      - наложение штрафа;

      -  изменение экономических нормативов;

      - приостановление лицензии;

      - замена высших руководителей  и главного бухгалтера;

      - аннулирование лицензии;

      - внесение запрета на осуществление  банком и специализированным кредитным учреждением отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года, а также открытие филиалов на срок до одного года;

      - передача банка и специализированного  кредитно-финансового учреждения в управление;

      - реорганизация или ликвидация  банка и специализированного кредитно-финансового учреждения [12, с. 6].

      Представители органов контроля США осуществляют ревизию обычно два раза в год, а ее проведение может занять от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от размера банка.

      Хотя  ревизия финансового состояния  банка означает проверку всех сторон его деятельности, основное внимание уделяется анализу банковских активов, в первую очередь кредитов и портфеля ценных бумаг. Объясняется это необходимостью определить устойчивость и ликвидность банка.

      В отличие от США, в Германии и Швейцарии  регулярные (плановые) ревизии, как правило, не проводятся, но органы банковского надзора требуют представления подробных финансовых отчетов, обычно дополняемых регулярными отчетами о крупных кредитах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНАЯ  ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ КАК ГАРАНТ  СТАБИЛЬНОСТИ ДЕНЕЖНОГО  ОБРАЩЕНИЯ СТРАНЫ 

     В соответствии с Основными направлениями  денежно – кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год, в 2011 году денежно–кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.

     Приоритетная  цель денежно–кредитной политики —  обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

     Применение  и развитие инструментов денежно–кредитной  политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.

     Процентная  политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

     По  мере замедления инфляционных процессов  и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого  на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8 — 10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору — 11 — 13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках — 9 — 11 процентов годовых [1, с. 15].

     Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

     Операциями  на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.

     Предоставление  ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.

     Дальнейшее  совершенствование системы регулирования  ликвидности на рыночных принципах  позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.

     В 2011 году параметры денежно–кредитных  показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24 — 26 процентов, рублевой денежной массы — 27 — 29 процентов, широкой денежной массы — 25 — 28 процентов. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 — 7,2 трлн. рублей, юридических лиц — на 3,8 — 4,4 трлн. рублей [6, с. 12].

     Реализация  мер денежно–кредитной, бюджетной  и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 процента, по широкой денежной массе — до 26,7 процента.

     Улучшение сбалансированности внешнего сектора  и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2011 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США [11, с. 14].

     В 2011 году в целях расширения национального финансового рынка и вовлечения в него новых участников продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.

     В Республике Беларусь долгосрочная цель денежно-кредитной политики носит двойственный характер, и инфляция является далеко не единственным целевым ориентиром денежно-кредитной политики. В условиях прямого, а также косвенного ценового регулирования влияние административных факторов ограничивает способность Национального банка воздействовать на динамику инфляции. Способность проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение ценовой стабильности с использованием лишь прогноза по инфляции, требует наличия сложных экономических моделей, эффективное применение которых по объективным причинам вряд ли возможно в настоящее время в Республике Беларусь. Немедленный и полный отказ от обеспечения стабильности курса может повлечь рост инфляционных и девальвационных ожиданий [2, с. 25].

     Поэтому с учетом приведенных выше аргументов немедленный переход к полноценному инфляционному таргетированию в Республике Беларусь затруднен. В этой связи в качестве альтернативы таргетированию обменного курса возможно использование Национальным банком облегченного варианта инфляционного таргетирования.

     Важной  особенностью этого режима, в отличие  от полноценного инфляционного таргетирования, является возможность устанавливать наряду с ориентирами по инфляции и другие контрольные показатели. Это позволяет сохранить денежную массу и обменный курс в качестве инструментов антиинфляционной политики Национального банка. Данный аспект имеет значение, поскольку, во-первых, изменение этих переменных оказывает прямое воздействие на динамику цен в экономике страны, а во-вторых, Национальный банк может эффективно контролировать их изменение.

     Применение  этого режима позволило бы переориентировать  политику Национального банка на поддержание низкой инфляции при  одновременном  сохранении обменного  курса в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования и отсутствии необходимости внесения кардинальных изменений в существующие подходы к денежно-кредитному регулированию.

     Однако  практическое применение даже этого  режима требует выполнения ряда условий. Во-первых, необходима четкая иерархия целевых ориентиров, предполагающая законодательное закрепление приоритета за прогнозными показателями инфляции и раскрытие механизма разрешения возможного конфликта между промежуточными целевыми ориентирами. Во-вторых, необходим уход от множественности целевых ориентиров и публикация в основных направлениях денежно-кредитной политики только основных целевых параметров, к числу которых помимо прогноза инфляции могут относиться обменный курс или денежная масса. Как следствие, именно эти важнейшие показатели должны согласовываться с органами государственного регулирования при подготовке проектов основных направлений. В-третьих, необходимо дальнейшее совершенствование системы прогнозирования и анализа денежно-кредитной политики [13, с. 4].

Информация о работе Зарубежный опыт денежного обращения