Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование организационно - экономического взаимодействия банков и предприятий а также проблемы их взаимодействий. Поставленная цель исследования предопределила решение следующих задач: раскрыть теоретические основы взаимодействия промышленных предприятий и банков;
определить специфику процесса взаимодействия системы «предприятие-банк», особенности, закономерности и перспективы развития; выявить особенности формирования организации системы взаимодействия промышленных предприятий и банков в России.
Введение
1. Теоретические основы взаимодействия промышленных предприятий и банков
2. Нормативно-правовое регулирование:
2.1. Организация расчетно-кассового обслуживания предприятий в банках;
2.2. Ответственность банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины.
3. Статистический анализ и исследования рынка банковских услуг:
3.1. Общее состояние спроса;
3.2. Потребность в банковских услугах;
3.3. Особенности при выборе обслуживающего банка предприятиями;
3.4. Оценка доступности финансовых услуг.
4. Проблемы взаимодействий предприятий и банков:
4.1. Основные выводы по результатам исследований;
4.2. Выделение и анализ главных проблем.
Вывод
Список используемой литературы
Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, систематически не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть объявлено неплатежеспособным. Об этом сообщается основным поставщикам товарно-материальных ценностей и вышестоящему органу.
При
длительной убыточности и
3. Статистический анализ и исследования рынка банковских услуг:
В настоящее
время рынок корпоративных
А. Общее состояние спроса;
Б. Потребность в банковских услугах;
В. Особенности при выборе обслуживающего банка предприятиями;
Г. Оценка доступности
финансовых услуг;
В процессе проведения исследования использовались базы данных:
- Profi Online Research, 25.12.2009, “Рейтинги пользования банковскими продуктами и услугами в среде предприятий отечественного малого и среднего бизнеса”
- НАФИ, 10.12.2009, Национальное
агентство финансовых
3.1. Общее состояние спроса;
Результаты исследования показали, что сегодня коммерческий банк рассматривается корпоративными потребителями, прежде всего, как центр осуществления расчетов и источник финансовых средств. 54% респондентов пользуются услугами банков для проведения расчетов между предприятиями и фирмами, как в денежной форме, так и с применением документарных видов операций и корпоративных пластиковых карточек (например, обслуживание хозяйственного оборота, взаимодействия поставщиков и потребителей, абонентское обслуживание с использованием системы «Банк-Клиент» и т. д.). Взаимодействуют с коммерческим банком в рамках процессов банковского инвестирования и кредитования, в основном краткосрочного (для пополнения оборотных средств) и среднесрочного — 22% опрошенных. Около 12% активно пользуются услугами банка при проведении расчетов с населением — физическими лицами — работниками этих коммерческих структур (в частности, в последнее время особо популярно внедрение «зарплатных проектов» с использованием пластиковых карт). Приблизительно одинаковое количество респондентов отметили, что прибегают к услугам банка для квалифицированного обеспечения своих интересов на финансовых рынках (например, приобретение ценных бумаг), а также консультирования по финансовым вопросам — 5 и 4% соответственно. Поскольку, коммерческие банки являются наиболее «продвинутыми» в финансовой сфере участниками рынка, обладают знаниями и опытом, а с другой стороны, хорошо понимают природу бизнеса клиента, именно эти характеристики являются определяющими при выборе корпоративным потребителем финансового консультанта или представителя.
3.2. Потребности в банковских услугах;
В ходе проведения исследования удалось выявить структуру основных потребностей корпоративных потребителей в банковских услугах. Около 27% респондентов нуждаются в долгосрочных источниках финансирования. В рыночной экономике, в отличие от административно-командной, как известно основными ограничениями являются финансовые. Именно на этот факт указали 17% опрошенных, испытывающих потребность в средствах для финансирования новых проектов и программ. И только 3% респондентов отметили потребность в размещении временно свободных денежных средств.
В рамках
ежеквартального мониторинга
Рисунок 1: Отметьте, пожалуйста, все банковские продукты, которыми Вы пользуетесь.
Пул банковских услуг, к которым прибегает отечественный малый и средний бизнес весьма широк. Так почти 2/3 респондентов указали, что открывают счета, осуществляют денежные переводы, безналичный расчет и берут выписки со счета. Еще порядка половины предприятий МСБ, проводят валютно-обменные операции, снимают наличные с чековой книжки, а также прибегают к услугам клиент-банка (см. рисунок 2 на стр.26)
Рисунок 2: Отметьте, пожалуйста, все услуги из списка, которыми Вы пользуетесь
Таким образом, в сравнении с крупными предприятиями, в секторе МСБ значительно меньше распространено пользование интерактивными банковскими услугами (например, клиент-банк), но довольно широко используются услуги, предоставляемые непосредственно в отделениях банка (например, выписка по счету, снятие наличных). Также, по сравнению с регионами, в Москве наблюдается более активное пользование валютно-обменными операциями. По всей видимости, среди основных причин этого — более существенное ухудшение финансовых показателей региональных компаний. В ходе исследования также выяснилось, что как до кризиса, так и на данный момент, порядка трети компаний МСБ в настоящее время имеют те или иные кредитные обязательства (микрокредиты) перед тем или иным банком.
По
всей видимости, многие из этих организаций
продолжают выплачивать долги за
суммы, которые были выданы им до кризиса,
в то время как о возможности
новых займов говорить сложно. Такая
же тенденция наблюдается и по
отношению к кредитам на развитие
бизнеса: более 40% как перед кризисом,
так и сейчас имеют эти кредиты.
Представители МСБ не могут быть
уверены в своей
Тема
микрокредитования
Рисунок 3: Отметьте, пожалуйста, все банковские продукты, которыми Вы планируете воспользоваться в ближайшие 6 месяцев (или продолжите пользоваться).
3.3. Особенности выбора банка;
Особый интерес вызывают критерии, по которым корпоративные потребители выбирают коммерческий банк. Как удалось выяснить, при выборе коммерческого банка корпоративные потребители в первую очередь руководствуются не характеристиками банковской услуги (стоимостью, технологией, сроками предоставления и т. д.), а непосредственно характеристиками самой кредитной организации (надежность, комплексность обслуживания и т. д.). Прежде отметим значимость такого критерия, как надежность. После банковского кризиса 2008 г. именно эта составляющая приоритетна при выборе клиентом коммерческого банка, в котором он будет держать счета и обслуживаться (44%). Более 13% респондентов отметили важность удобства финансового обслуживания. Клиента очень интересует набор банковских услуг и быстрота расчетов. Корпоративным клиентам важно предложить широкий спектр финансовых инструментов, удобных для расчетов. Очевидно, чем шире спектр таких инструментов, чем яснее преимущества каждого из них для конкретного клиента, и чем шире возможности обслуживающих банков, тем выше удовлетворенность клиента своим взаимодействием с кредитной организацией. В то же время удобство обслуживания зависит и от того, насколько эти учреждения знают и понимают финансовые проблемы клиента и насколько представляемые банками услуги и продукты помогают решать наиболее насущные проблемы клиента, особенно в области налогообложения и финансового управления.
Анализ данных мониторинга отечественного банковского рынка в III квартале 2009 года компания Profi Online Research показал, что основным фактором, который мог бы заставить предприятие МСБ сменить свой основной банк, является выгодность предлагаемых условий по обслуживанию счета. Так, более половины опрошенных отметили, что поменяют банк, если им предложат бесплатное обслуживание корпоративного счета. Также значительными факторами для предприятий МБС являются такие как развитость сети филиалов, удобная форма клиент-банка, возможность управления счетами через Интернет, а также бесплатное обслуживание зарплатных проектов. Только один из десяти опрошенных указал, что его компанию обслуживающий банк полностью устраивает, и предложения других банков рассматриваться не будут (см. рисунок 4).
Рисунок 4: Отметьте, пожалуйста, все банковские продукты, которыми Вы планируете воспользоваться в ближайшие 6 месяцев (или продолжите пользоваться).
Таким
образом, в отношении выбора банка
компаниями МСБ в целом не отличаются
от крупных предприятий, однако в
силу своего размера они оказываются
более гибкими в отношении
смены банка. Иначе говоря, проблема
качества банковского обслуживания
среди представителей отечественного
МСБ стоит не менее остро, чем
в больших корпорациях и
Таблица 3: Какой банк Вы бы рассматривали при смене корпоративного банка
3.4. Оценка доступности финансовых услуг.
Чаще
всего российские предприятия пользуются
такими банковскими услугами как (см. таблицу
4 на стр.31) расчетно-кассовое обслуживание
в рублях (78% опрошенных компаний), кредитование
и зарплатные проекты (по 60%). Также около
трети опрошенных предприятий используют
лизинг (35%), систему дистанционного банковского
обслуживания «Интернет-Банк» (34%), иные
системы дистанционного банковского обслуживания
(36%), услуги инкассации наличности (33%).
Около четверти предприятий пользуются
международными расчетами и валютным
контролем (25%), а также аккредитивами (23%),
четверть — срочными депозитами (22%) и
операциями с ценными бумагами (21%).
Таблица
4: Распределение ответов
на вопрос: “Какими
банковскими услугами
пользуется Ваше предприятии”, %
от ответивших.
Исследование
показало, что за последний год
за получением кредита в банк обращались
84% предприятий. Причем, чем меньше по
численности сотрудников
Стоит отметить, что усложнение процедуры получения кредита наиболее склонны отмечать руководители средних по численности сотрудников предприятий (100—300 человек) — 70%, а упрощение — руководители крупных компаний (300—500 человек) — 19% опрошенных. Для большей части предприятий получить банковский кредит стало дороже (67%), при том что, по мнению четверти (25%) руководителей это стало намного дороже. 8% же опрошенных отметили, что кредиты для компаний подешевели. Любопытно, что подорожание кредитов для предприятий чаще замечают те опрошенные, которые сетовали усложнение этой процедуры: это руководители средних по численности компаний (100—300 человек) — 72—74%.
Таблица
5: Распределение ответов
на вопрос: “Как изменилась
ситуация с получением
банковского кредита
для вашей организации
за последние 12 мес.
в отношении доступности
кредита”, % от
ответивших.
Таблица 6: Распределение ответов на вопрос: “Как изменилась ситуация с получением банковского кредита для вашей организации за последние 12 мес. в отношении доступности кредита”,в зависимости от численности работников предприятия, % от ответивших предприятий.
Таблица 7:
Распределение ответов
на вопрос: “Как изменилась
ситуация с получением
банковского кредита
для вашей организации
за последние 12 мес.
в отношении стоимости
кредита”,% от ответивших
предприятий.
4. Проблемы взаимодействия предприятий и банков:
4.1. Основные выводы по результатам исследования;
Информация о работе Взаимодействия промышленных предприятий и банков