Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование организационно - экономического взаимодействия банков и предприятий а также проблемы их взаимодействий. Поставленная цель исследования предопределила решение следующих задач: раскрыть теоретические основы взаимодействия промышленных предприятий и банков;
определить специфику процесса взаимодействия системы «предприятие-банк», особенности, закономерности и перспективы развития; выявить особенности формирования организации системы взаимодействия промышленных предприятий и банков в России.
Введение
1. Теоретические основы взаимодействия промышленных предприятий и банков
2. Нормативно-правовое регулирование:
2.1. Организация расчетно-кассового обслуживания предприятий в банках;
2.2. Ответственность банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины.
3. Статистический анализ и исследования рынка банковских услуг:
3.1. Общее состояние спроса;
3.2. Потребность в банковских услугах;
3.3. Особенности при выборе обслуживающего банка предприятиями;
3.4. Оценка доступности финансовых услуг.
4. Проблемы взаимодействий предприятий и банков:
4.1. Основные выводы по результатам исследований;
4.2. Выделение и анализ главных проблем.
Вывод
Список используемой литературы
2. Нормативно-правовое регулирование:
2.1. Организация расчетно-кассового обслуживания предприятий в банках;
Первоначальной
и основной функцией банков является
посредничество в расчетах. Поэтому
несомненный интерес
Организация денежного оборота в России основана на определенных принципах:
Основная
доля денежного оборота
ЦБ
РФ 05.01.98 г. ввел Положение «О правилах
организации наличного
Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации разработано согласно компетенции, предоставленной Банку России Федеральным законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №86-ФЗ, а также с учетом положений Федерального закона от 02 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» №395-1, Гражданского кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и правовых актов, действующих на территории Российской Федерации. Настоящее Положение обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка Российской Федерации (в дальнейшем по тексту - учреждения банков), а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.
Прием
денежной наличности учреждениями банков
от обслуживаемых предприятий
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в коммерческий банк.
Организация коммерческим банком налично-денежного оборота регулируется при этом следующими основными положениями:
1) наличные деньги,
полученные в банке, должны
использоваться предприятием
2) предприятия и
организации могут иметь в
своей кассе наличные деньги
в пределах лимитов остатка
наличных денег в кассе и
использовать их из выручки
в пределах норм. Лимиты остатка
кассы и нормы использования
выручки устанавливаются
3) превышение установленных
лимитов остатка кассы
4) всю полученную
наличными деньгами выручку (
Наличные деньги могут быть сданы:
После открытия
расчетного счета для получения
постоянного свидетельства о
регистрации требуется
Основной
частью денежного оборота является
безналичный платежный оборот, который
опосредует практически все сферы
хозяйственных отношений
Организация безналичных расчетов в Российской Федерации регулируется Положением ЦБ РФ № 2-П “О безналичных расчетах в Российской Федерации” Настоящее Положение распространяется на все государственные, кооперативные, акционерные, совместные, общественные предприятия, объединения, организации и учреждения, коммерческие банки, финансово-расчетные и финансово-кредитные центры и физические лица.
Организация безналичных расчетов в Российской Федерации в условиях развития товарно-денежных отношений строится на следующих принципах:
1) При всем многообразии форм собственности и деятельности предприятий за предприятиями остается право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в договорах. Ограничение свободы выбора со стороны коммерческого банка не допускается;
2) Перечисления по счетам предприятий осуществляются по поручению плательщика с его согласия (акцепта). Безакцептное списание средств допускается в отдельных установленных законодательством случаях;
3) Все платежи со счетов предприятия осуществляются в очередности, определяемой руководителем предприятия, если иное не предусмотрено законом.
4) Учреждения банка обязаны зачислять на счет предприятия (списывать) причитающиеся ему суммы не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующего документа.
Поскольку
клиенты коммерческого банка
вступают в хозяйственные связи
с различными предприятиями и
организациями, которые обслуживаются
различными коммерческими банками,
возникает необходимость
Расчеты
между банками на территории России
осуществляются через расчетно-кассовые
центры, созданные Центральным банком
России в республиках, краях, областях,
городах, районах. Банковские операции
по расчетам могут осуществляться по
корреспондентским счетам, открытым друг
у друга на основе межбанковских соглашений.
2.2. Ответственность банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины.
Строгое соблюдение правил расчетных операций всеми участниками расчетных отношений является важным средством, обеспечивающим укрепление договорной и платежной дисциплины. Законодательство установило специальные санкции за нарушение правил совершения расчетных операций. Эти санкции принимаются равным образом в форме денежных штрафов, которые должны уплачивать банки и их клиенты в случаях нарушения ими указанных правил. Случаи применения штрафов и их размеры определены законодательством.
Имущественная ответственность коммерческих банков и их клиентов в расчетных правоотношениях определяются: а) нормативными актами и б) договорами между банком и его клиентом.
К нормативным актам следует отнести законодательные акты, а также правила, издаваемые Центральным банком России. Эти нормативные акты не могут быть изменены соглашением сторон расчетных правоотношений. Среди этих актов особое место занимает Положение о штрафах за нарушение правил совершения расчетных отношений, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1983 г. № 911. Содержащиеся в нем нормы, определяющие штрафную ответственность банков, воспроизводятся в правилах о безналичных расчетах, утвержденных ЦБ РФ (п. 1.6). Согласно этим актам за несвоевременное (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от банка (расчетно-кассового центра) уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5 процента несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и владельцем счета. Необходимо обратить особое внимание на то, что эта ответственность наступает только с момента поступления платежного документа в обслуживающий банк. За время задержки при пересылке его почтой банк ответственности не несет. Штраф взыскивается в случае, если нарушения произошли по вине банка. Требование об уплате штрафа могут предъявлять лишь владельцы счетов, по расчетам с которыми произошли нарушения. Поэтому, в частности, при предварительной оплате сторона, произведшая такой платеж, не может требовать уплаты штрафа за несвоевременное зачисление средств на счет поставщика. Штраф можно взыскивать только с обслуживающего банка, т.е. в соответствии с п. 29 Закона «О банках и банковской деятельности» отношения между предприятием и банком носят договорный характер.
С 1 июля 1992 г. с банков снята ответственность за начисление и взыскание пени в расчетах между клиентами и установлено, что при несвоевременной оплате поставленной продукции, покупатель (плательщик) уплачивает пеню в порядке, предусмотренном в договоре между поставщиком (получателем) и покупателем (плательщиком). Постановлением Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 25 мая 1992 г. с 1 июля 1992 г. введена пеня за просрочку платежа в пользу поставщика в размере 0,5 процента в день в случаях, когда размер ее не определен по согласованию между поставщиком и покупателем в договоре на поставку. Этим же актом предусмотрено, что в случае задержки зачисления на счета клиентов платежа по вине банка с указанного банка взимается в пользу поставщика пеня за каждый день просрочки зачисления платежа в размере 0,5 процента в день.
Уплатой штрафов, предусмотренных законодательством, не ограничивается имущественная ответственность банков. В договоре между банком и клиентом могут предусматриваться дополнительные штрафные санкции. Кроме того банки несут ответственность за причиненный клиенту материальный ущерб в размере прямых убытков и упущенной выгоды.
Размер
имущественной ответственности
предприятий перед
банком непосредственно
законом не определен.
Здесь применяются
общие нормы гражданско-
Взаимные
претензии по расчету между плательщиком
и получателем средств
Претензии к банку (расчетно-кассовому центру), связанные с выполнением банковских операций, направляются предприятием (банком) в банк (расчетно-кассовый центр), допустивший нарушения.
Подача жалобы и предъявление иска не приостанавливает операции по счету.
Споры, возникающие между банками и предприятиями, о взыскании штрафов за нарушение правил документооборота и применении мер имущественной ответственности рассматриваются арбитражным судом.
Информация о работе Взаимодействия промышленных предприятий и банков