Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 11:27, курсовая работа
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основ-ных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ДЕНЬГИ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, РЫНОК ДЕНЕГ.
УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА И СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ………………5
2 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В
КОНТЕКСТЕ ОБЩЕМИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ
ОПЫТ……………………………………………………………………………..15
3 ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ КАК ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ СТРАНЫ…………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….35
Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка: M'n = Y+Pe
Где: M’n – среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени;
Y – среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период;
Ре – предполагаемый темп роста цен [7, с. 29].
Степень использования тех или иных методов регулирования, часто предусмотренных законами или нормативными документами, различна в разных странах и зависит от многих факторов, включая исторические условия развития, сложившиеся традиции и т.п.
Органами банковского регулирования являются центральные банки и/или другие государственные учреждения: во Франции, например, — Банковская комиссия, Комитет по регулированию банков; в Италии — Банк Италии, Межведомственный комитет по кредитам и сбережениям; в Японии — Банк Японии, Бюро банков при министерстве финансов; в Великобритании — Банк Англии; в Швейцарии — Федеральная банковская комиссия [16, с. 442].
Таблица 2.1 Операции разрешённые банкам в различных странах
Страна | Операции, разрешённые банкам |
Разрешено проведение банками андеррайтинга (гарантированного размещения) ценных бумаг | |
Франция | Банки могут владеть до 20% акций небанковских фирм |
Германия | Банки вправе заниматься любой финансовой деятельностью |
Швейцария | Никаких ограничений на все виды деятельности |
Англия | Никаких ограничений на все виды деятельности |
Проведение
банками андеррайтинга | |
Япония | Банки могут проводить размещение правительственных и прочих ценных бумаг за рубежом через филиалы; японское правительство может в недалеком будущем разрешить иностранным банкам выполнять фондовые операции |
США | Банкам разрешено проводить андеррайтинг муниципальных облигаций общего назначения и организовывать размещение корпоративных ценных бумаг; банковские холдинговые компании могут заниматься деятельностью, «тесно связанной с банковским делом», и проводить андеррайтинг любых ценных бумаг за рубежом через свои филиалы |
Источник: [8, с. 6].
Регулирующее воздействие на коммерческие банки обычно подразделяется на собственно банковское регулирование деятельности кредитных организаций и на надзор за деятельностью кредитных организаций.
Банковское регулирование предполагает, в частности, установление обязательных экономических нормативов деятельности коммерческих банков.
Среди важнейших показателей практически во всех странах фигурируют объем наличности, коэффициенты ликвидности, объем капитала, отношение собственного и заемного капитала. Государство в лице ЦБ может официально требовать от банков поддержания определенного уровня наличности, ликвидных активов (их круг также устанавливается властями), соотношения собственного и заемного капитала. В некоторых странах законодательно закреплены потолки таких балансовых показателей (например, в Норвегии первичные резервы — наличность, счета в ЦБ, казначейские векселя, жиросчета — должны составлять не менее 20%). Принципиальное значение имеет определение минимального размера капитала банка.
Норматив риска на одного кредитора банка (вкладчика) предполагает, что максимальный размер срочного вклада кредитора банка либо кредиторов
банка, входящих в единую хозяйственную группу, не должен превышать 15% от общей суммы обязательств банка.
За
нарушение законодательных
- наложение штрафа;
-
изменение экономических
- приостановление лицензии;
- замена высших руководителей и главного бухгалтера;
- аннулирование лицензии;
-
внесение запрета на
-
передача банка и
- реорганизация или ликвидация банка и специализированного кредитно-финансового учреждения [12, с. 6].
Представители органов контроля США осуществляют ревизию обычно два раза в год, а ее проведение может занять от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от размера банка.
Хотя ревизия финансового состояния банка означает проверку всех сторон его деятельности, основное внимание уделяется анализу банковских активов, в первую очередь кредитов и портфеля ценных бумаг. Объясняется это необходимостью определить устойчивость и ликвидность банка.
В
отличие от США, в Германии и Швейцарии
регулярные (плановые) ревизии, как правило,
не проводятся, но органы банковского
надзора требуют представления подробных
финансовых отчетов, обычно дополняемых
регулярными отчетами о крупных кредитах.
3
ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНАЯ
ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ КАК ГАРАНТ
СТАБИЛЬНОСТИ ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ СТРАНЫ
В соответствии с Основными направлениями денежно – кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год, в 2011 году денежно–кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.
Приоритетная цель денежно–кредитной политики — обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.
Применение и развитие инструментов денежно–кредитной политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.
Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8 — 10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору — 11 — 13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках — 9 — 11 процентов годовых [1, с. 15].
Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.
Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.
Дальнейшее
совершенствование системы
В 2011 году параметры денежно–кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24 — 26 процентов, рублевой денежной массы — 27 — 29 процентов, широкой денежной массы — 25 — 28 процентов. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 — 7,2 трлн. рублей, юридических лиц — на 3,8 — 4,4 трлн. рублей [6, с. 12].
Реализация мер денежно–кредитной, бюджетной и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 процента, по широкой денежной массе — до 26,7 процента.
Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2011 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США [11, с. 14].
В 2011 году в целях расширения национального финансового рынка и вовлечения в него новых участников продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.
В Республике Беларусь долгосрочная цель денежно-кредитной политики носит двойственный характер, и инфляция является далеко не единственным целевым ориентиром денежно-кредитной политики. В условиях прямого, а также косвенного ценового регулирования влияние административных факторов ограничивает способность Национального банка воздействовать на динамику инфляции. Способность проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение ценовой стабильности с использованием лишь прогноза по инфляции, требует наличия сложных экономических моделей, эффективное применение которых по объективным причинам вряд ли возможно в настоящее время в Республике Беларусь. Немедленный и полный отказ от обеспечения стабильности курса может повлечь рост инфляционных и девальвационных ожиданий [2, с. 25].
Поэтому с учетом приведенных выше аргументов немедленный переход к полноценному инфляционному таргетированию в Республике Беларусь затруднен. В этой связи в качестве альтернативы таргетированию обменного курса возможно использование Национальным банком облегченного варианта инфляционного таргетирования.
Важной особенностью этого режима, в отличие от полноценного инфляционного таргетирования, является возможность устанавливать наряду с ориентирами по инфляции и другие контрольные показатели. Это позволяет сохранить денежную массу и обменный курс в качестве инструментов антиинфляционной политики Национального банка. Данный аспект имеет значение, поскольку, во-первых, изменение этих переменных оказывает прямое воздействие на динамику цен в экономике страны, а во-вторых, Национальный банк может эффективно контролировать их изменение.
Применение этого режима позволило бы переориентировать политику Национального банка на поддержание низкой инфляции при одновременном сохранении обменного курса в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования и отсутствии необходимости внесения кардинальных изменений в существующие подходы к денежно-кредитному регулированию.
Однако практическое применение даже этого режима требует выполнения ряда условий. Во-первых, необходима четкая иерархия целевых ориентиров, предполагающая законодательное закрепление приоритета за прогнозными показателями инфляции и раскрытие механизма разрешения возможного конфликта между промежуточными целевыми ориентирами. Во-вторых, необходим уход от множественности целевых ориентиров и публикация в основных направлениях денежно-кредитной политики только основных целевых параметров, к числу которых помимо прогноза инфляции могут относиться обменный курс или денежная масса. Как следствие, именно эти важнейшие показатели должны согласовываться с органами государственного регулирования при подготовке проектов основных направлений. В-третьих, необходимо дальнейшее совершенствование системы прогнозирования и анализа денежно-кредитной политики [13, с. 4].