Внешний государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Внешний долг является глобальной проблемой всех государств. Крупнейшими должниками выступают не только развивающиеся страны, но и развитые, в том числе США, Германия, Франция, Канада, Австралия
Практически все страны, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. Рациональное использование внешних займов способствует решению социально-экономических проблем. Однако ограниченность собственный финансовых ресурсов, не всегда эффективное использование внешних заимствований, нарушение сроков их погашения обусловили значительный рост долга развивающихся стран. Бразилия, Мексика и Аргентина в течение длительного времени возглавляли список крупнейших должников мира.

Содержание

План:
Введение:…………………………………………………………………...............3
Глава 1. Основные понятия теории внешнего долга.
Сущность внешнего долга и бюджетного дефицита……………………..…5
Классификация видов, внешнего долга…………………………………..….8
Внешний долг КР в настоящее время……………………………………....11
Глава 2. Управление внешним государственным долгом.
2.1. Сравнительный анализ управления внешним долгом……………………..16
2.2. Методы управления внешним долгом КР………………………………......19
Глава 3. Социально-экономические последствия государственного долга.
3.1. Государственный долг и его последствие в экономике Кыргызстана……23
Заключение....................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 143.50 Кб (Скачать)
 

 Учет внешнего государственного долга ведется  Министерством финансов, которое  в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственном и негосударственном долге Кыргызской Республики» является единственным агентом Правительства Кыргызской Республики по управлению государственным долгом, получающим внешние займы и выдающим государственные гарантии. Национальный банк Кыргызской Республики и Министерство финансов производят выверку данных по внешнему государственному долгу на регулярной основе.

 

      1.3. Внешний долг КР в настоящее время.

По состоянию  на 1 мая 2009 г. государственный внешний  долг Кыргызстана составил 101 млрд 327,5 млн сомов (2 млрд 348,6 млн долларов США), сообщает пресс-служба Министерства финансов республики.

 Кредитный  портфель государственного внешнего  долга состоит из 96 действующих  кредитов, в которые входят займы  по следующим компонентам: многосторонние льготные, многосторонние не льготные, двусторонние льготные, двусторонние льготные, и условные обязательства (кредиты частному сектору выданные под государственную гарантию).

 Из них  наиболее крупными являются кредиты  от многосторонних финансовых институтов Азиатского банка развития, Международной ассоциации развития (Всемирный банк), Международного валютного фонда и двусторонних кредиторов - Россия, Турция, Япония, Германия.

Кредиты, получаемые от международных финансовых организаций и стран-доноров, предоставляются на льготных условиях (сроками погашения от 15 до 40 лет, льготными периодами от 5 до 10 лет, процентной ставкой от 0,75 до 3 процентов).

Сумма освоенного и непогашенного долга составляет:

- 1 млрд 787,2 млн.  долларов - льготные займы (или 76,1% от общей суммы долга),

- 555, 8 млн. долларов - не льготные кредиты (23,66% от  общей суммы долга)

- 5,54 тыс. долларов (0,24%) задолженность по условным  финансовым обязательствам КР.

Как отмечает Минфин, из общей величины внешней задолженности республики доля долга перед многосторонними кредиторами равна 1 млрд 378,58 млн. долларов (58,6% общей суммы долга) и двусторонними кредиторами 964,5 млн. долларов (41,06% общей суммы долга).

В целях комплексного сокращения внешнего долга Кыргызстана впервые обратилась к помощи Парижского клуба кредиторов в 2002 году. Минфин отмечает, что в результате реструктуризации, предоставленной кредиторами в рамках Парижского Клуба, фактические расходы бюджета на обслуживание внешнего долга КР перед двусторонними кредиторами за три года были сокращены со 109 млн. долларов до 7,5 млн. долларов. Сокращение расходов на обслуживание внешнего долга в среднесрочной перспективе позволило направить высвободившиеся средства на другие нужды государственного бюджета (социальное обеспечение, здравоохранение и образование).

Успешная реализация достигнутых договоренностей от 2002 года открыла для Кыргызстана  возможность повторного обращения  к кредиторам Парижского Клуба, но уже  с целью получения более глубокой реструктуризации, а именно - сокращения накопленного долга. В связи с чем, в 2005 году Правительство КР вторично обратилось в Парижский клуб кредиторов.

Предоставленная реструктуризация 2005 года, как подчеркивает Минфин, позволила разрешить проблему обслуживания долга перед двусторонними кредиторами и достичь значительной экономии средств государственного бюджета в длительном периоде (до 2020 г.), а также добиться более льготных условий внешнего долга.

Реализация мероприятий  по сокращению и эффективному управлению внешнего долга, а также комплексная реструктуризация Парижского клуба в 2002 и 2005 годах привели к улучшению долговых показателей. Так соотношение внешнего долга к ВВП сократилось с 112% в 2001 году до 45% в 2008 году, доля обслуживания внешнего долга в доходах государственного бюджета - с 31% до 6%.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В апреле 2010 года внешний  долг Кыргызстана составил $2,348 млрд

30.04.10 15:51 | Добавил(а)  Бизнес АКИpress | |

В апреле внешний  долг Кыргызстана составил $2,348 млрд, увеличившись по сравнению с прошлым  месяцем на $300,213 млн. Об этом сообщается на сайте Минфин КР. Увеличение в  основном произошло за счёт российского  кредита в размере $300 млн. В структуре  внешнего долга 59%  многосторонние льготные кредиты. Основными кредиторами Кыргызстана являются Россия, Международный Валютный Фонд, Азиатский Банк Развития и Всемирный Банк.

 

В настоящей  публикации представлен промежуточный  обзор деятельности Правительства  КР и проекта «Институциональное усиление и построение возможностей для устойчивого развития», который осуществляется при технической и финансовой поддержке ПРООН в рамках ее новой страновой программы на 2005 – 2010 гг. 

 

В рамках этого  обзора обобщены усилия Правительства КР, которые могут быть полезны и для других стран с переходной экономикой, рассмотрены в качестве финансового инструмента устойчивого развития в странах с ограниченными ресурсами. Многочисленные консультации и диалог на высшем уровне, поиск синергизма между инициативами ПРООН и других доноров на национальном и глобальном уровне позволили актуализировать этот инновационный механизм для достижения Целей Развития Тысячелетия и Комплексных Основ Развития КР до 2010 года.

В 2011 году внешний  долг Кыргызстана составит 3 млрд 194 млн долларов США, сообщил замминистра финансов Арзабек Кожошев.

230.04.10 15:51 | Бизнес АКИpress

По его словам, в этом году внешний долг Кыргызстана  составляет более 2,7 млрд долларов. 
 
"На данный момент бюджет находится в плохом состоянии. Поэтому мы должны скорее принять проект о внесении поправок в бюджет 2010 года, чтобы были выполнены защищенные статьи бюджета, в частности, выплата пенсии, заработной платы для бюджетников и т.д.", - сказал он 27 декабря на совещании министров с участием вице-премьер-министра Ибрагима Жунусова.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Управление внешним  государственным  долгом.

2.1. Сравнительный анализ управления внешним долгом.

Сравнительный анализ внешнего долга проводится с использованием следующих показателей.

1. Общая сумма  внешнего долга. Лидером по  объему внешнего долга на протяжении последних десятилетий остаются США — почти 0,7 трлн. долларов США. В страну должника США превратились в 1985 г., когда иностранные активы государства превысили его активы за рубежом, а нетто-дебиторская позиция составила более 200 млрд. долларов США. Всего в орбиту мирового долга вовлечено более 200 стран, которые в общей сложности были должны в начале 1995 г. свыше 3 трлн. долларов США. Страны с переходной экономикой были должны 356,3 млрд. долларов США, в т.ч. страны бывшего СССР (всего 15 стран) — 109,3 млрд. долларов США, страны Центральной и Восточной Европы (всего 12 стран) — 120,9 млрд. долларов США и страны Азии (Китай, Вьетнам и Монголия) — 126,1 млрд. долларов США. Общая задолженность азиатского региона составляла 503,4 млрд. долларов США. Иностранных кредиторов больше привлекали азиатские страны. Для сравнения — внешние заимствования Южной Америки составляли 359,1 млрд. долларов США, Африканского континента — 288,3 млрд.

2. Удельный вес  отдельных стран в объеме мирового долга. Этот показатель позволяет определить место каждой страны в структуре общемировой задолженности.

Почти четверть всех внешних заемных средств  в мире приходится на США. В начале 1995 г. удельный вес Российской Федерации составлял 3,4%, что в семь раз меньше показателя США, в три — показателя Германии, в 1,5 раза — показателей Бразилии и Мексики. Удельный вес бывших советских республик в общемировой внешней задолженности невелик: Украины — 0,2%, Кыргызстана — 0,3, остальных — от 0,04 до 0,01%. Невысоки соответствующие параметры у стран Восточной Европы — они колеблются от 1,5% (Польша) до 0,03% (Албания и Македония).

3. Динамика внешнего  долга. Наиболее высокие темпы прироста внешнего долга наблюдаются в последние годы у Киргизии и Казахстана, а также Украины. Среди развитых стран лидерами являются Швеция и Франция. По индексам роста внешней задолженности лидирует Испания: в 1991—1995 гг. ее показатель превысил 940% ,что в 3 раза больше российского показателя (296,1 — шестое место). Среднемировой индекс составил на данный период времени 202,1% .

4. Величина внешнего долга на душу населения. Показатель России почти в 12 раз выше соответствующего показателя Швеции, почти в 6 раз — Германии и более чем в 4 раза — США. Среди стран с переходной экономикой Россия по этому показателю занимает восьмое место. По темпам прироста внешнего долга на душу населения наиболее высокие показатели наблюдались в 1995 г. у Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Украины.

5. Отношение  внешнего долга к валовому  внутреннему продукту (при рекомендуемом  Всемирным банком критическом уровне 50%). Это — наиболее всеобъемлющий показатель, определяющий возможность обслуживания внешнего долга. У многих стран отношение внешнего долга к ВВП превышает 50%. Например, Грузия — 578,5%, Болгария — 104,3%, Иордания — 119,7%, Пакистан — 59,8%. В России этот показатель составлял в 1995 г. 35,7%, Китае — 19,9%, Германии — 14,9%, США — 10,0%, Франции — 0,9%.

6. Отношение  внешнего долга к экспорту  товаров и услуг (при критическом уровне 250%). Наиболее неблагоприятная ситуация по этому показателю складывается у Вьетнама, Албании, Венгрии, Турции, Аргентины, Бразилии, ряда южноамериканских, африканских и южно-азиатских стран. В Российской Федерации этот показатель составил 137,5%, в Швеции — 111,5%, в Германии — 71,2%.

7. Расходы по обслуживанию внешнего долга. Под такими расходами понимаются все платежи, осуществляемые заемщиками — основной долг, проценты, комиссии. Самый высокий показатель наблюдается у Мексики. На страны с переходной экономикой приходится 30,7 млрд. долларов США общемирового размера платежей по обслуживанию внешнего долга, из них одна треть — на Китай и одна пятая — на Венгрию.

8. Внешний долг  и официальные международные резервы. С начала 80-х гг. постоянно снижается доля золота в национальных резервах (в среднем на 20% в год). Развитые страны обладают свыше 80%всех международных резервов в золоте.

Более половины общемировых резервов в иностранной  валюте сосредоточено в развивающихся странах. Причем их рост в последние годы в странах, испытывающих проблемы с обслуживанием внешнего долга в пять раз меньше, чем в странах, у которых таких проблем нет. Отношение официальных международных резервов к внешнему долгу характеризует, может ли страна использовать свои резервы (и какую их часть) для погашения внешнего долга. Высокие показатели у Ботсваны (652,0%), у Ливана (378,5%), у Мальты (243,5%), у Эстонии (240,0%), у Латвии (176,5%).

 
 
 
 
 
 
 

2.2. Методы управления  внешним долгом  КР.

Управление государственным долгом будет осуществляться в направлении постепенного снижения бремени долга, в том числе за счет сокращения внешних заимствований при одновременном соблюдении установленного графика выплат по внешнему долгу. В рамках проекта Стратегии управления государственным долгом Кыргызской Республики на среднесрочную перспективу и в целях достижения устойчивого уровня государственного долга, оптимизации его структуры и создания основы для эффективного управления государственным долгом предполагается: 

- уменьшение бремени государственного внешнего долга; 

- своевременное обслуживание государственного долга; 

- рассмотрение возможности дальнейшей реструктуризации внешнего долга; 

- привлечение льготных внешних кредитов с грант-элементом не менее 35     процентов на эффективные и экономически обоснованные проекты в рамках Программы государственных инвестиций в соответствии с приоритетами, определенными в проекте Стратегии развития страны на (2009-2011 годы); 

- расширение круга держателей государственных ценных бумаг посредством развития как первичного, так и вторичного рынка государственных ценных бумаг; 

- рост объема внутренних заимствований посредством выпуска и размещения новых видов государственных ценных бумаг; 

- диверсификация портфеля государственных ценных бумаг; 

- внедрение практики управления рисками. 

 

В соответствии Законом Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2009 год и прогнозе на 2010-2011 годы» расходы республиканского бюджета на 2009 год по обязательствам Правительства Кыргызской Республики по обслуживанию государственного долга составят 5,9 млрд. сомов, в том числе внутреннего долга - 3,48 млрд. сомов и внешнего долга - 2,5 млрд. сомов. 

С функционированием  международного кредита неразрывно связано понятие "внешний долг". Задача политики в области управления задолженностью состоит в обеспечении положительного эффекта от внешнего финансирования, не создавая при этом сложных проблем стабилизации макроэкономической сферы и платежного баланса.

Эффективное управление внешним  долгом включает три  взаимосвязанные  задачи:

1.   Определение  временного  профиля  по  обязательствам страны в рамках обслуживания внешнего долга.

Информация о работе Внешний государственный долг