Взаимодействия промышленных предприятий и банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование организационно - экономического взаимодействия банков и предприятий а также проблемы их взаимодействий. Поставленная цель исследования предопределила решение следующих задач: раскрыть теоретические основы взаимодействия промышленных предприятий и банков;
определить специфику процесса взаимодействия системы «предприятие-банк», особенности, закономерности и перспективы развития; выявить особенности формирования организации системы взаимодействия промышленных предприятий и банков в России.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы взаимодействия промышленных предприятий и банков
2. Нормативно-правовое регулирование:
2.1. Организация расчетно-кассового обслуживания предприятий в банках;
2.2. Ответственность банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины.
3. Статистический анализ и исследования рынка банковских услуг:
3.1. Общее состояние спроса;
3.2. Потребность в банковских услугах;
3.3. Особенности при выборе обслуживающего банка предприятиями;
3.4. Оценка доступности финансовых услуг.
4. Проблемы взаимодействий предприятий и банков:
4.1. Основные выводы по результатам исследований;
4.2. Выделение и анализ главных проблем.
Вывод
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 514.58 Кб (Скачать)

     На  фоне достаточно уверенного восстановления банковского бизнеса после кризисов 1998г. и 2008г. все еще остается несколько областей банковской деятельности, практически не затронутых процессом восстановления. Одна из них — операции по обслуживанию долговых обязательств корпоративных клиентов, а именно: предоставление банковских гарантий, активизация вексельного оборота, внедрение факторинговых операций и т. д. Они только еще появляются на оптовом рынке банковских услуг (2%).

     Около 27% респондентов нуждаются в долгосрочных источниках финансирования. И этому  есть объяснение: в настоящее время  внутренние источники инвестирования предприятий — самофинансирование из фондов развития, эмиссионные ресурсы  и т. д. — являются недостаточными (особенно с учетом кризисного состояния  большинства производителей), что  требует привлечения внешних  инвестиционных ресурсов. Как правило, крупные предприятия ранее были «закредитованы» и к настоящему моменту имеют преимущественно  плохую кредитную историю, мелкие и  средние зачастую не имеют ее вовсе, так же как и новообразованные. Несмотря на то, что в коммерческих банках сконцентрировались огромные средства, кредитование в должных объемах  не производится. В целом банки, как  региональные, так и филиалы крупных  московских банков, занимают выжидательную  позицию, опасаясь невозврата вложенных  в реальный сектор средств. Справедливости ради следует заметить, что в последнее  время появилась тенденция к  росту инвестиций, однако они осуществляются единичными банками и только в  те предприятия, которые твердо стоят  на ногах и вкладывают прибыль  в модернизацию производства.

     Только 3% респондентов отметили потребность  в размещении временно свободных  денежных средств. Столь малое значение можно объяснить, прежде всего, тем, что депозиты коммерческих структур по своей природе носят краткосрочный характер (так как предназначены для обслуживания хозяйственного оборота) и «свободных» денег практически нет.

     Среди столичных предприятий МСБ несколько  больше распространены корпоративные  карты (как кредитные, так и дебетовые) и депозиты. Видимо, компании, ведущие  свою деятельность в столице, относятся  смелее к возможностям зарабатывать деньги посредством кредитования, более  осведомлены о банковских продуктах  и способах их использования. С другой стороны, возможности региональных компаний несколько уже, чем у  московских. Столичные организации также активнее используют банковские гарантии (услуги предоставляются в РФ пока ограниченным числом банков, и претендовать на них могут лишь организации, хорошо зарекомендовавшие себя перед кредитными организациями).

     Сегодня предложение стандартного банковского  обслуживания полностью исчерпало  себя, и в современных условиях требуется, чтобы банк разрабатывал новые виды услуг, ориентированных  на конкретные группы клиентов, с учетом их реальных потребностей. Кроме того, корпоративные клиенты при выборе обслуживающего банка уделяют особое внимание соблюдению конфиденциальности переговоров и сделок. Клиенту нужны надежные, предсказуемые партнеры, которые не исчезнут в одночасье. Как удалось выяснить, клиенты очень внимательно следят за публикациями в газетах о «своем» банке, крайне нервно воспринимают задержки платежей, очень ценят уверенность во взаимодействии с клиентом, как руководителя банка, так и непосредственных исполнителей, операционных работников. Хорошей репутацией пользуются банки, ищущие и находящие вместе с клиентом приемлемые финансовые схемы под кредиты. Немаловажное значение для корпоративного клиента имеют отзывы и рекомендации о банке, причем следует отметить, что чаще всего именно клиенты приводят в банк своих партнеров. Следующий фактор — комплексность обслуживания. Корпоративный потребитель не хочет взаимодействовать с множеством кредитных организаций. Идеальный случай — когда запросы клиента решаются в одном месте, и он работает с одними и теми же людьми, зная их. Вот почему оказываются в выигрыше кредитные организации, максимально обеспечивающие клиента во всем многообразии его запросов и пожеланий. Следует отметить, что основными источниками получения информации о банковских услугах являются рекомендации знакомых, что говорит об отсутствии более эффективных каналов продвижения и сбыта, прежде всего, тщательно продуманной системы информирования клиента (как действующего, так и потенциального) по всем направлениям деятельности банка. Речь идет о наличии аналитической информации, доступной для клиента, и работе специальных служб банка, цель которых информирование клиентов — от работы представителя такой службы в офисе на встрече клиента до участия работников службы в акциях РК, рекламных действиях банка.

     Лишь 10% опрошенных указал, что его компанию обслуживающий банк полностью устраивает, и предложения других банков рассматриваться  не будут. В отношении выбора банка компаниями МСБ в целом не отличаются от крупных предприятий, однако в силу своего размера они оказываются более гибкими в отношении смены банка. Иначе говоря, проблема качества банковского обслуживания среди представителей отечественного МСБ стоит не менее остро, чем в больших корпорациях и холдингах. При выборе банка компании МСБ, в первую очередь, ориентируются на их надежность.

     Более детальный анализ кредитно-инвестиционных потоков для микроуровневых взаимодействий различных экономических агентов  показывает, что главная отличительная  особенность финансовых потоков  — наличие разрыва между банковским и промышленным секторами, который  препятствует кредитованию предприятий. Этот разрыв обусловлен следующими основными  причинами.

     1. Отрицательная  разность между средней рентабельностью  промышленных предприятий и средней  ставкой кредитования, которая достигает  в настоящее время почти 20%. Это определяет недостаточный  платежеспособный спрос на кредиты  со стороны предприятий, которые  считают проблематичным пользоваться  банковскими кредитами. Предприятия,  получившие кредит, либо несут  непомерное бремя долга (процесс,  определяемый в финансовом анализе  как эффект инверсии финансового  рычага) и попадают в состояние  фактического банкротства, либо  изначально не имеют намерения  вернуть кредит и создают дополнительные  проблемы банку.

     2. Высокие  кредитные риски. Обусловлены  не только финансовым состоянием  предприятий, но и недостаточным  их техническим оснащением. Значительная  часть промышленных предприятий  не в состоянии производить  конкурентоспособную продукцию,  реализация которой позволит  вернуть выданную ссуду. Кроме  того, существенной проблемой для  отечественных предприятий является  высокая материалоемкость продукции.  За последние полтора десятилетия  их технологическая основа практически  не претерпела изменений, тогда  как уровень цен на сырье  и материалы заметно повысился  и продолжает расти. В этих  условиях сохраняющаяся высокая  материалоемкость экономики (удельный  вес промежуточного потребления  в валовом выпуске — 53,3%, доля  материальных затрат в промышленности  — 72,5%) приводит к высокой себестоимости  продукции,  не пропорциональному  росту цен, замедлению темпов  роста валового внутреннего продукта  и фонда оплаты труда. А недостаточная  обеспеченность топливно-энергетическими  ресурсами и высокая энергоемкость  продукции также увеличивают  кредитные риски. 

     3. Отсутствие  «длинных» денег в банковской  системе (сверхликвидность банковских  кредитно-инвестиционных ресурсов). Данная причина определяет структурный  дисбаланс спроса и предложения:  кредитование, в первую очередь,  промышленности требует долгосрочных  вложений, а банки могут предложить лишь краткосрочные ссуды.Разрыв между банковским и промышленным секторами постоянно преодолевается. Так, Центральный банк Российской Федерации в период с 2005 по 2010 гг. ставка рефинансирования была снижена с 14% годовых (на 15.01.2004) до 8% годовых (на 30.04.2010), а это значит, что увеличивается доля «длинных» денег в банковской системе, улучшается финансовое состояние предприятий, повышается их инвестиционная привлекательность. Появились предприятия, имеющие относительно стабильный спрос на продукцию и ориентированных на сотрудничество с банками. Они проводят активную инвестиционную политику, не рассчитывая на помощь государства. Их доля составляет примерно 20% общего количества, и число тех, кто имеет намерение получать кредиты в перспективе (включая предприятия, ранее не пользовавшиеся кредитами), оценивается в 35%. Для них величина ставки кредитного процента — доминирующий критерий, когда они принимают решение о получении кредитов, и влияние его на кредитно-инвестиционный процесс усиливается. Вместе с тем окончательное устранение разрыва потребует долговременных усилий всех заинтересованных

4.2. Выделение и анализ главных проблем.

     Основной  вопрос, решением и обсуждением которого занимались все участники финансового рынка последнее время — это проблемные банковские долги, причем не только по розничным кредитам, которые всегда считались наиболее рискованными, но и в относительно благополучном корпоративном сегменте кредитования. Более того, как основная банковская проблема в настоящее время рассматривается просроченная задолженность именно юридических лиц.

     Государственные чиновники оценивают величину просроченной задолженности банкам в размере 15% от общей суммы кредитного портфеля, частные банкиры более пессимистичны в прогнозах — 25–30%. Другие участники рынка называют различные цифры, но точных данных не знает никто — просто потому, что никакие показатели в банковской отчетности не дают представления о реальных масштабах проблемы. И сейчас какие-либо заявления о том, что рост просроченной задолженности остановился, являются необоснованными, так как скрытая за реструктуризациями и другими «схемными» решениями часть «айсберга» проблемных банковских активов не поддается оценкам. С той же скоростью, с которой в свое время банки ажиотажно раздавали кредиты, сейчас они их реструктуризируют. Реструктуризация приобрела массовый характер, ряд крупных федеральных банков стали устанавливать планы на реструктуризацию кредитов. Причем часто анализ рисков как не проводился при кредитовании, так и не осуществляется при реструктуризации; мотивированные суждения и планы оздоровления зачастую носят формальный характер и составляются только для отчетности. При этом нужно понимать, что при «формальном» подходе банка реструктуризация, которая призвана дать «передышку» предприятию в погашении платежей по кредиту и позволить не извлекать оборотные средства из деятельности компании, направляя их на развитие бизнеса, фактически оборачивается простой отсрочкой проблемы просроченного кредита. Исключительно путем пролонгации кредита предприятие не решит проблем, которые возникли у него в бизнесе и привели к трудностям с его погашением.

     Таким образом, вопросы реструктуризации и снижения резервов, которые активно  муссируются в банковском сообществе, не только не являются панацеей от роста  объема проблемных банковских активов, но фактически переносят эти проблемы на будущее, скрывая их в цифрах банковской отчетности. И это в лучшем случае. Уже сейчас начинают проявляться  негативные последствия массовых реструктуризаций: нередко заемщики используют предоставленное  им время для выведения активов  из бизнеса и организации схем преднамеренного банкротства, что на практике делает реструктуризированные кредиты невозвратными.

     Уже имеющаяся история и текущая  практика развития ситуации на долговом рынке приводят к единственно  возможному выводу: невозможно решить проблему банковских просроченных долгов отдельно от проблем остальной экономики. А основа любой экономики —  это предприятия (неважно, крупные  или мелкие, реального сектора  или торговой отрасли). Таким образом, предприятие становится ключевым элементом  в решении вопроса проблемных банковских активов и оздоровлении всей экономики в целом. С одной стороны, просрочки по кредитам возникают у предприятий чаще всего не из-за изначального преднамеренного мошенничества, а из-за проблем в бизнесе или неоплаты дебиторской задолженности их контрагентами. С другой стороны, пресловутая проблема потери рабочих мест сотрудниками — физическими лицами, задержек заработной платы и просрочек по розничным банковским кредитам также неразрывно связана с финансовым состоянием предприятий.

     К счастью, понимание необходимости реального  финансового оздоровления предприятий  постепенно приходит. Федеральный закон  от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон  о банкротстве) претерпевал внесение изменений дважды за 2009 год, и в  настоящее время готовятся новые  поправки. В частности, его название планируется изменить на закон «О финансовом оздоровлении и банкротстве», что подчеркивает особую важность процедуры  финансового оздоровления и стремление превратить процедуру банкротства  из «похорон» предприятия (чем Закон  о банкротстве является в настоящее  время де-факто) в восстановление его платежеспособности (чем она  и должна являться). После внесения изменений в Закон предприятие будет иметь возможность получить реструктуризацию имеющейся у него задолженности на срок до 5 лет в случае, если более четверти кредиторов согласуют план финансового оздоровления, который будет утвержден арбитражным судом. Таким образом, финансовое оздоровление перестанет быть пустой формальностью и начнет играть действительно существенную роль в восстановлении экономики страны. Дело за малым — за принятием поправок в Закон и его корректной реализацией. А с этим, как всегда, могут возникнть проблемы. Ведь, с одной стороны, банки не заинтересованы в грамотном составлении планов финансового оздоровления предприятий-заемщиков, так как далеко не все из них будут в выигрыше после принудительной судебной реструктуризации. С другой — арбитражные управляющие, на которых возлагаются функции отстаивания планов финансового оздоровления компаний, сами признают отсутствие специалистов, обладающих соответствующей квалификацией и опытом. В этой ситуации настает время профессиональных посредников — финансовых консультантов. Раньше банки их не особо жаловали, законно задавая вопрос о степени их финансовой ответственности и предполагая возможность игры «на две стороны». Предприятия также относились к консультантам-посредникам без особого энтузиазма, подозревая их в рейдерстве: ведь работа по аудиту и финансовому оздоровлению бизнеса требует высокой степени доверия и раскрытия внутренних процессов, происходящих в компании. Возможно, ситуация улучшится после принятия изменений в Закон о банкротстве.

Информация о работе Взаимодействия промышленных предприятий и банков