Закон спроса и предложения. Закон стоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:19, контрольная работа

Описание работы

Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Работа содержит 1 файл

Закон спроса и предложения. закон стоимости.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Действительно, решающее влияние на величину стоимости товара оказывает производительность Труда. Производительность труда — это его эффективность, плодотворность. Измеряется она количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Чем больше потребительных стоимостей производится в единицу времени, тем выше производительность труда, и наоборот.

Величина стоимости  товара изменяется в зависимости  от интенсивности труда. Под интенсивностью труда понимаются затраты рабочей силы в единицу времени. Рост интенсивности труда означает увеличение затрат труда в течение одного и того же промежутка времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продуктов и создает большую по величине стоимость в единицу времени.

Таким образом, при повышении, как производительности труда, так  и его интенсивности количество изготовленных потребительных стоимостей увеличивается. Однако в первом случае стоимость единицы продукции  снижается, величина же стоимости массы производимой продукции остается неизменной, а во втором — возрастает величина стоимости массы продукции, а стоимость единицы продукции остается неизменной. Другими словами, величина стоимости товара изменяется прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительной силе труда.

На величину стоимости  товара оказывает влияние и степень  сложности труда. Труд ювелира сложнее  труда слесаря, а последний сложнее  труда лесоруба. Труд работника, не требующего специальной подготовки, называется простым трудом. Труд, для выполнения которого необходимо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сложный труд следует рассматривать как умноженный или возведенный в степень простой труд. Сведение сложного труда к простому происходит в процессе обмена. При определении величины стоимости товара за основу берется общественно необходимое количество простого труда.

К. Маркс в качестве простого труда рассматривал труд человека, не обладающего специальной подготовкой. Сейчас подобная совершенно неквалифицированная рабочая сила может использоваться лишь на подсобных работах. Все основные формы работ требуют той или иной степени квалификации. Поэтому мы вправе в качестве простого труда выделять труд наименее квалифицированных основных работников, принимающих участие в производстве каждого данного типа продукта.

 

 

 

 

 

3.Спрос и предложение

 

 

3.1 Закон  спроса

 

          Коренное свойство спроса заключается  в следующем: при неизменности  всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса.  И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса.  Короче,  существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса.  Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса.

Что лежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько  уровней аргументации.

1. Здравый смысл и  элементарное наблюдение действительности  согласуются  с тем,  что ним показывает нисходящая кривая спроса.  Обычно люди действительно покупают данного продукта больше  по  низкой  цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку,  Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать,  а чем ниже ценовой барьер,  тем большее его количество они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают "распродажи", служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса.  "Дни торговли по сниженным ценам" основаны на законе спроса.  Предприятия сокращают свои товарные

запасы не путем повышения  цен, а путем их снижения.

2. В любой данный  период времени каждый покупатель  продукта получает меньше удовлетворения,  или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта.  Например: второй "Биг Мак" (котлета "Большой Макдональд".  - Прим. перев.) дает меньше удовлетворения потребителю,  чем первый;  третий приносит еще меньше удовольствия или полезности,  чем второй, и т. д. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности - то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, потребителя покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии,  что цена его снижается.

3. На  несколько  более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект  дохода  указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта,  не отказывая себе  в  приобретении  каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя,  а поэтому  он  в  состоянии  купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене  у  человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных то-

варов, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны  заменять дорогие продукты более  дешевыми.  Приведем для  иллюстрации  следующий пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект  дохода).  При  более  низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой,  и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения).  Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому,  что у потребителей возникает способность и желание покупать  большее  количество продукта по - более низкой цене,  чем по высокой.

 

 

3.2. Закон предложения

 

          Легко заметить,  что таблица 4-5  показывает  положительную,  или прямую,  связь между ценой и количеством предлагаемого продукта, С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением  цен  сокращается также и предложение.  Эта специфическая связь называется  законом  предложения.  Он  просто  показывает "что  производители  хотят  изготовить  и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Почему? Это в основном также диктуется здравым смыслом.

           Напомним, что цена,  с точки зрения  потребителя,  выступает  как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель,  оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене  относительно  небольшое  количество  продукта;  чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик  выступает  в  роли получателя денег за продукт.  Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта,  а поэтому  она служит стимулом к тому,  чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.

           Рассмотрим предприятие в обрабатывающей  промышленности.  На каком-то  этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции.  А поэтому для покрытия  возросших издержек  необходимо повысить цену на производимый продукт.  Но почему возрастают издержки?  Они возрастают потому,  что определенные  производственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный парк,  невозможно увеличить за короткое время.       Поэтому,  по мере того как  фирма  наращивает количество более мобильных ресурсов - например, рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, - стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными,  в результате чего эффективность производства снижается,  а издержки производства  каждой последующей единицы продукта возрастают.  Для производства этих требующих больших издержек единиц продукта  производители  должны получить более высокую цену'.  Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

 

Заключение

 

По Марксу, в основе стоимости лежит только один производственный фактор — труд работников. Иной позиции  придерживаются современные экономисты. Они в той или иной степени  разделяют концепцию, согласно которой в основе стоимости лежит не один, а несколько производственных факторов - труд, капитал (средства производства), природный фактор (земля), предпринимательские способности. В соответствии с этим признается, что стоимость, во-первых, формируется всеми факторами, во-вторых, распадается на доходы.

Проблема стоимости  может и должна решаться не на противопоставлении, а путем согласования, сочетания  подходов. При определении ценностей  товара важно учитывать как затраты (труд, рабочее время), так и результаты (количество и качество полезности), их взаимодействие.

По мере формирования мирового рынка действие закона стоимости  распространяется и на мирохозяйственные  связи. Здесь национальные стоимости  выступают как индивидуальные, из которых образуются интернациональные. Страна с высокой производительностью труда имеет низкие индивидуальные затраты труда и при продаже товаров по интернациональной стоимости получает дополнительную прибыль, а с высокой индивидуальной стоимостью — проигрывает. Однако это не означает, что стране с низкой производительностью труда внешнеторговые связи' невыгодны. Они целесообразны, если она получает товары дешевле, чем могла бы сама их производить. Здесь важна не столько сама по себе величина стоимости товаров, сколько соотношение национальной и интернациональной стоимостей экспортируемых и импортируемых товаров.

Влияние закона стоимости  в рыночной системе хозяйствования проявляется, в конечном счете в  том, что этот закон выступает  как своеобразная «невидимая рука», которая направляет производителя к своей цели – получению личной выгоды, удовлетворению собственного интереса. В этой связи А. Смит писал: «Каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное приложение капитала, которым он может распоряжаться … Но всякий человек употребляет капитал на поддержку промышленности только ради прибыли, поэтому он всегда будет стараться употребить его на поддержку той части промышленности, продукт которой будет обладать наибольшей стоимостью и обмениваться на наибольшее количество денег или других товаров».

 

Список использованной литературы

 

  1. Дзарсов С.С., Политическая экономия / М.: Политиздат, 2006
  2. Баликоев В. З., Общая экономическая теория: Учебное пособие / М.: «Изд-во ПРИОР»; Новосибирск: «Изд-во ЮКЭА», 2010
  3. Зубко Н. М., Экономическая теория / Мн.: «НТЦ АПИ», 2010
  4. Козырев В. М., Основы современной экономики: Учебник / М.: Финансы и статистика, 2009
  5. Маршалл А., Принципы экономической науки / М.: Прогресс, 2011
  6. Носова С.С., Экономическая теория: Учебник для вузов / М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005
  7. Самуэльсон П., Экономика / М.: Прогресс, 2008
  8. Смит А., Исследование о природе и причинах богатства народов / М.: Соцэкгиз, 2011
  9. Экономическая теория: Учебник для вузов / А. Н. Романов, И. П. Николаева, В. В. Клочков / М.: Финстатпром, 2006

Информация о работе Закон спроса и предложения. Закон стоимости