Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 11:27, курсовая работа
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основ-ных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ДЕНЬГИ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, РЫНОК ДЕНЕГ.
УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА И СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ………………5
2 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В
КОНТЕКСТЕ ОБЩЕМИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ
ОПЫТ……………………………………………………………………………..15
3 ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ КАК ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ СТРАНЫ…………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….35
Принципы
организации эмиссионных
- монопольно
осуществляет эмиссию наличных
денег;
- прогнозирует и организует производство,
перевозку и хранение банкнот и монет;
- создает резервные фонды банкнот и монет;
-
устанавливает правила
-
устанавливает признаки
Принцип централизованного управления денежной системой.
Этот
принцип существует и в административно-
Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.
Принцип прогнозного планирования денежного оборота.
Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.
Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота.
Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.
При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.
Принцип кредитного характера денежной эмиссии.
В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.
Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков.
В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.
Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.
Проанализируем статистические показатели по развитым странам, на протяжении с 2004 по 2009 год.
В
таблице 2.1 приведена динамика резервных
актовов органов денежно –
кредитного регулирования.
Таблица 2.1 - Резервные активы органов денежно - кредитного регулирования (без монетарного золота) (на конец года, миллионов долларов США)
Страна | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Германия | 48823 | 45140 | 41687 | 44327 | 43137 | 60419 |
США | 75890 | 54080 | 54850 | 59520 | 66610 | 119720 |
Япония | 833891 | 834275 | 879682 | 952784 | 1009365 | 1024900 |
Источник: [15, c. 600].
Из
данных таблицы 2.1 следует, что во всех
рассматриваемых странах
В таблице 2.2 приведена динамика запасов монетарного золота.
Таблица 2.2 - Запасы монетарного золота органов денежно-кредитного регулирования (на конец года, миллионов тройских унций)
Страна | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Германия | 110,38 | 110,21 | 110,04 | 109,87 | 109,72 | 109,53 |
США | 261,59 | 261,55 | 261,50 | 261,50 | 261,50 | 261,50 |
Япония | 24,6 | 24,6 | 24,6 | 24,6 | 24,6 | 24,6 |
Источник: [15, c. 601].
Из данных таблицы 2.2 следует, что в США и Японии уровень запасов практически не изменялся на протяжении анализируемого периода, в то время как в Германии он уменьшался начиная с 2007 года.
В таблице 2.3 приведена динамика количества денег в обращении.
Таблица 2.3. Количество денег в обращении (на конец года, миллиардов единиц национальной валюты)
Страна | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Германия, М1 | 787,8 | 875,3 | 922,9 | 960,2 | 1023,8 | 1206,8 |
В том числе М0 | 141,3 | 159,1 | 176,7 | 190,1 | 213,3 | 208,4 |
США, М1 | 1391,2 | 1392,2 | 1377,1 | 1382,6 | 1435,8 | 1680,1 |
В том числе М0 | 677,9 | 708,3 | 731,3 | 736,7 | 792,0 | 834,6 |
Япония, трлн. иен М1, | 469,8 | 494,9 | 495,7 | 497,8 | 491,6 | - |
в том числе М0 | 72,9 | 74,9 | 76,2 | 77,4 | 76,6 | - |
Источник: [15, c. 604].
Из данных таблицы 2.3 следует, что в Германии агрегат М1 рос на протяжении анализируемого периода при снижении агрегата М0 в 2009 году, в США денежный агрегаты М0, М1 росли на протяжении всего анализируемого периода.
В Японии агрегат М1 рос на протяжении анализируемого периода, при снижении агрегата М0 в 2008 году.
В таблице 2.4 приведена динамика процентных ставок по кредитам и депозитам.
Таблица 2.4 - Процентные ставки по кредитам и депозитам (среднегодовые)
Страна | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Германия | ||||||
Кредит | 4,73 | 4,6 | 5,08 | 5,93 | 6,16 | 4,13 |
депозит | 2,00 | 2,06 | 2,81 | 3,94 | 4,36 | 1,62 |
США | ||||||
Кредит | 4,34 | 6,19 | 7,96 | 8,05 | 5,09 | 3,25 |
депозит | 1,56 | 3,51 | 5,15 | 5,27 | 2,97 | 0,56 |
Япония | ||||||
Кредит | 1,767 | 1,677 | 1,665 | 1,883 | 1,910 | 1,723 |
депозит | 0,080 | 0,271 | 0,683 | 0,808 | 0,589 | 0,435 |
Источник: [15, c. 604].
Из данных таблицы 2.4 следует, что с началом мирового финансового кризиса после 2008 года уровень ставок, как по кредитам, так и по депозитам снизился.
В
таблице 2.5 приведена динамика ставки
рефинансирования.
Таблица 2.5 Ставка рефинансирования (на конец года, в процентах)
Страна | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Германия | 3,0 | 3,25 | 4,5 | 5,0 | 3,0 | 1,75 |
США | 3,15 | 5,16 | 6,25 | 4,83 | 0,86 | 0,5 |
Япония | 0,1 | 0,1 | 0,4 | 0,75 | 0,3 | 0,3 |
Источник: [15, c. 612].
Из данных таблицы 2.5 следует, что после 2007 года ставки рефинансирования стали снижаться во всех анализируемых странах.
Среди мероприятий, осуществляемых центральными банками по регулированию деятельности кредитных организаций, можно выделить несколько основных направлений:
-
создание нормативно-правовой
-
осуществление регистрации
-
выдача и отзыв лицензий
- установление экономических нормативов с целью обеспечения необходимого уровня ликвидности банков и снижения банковских рисков;
-
надзор за деятельностью
Кроме того, рассмотренные выше меры денежно-кредитной политики оказывают воздействие на условия и результаты деятельности коммерческих банков.