Виды международного кредита и их развитие в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы в настоящее время является достаточно актуальной, так как иностранные кредиты, привлекаемые под гарантии Правительства Республика Беларусь, являются источником внешних финансовых ресурсов для проведения структурной перестройки экономики, реформирования промышленности, транспорта и коммуникаций, укрепления экспортного потенциала, удовлетворения социальных потребностей населения.

Целью данной курсовой работы является определение видов международного кредита и составление картины его развития в Республике Беларусь.

Содержание

Введение …………………………….…………………………………………… 4

1 Теоретические аспекты международного кредита ………………….………. 6
Понятие и виды международного кредита ……………………………….. 6
Роль международного кредита ……………………………………………. 9

2 Анализ международного кредитования в Республике Беларусь …………... 13

2.1 Анализ организации международного кредитования в Республике Беларусь………………………………………………………………………….. 13
Тенденции развития международного кредита в Республике Беларусь .. 16
Проблемы и направления совершенствования международного

кредитования в Республике Беларусь…….……………………………………. 22

Заключение ……………………………………………………………………… 30

Список использованных источников ………………………………………….. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Потенциал погашения задолженности перед МВФ ……. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Потребности в финансировании по программе, 2009-2010 годы (млн. долл. США) …………………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

Виды международного кредита и их развитие в Республике.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

    Республика Беларусь стала членом Всемирного банка в 1992 году. Около тридцати национальных программ получили поддержку Банка в виде грантов на общую сумму 18 млн. долларов США. Общая сумма займов, предоставленных Всемирным банком для финансирования девяти проектов в Республике Беларусь, составляет 643 млн. долларов США. [20] Среди них:

    - институциональный займ (июль 1993 г.  – 8,3 млн долларов США) на  организацию технической помощи, переобучение сотрудников и переоборудование  ключевых экономических министерств  и ведомств Беларуси;

    - реабилитационный займ (ноябрь 1993 г.  – 120 млн долларов США) на  поддержку платежного баланса  страны, определенную стабильность  белорусского рубля, закупку критически  важных для народного хозяйства  и населения товаров;

    - займ на развитие лесного хозяйства (май 1994 г. – 41,9 млн долларов США) на преобразование технической базы и совершенствование управления сектора лесного хозяйства с целью повышения эффективности и валютоокупаемости лесоиспользования;

    - кредитный аванс на подготовку  проекта энергосбережения на объектах социальной сферы (апрель 1998 г. – 1 млн долларов США);

    - кредитный аванс на проект  модернизации социальной инфраструктуры (5 июня 2001 г.) и др.

    Кроме кредитной поддержки, со стороны  Всемирного банка республике была оказана безвозмездная помощь за счет грантов, предоставленных из различных специальных фондов, на сумму более 14 млн. долларов США (экология, поддержка процесса приватизации, социальная защита малообеспеченных слоев населения, сохранение биоразнообразия лесов, вывод из применения озоноразрушающих веществ, развитие потенциала по обеспечению соблюдения экологического законодательства и другие). [19, с.189]

    Стратегия сотрудничества Всемирного банка с  Республикой Беларусь (2007-2011 годы) предусматривает  финансовое содействие Всемирного банка, призванное улучшить условия жизни людей через инвестиции в социальную и коммунальную инфраструктуру, помощь в решении глобальных проблем, а также поддержку программы правительства по ускорению и углублению структурных реформ для возобновления устойчивого экономического роста и смягчения последствий мирового экономического кризиса.

    Стратегия предполагает ограниченное и выборочное кредитование в виде долгосрочных займов в размере около 200 млн. долларов США ежегодно.  Поддерживается инвестиционная программа Правительства по повышению энергоэффективности, качества систем водоснабжения,  эффективности обращения с отходами и улучшения инфраструктуры в районах, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    В конце 2009 года Всемирный банк утвердил Займ на цели развития в размере 200 миллионов долларов США в поддержку экономической программы Правительства, направленной на устранение социальных последствий кризиса и углубление структурных реформ, которые обеспечивают основу для восстановления устойчивого экономического роста

    Кроме того, Всемирный банк предоставляет  аналитическое и консультативное  содействие правительству Республики Беларусь в таких областях, как  инвестиционный климат, совершенствование  управлением государственными финансами и поддержание макроэкономической и финансовой стабильности. [20]

    Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР)

    ЕБРР  начал свои операции в Беларуси в 1992 г. и сконцентрировал усилия в  сфере поддержки общественной инфраструктуры банков, малых и средних предприятий. Главное направление деятельности ЕБРР в республике – это проектное финансирование.

    Среди крупнейших проектов ЕБРР в Беларуси можно назвать следующие проекты:

    - Региональная программа развития  торговли;

    - Вложения в акции ОАО «Приорбанк»;

    - Энергетика;

    - Реконструкция автодороги Брест-Минск-граница  России;

    - Электросвязь Беларуси;

    - Создание в г. Минске оптового рынка плодоовощной продукции.[19, c.200-203]

    В 2009 г.в результате проведения ряда встреч Президента ЕБРР Т. Мирового с   Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, Управляющим ЕБРР от Беларуси Семашко В.И.и Заместителем Премьер – министра Республики Беларусь Кобяковым А.В. в

    После активно проведенных в 2009 году переговоров  с ЕБРР и основными странами-акционерами Совет директоров 10 декабря 2009 г. утвердил новую Стратегию по Беларуси. Учитывая по-прежнему сложный характер политических отношений в сотрудничестве с Евросоюзом и США, принятый документ в целом соответствует интересам Беларуси по расширению кредитно-инвестиционного сотрудничества. Новая стратегия предусматривает возможность участия ЕБРР в проектах в государственном секторе экономики, что ранее не рассматривалось.

    В 2009 году ЕБРР реализовал в Беларуси ряд проектов по кредитованию негосударственного сектора экономики. В частности, ЕБРР одобрил проект «Беларусь: механизм финансирования белорусского финансового сектора» (50 млн. долл. США на 2 года), предусматривающий поддержку микро-, малых и средних частных предприятий, инвестирование в акционерный капитал коммерческих банков и предоставление синдицированных кредитов. Первый кредитный договор был подписан с ЗАО «МТБанк» (июле 2009 г.). В июле 2009 г. подписана вторая часть кредитного договора для ОАО «Белгазпромбанк» на сумму 30 млн. долларов США.

    Всего в 2009 году по Программе микрокредитования  ЕБРР было выдано 3,2 тыс. кредитов на сумму 65 млн. долларов США.

    Число участвующих банков по Программе  содействия развитию торговли увеличилось  с двух (в начале осуществления  предыдущей Стратегии) до четырех, а общий предельный лимит – с 7 до 42 млн. евро.

    В сентябре 2009 г. ЕБРР подписано соглашение с ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев»  о предоставлении кредита в размере 15 млн. долларов США. Прорабатывается  вопрос о дополнительном инвестировании в акционерный капитал компании.

    В ноябре 2009 г. ЕБРР стал акционером компании СООО «West Ost Union», владеющей сетью  супермаркетов «Буслик». Приобретено 25,3% акций на сумму 3 млн. долл. США. Это  первое инвестиционное вложение ЕБРР в сектор розничной торговли Беларуси.

    ЕБРР  начато исследование деятельности ОАО  «Борисовский завод медицинских  препаратов» и ОАО «Березовский сыродельный комбинат» на предмет  участия данных предприятий в  программе пре-приватизации ЕБРР.

    В 2009 году при содействии ЕБРР Беларусь подключена к работе Экологического партнерства Северного измерения (ЭПСИ). Принято решение о выделении Республики Беларусь безвозмездного гранта в размере 5 млн. евро для реализации национальных проектов, связанных с очисткой сточных вод, впадающих в реки бассейна Балтийского моря. [4]

    Синдицированный кредит от России

    11 декабря 2009 г. Первый вице-премьер  Беларуси В. Семашко и председатель  правления Сбербанка России Г.  Греф подписали соглашение о  покупке Сбербанком России принадлежащих  Правительству Беларуси 93,27% акций ОАО «БПС-Банк» (Белпромстройбанка)  за  278,7 млн долларов США, а также инвестиционное соглашение. В конце декабря Сбербанк России, Внешэкономбанк (ВЭБ), Газпромбанк и Альфа-Банк предоставили Министерству финансов Республики Беларусь синдицированный кредит в сумме 6 млрд российских рублей. Срок кредита составляет более 1 года. Агентом по нему назначен Сбербанк России. [24, с.71]

    Значительные  ресурсы Беларусь в перспективе  может получить и от Китая. Как  сообщил 28 декабря на совещании в Правительстве Заместитель Премьер-министра Беларуси Андрей Кобяков, китайские партнеры предлагают Беларуси около 5,7 млрд долларов США кредитных ресурсов. Соответствующее соглашение было подписано, по его словам, за неделю до этого в Китае. Китайской стороной предварительно акцептованы 14 проектов, из них 3 в транспортной сфере, 8 – в области энергетики, 2 – в сфере телекоммуникаций и 1- по строительству комплекса к чемпионату мира по хоккею 2014 г.[24, c.71] 

    Таким образом, в республике создан и действует определенный механизм привлечения и использования иностранных кредитов, формирующих внешнюю задолженность страны, сформирована инфраструктура обслуживания иностранных кредитов, совершенствуется нормативно-правовая база для функционирования этого механизма. Необходимо отметить, что в условиях крайней неопределенности и ухудшения внешней конъюнктуры в результате мирового финансового кризиса  внешние заимствования сыграли для Беларуси определяющую роль. Именно привлеченные кредитные средства (в особой мере кредит МВФ)помогли реабилитироваться  белорусской экономике. Стабильность валютного рынка, устойчивость финансовой системы, поддержка инвесторов и домашних хозяйств – все это стало возможным благодаря международным кредитам.

 

     3. Проблемы и направления  совершенствования международного кредитования в Республике Беларусь.

    Привлечение иностранных ресурсов в экономику  республики является важным условием успешного развития экономики страны. В структуре поступившего в страну капитала наибольший удельный вес имеют международные кредиты и займы, торговые кредиты. Приоритетом при использовании иностранных кредитов является их целевое направление для реализации инвестиционных проектов в различных отраслях экономики, ориентированных на осуществление структурной перестройки промышленности, создания новых производств и технологий, укрепление экспортного потенциала белорусских предприятий, развития транспорта, коммуникаций, решение энергетических проблем, удовлетворение первостепенных потребностей населения в продовольствии и медикаментах, улучшение системы здравоохранения и экологии.

    Сотрудничество  с международными финансово-кредитными организациями ограничено техническим сотрудничеством с МВФ, Всемирным банком, кредитованием ЕБРР малого и среднего бизнеса.

    В Республике Беларусь существует ряд проблем, связанных с внешними заимствованиями. Наша кредитная система на данный момент требует совершенствования, развития, поиска новых способов осуществления взаимодействия с другими государствами, с международными финансово-кредитными организациями в сфере международного кредитования.

    Например, одна из проблем заключается в  том, что кредиты, предоставляемые  Беларуси на льготных условиях, очень  часто используются не в полном объеме. Это связано с тем, что сотрудничество с МВФ, ВБ и ЕБРР предусматривает 100 %-е выполнение условий данных организаций, что не всегда соответствует выбранному курсу экономического развития Республики Беларусь. Как следствие, Беларусь не использует данные кредиты в полном объеме, что следует рассматривать как отрицательное явление. Во-первых, потому что эти организации предлагают ресурсы на более льготных условиях, чем, например, кредиты под гарантию правительства. Во-вторых, государство, которое само или субъекты которого не кредитуются МВФ, ВБ, ЕБРР, не имеет для данных организаций и международного сообщества никакой кредитной истории и репутации заемщика [14, с.44]. (Подобная ситуация наблюдалась в Беларуси в 1996 г., когда последняя не выполнила меры согласованной с МВФ программы и кредитование было приостановлено(5,457)). Поэтому необходимо последовательно работать с МВФ, ВБ и ЕБРР с учетом национальных интересов, исходя из понимания того, что сотрудничество с международными финансовыми структурами — неотъемлемое условие быстрейшего реформирования национальной экономики и интеграции ее в мировую экономику.

    Еще одной проблемой является само наличие  задолженности, которую нужно выплачивать. Получая международные кредиты, которые вкладываются в различные  отрасли экономики либо идут на повышение  валютных резервов страны, Беларусь также получает и долг, который нужно будет уплатить вместе с процентами. Правда, Министерством финансов Республики Беларусь было объявлено, что Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (согласно нормативам, рекомендованным Международным банком реконструкции и развития). [23, с.73]

    К проблемам можно отнести и  тот факт, что потребность Беларуси во внешних заимствованиях не пропадает. Она нуждается в постоянном удовлетворении и привлечении новых средств. К путям решения данной проблемы можно отнести поиск новых потенциальных кредиторов. Например, в настоящее время идет работа по наполнению кредитной линии на 5,7 млрд долларов США, открытой Китаем Беларуси. [23, c.71]

    В качестве направлений совершенствования  международного кредитования в Республике Беларусь можно предложить следующие:

  1. Развитие проектного финансирования
  2. Выпуск еврооблигаций
  3. Расширение ресурсной базы банков за счет международного кредитного рынка

    Проектное финансирование основано на том, что  гарантией возврата заемных средств, полученных инвестором на осуществление проекта, являются будущие (расчетные) финансовые потоки, генерируемые самим проектом. Оно тесно связано с качественной работой, бизнес-идеями и основано на качественно осуществленных прогнозах, а также на тщательно разработанных бизнес-планах. Зависимость от текущего состояния заемщика незначительна, главное - изучение проекта и его влияния на будущие показатели хозяйствующего субъекта.

    В отличие от обычного кредита, при  котором заемщик или организатор проекта берет на себя полностью все риски, при проектном финансировании они распределяются между заемщиком, кредитором и, как правило, третьей стороной. Гарантией кредита является только экономический эффект от реализации проекта (в дополнение к этому в качестве залога могут выступать активы заемщика - специально созданной проектной компании, но их размер не сопоставим со стоимостью проекта). Таким образом, даже обремененная долгами компания, начавшая реализацию перспективного проекта, может рассчитывать на проектное финансирование. [7, с.63]

Информация о работе Виды международного кредита и их развитие в Республике Беларусь