Виды международного кредита и их развитие в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы в настоящее время является достаточно актуальной, так как иностранные кредиты, привлекаемые под гарантии Правительства Республика Беларусь, являются источником внешних финансовых ресурсов для проведения структурной перестройки экономики, реформирования промышленности, транспорта и коммуникаций, укрепления экспортного потенциала, удовлетворения социальных потребностей населения.

Целью данной курсовой работы является определение видов международного кредита и составление картины его развития в Республике Беларусь.

Содержание

Введение …………………………….…………………………………………… 4

1 Теоретические аспекты международного кредита ………………….………. 6
Понятие и виды международного кредита ……………………………….. 6
Роль международного кредита ……………………………………………. 9

2 Анализ международного кредитования в Республике Беларусь …………... 13

2.1 Анализ организации международного кредитования в Республике Беларусь………………………………………………………………………….. 13
Тенденции развития международного кредита в Республике Беларусь .. 16
Проблемы и направления совершенствования международного

кредитования в Республике Беларусь…….……………………………………. 22

Заключение ……………………………………………………………………… 30

Список использованных источников ………………………………………….. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Потенциал погашения задолженности перед МВФ ……. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Потребности в финансировании по программе, 2009-2010 годы (млн. долл. США) …………………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

Виды международного кредита и их развитие в Республике.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

    По  применяемой в практике классификации  все кредитные ресурсы из внешних  источников, поступающие в Беларусь, относятся к категории кредитов, предоставляемых под гарантии Правительства  или Национального банка; в этой связи их называют еще внешними государственными займами.

    В соответствии с Законом о внешнем  государственном долге Республики Беларусь Правительство Республики Беларусь устанавливает по согласованию с Президентом обязательный для  всех резидентов Республики Беларусь порядок привлечения, использования и погашения внешних государственных займов, условия и порядок предоставления пользователям средств, полученных Республикой Беларусь по внешним государственным займам, и расчетов за данные средства, порядок предоставления государственных гарантий по внешним государственным займам (ст. 6). Этим же законом определены цели внешних государственных заимствований (ст.2). Так, внешние государственные займы привлекаются и используются для:

    - покрытия дефицита республиканского  бюджета;

    - пополнения валютных резервов  Республики Беларусь;

    - реализации инвестиционных проектов  и государственных программ в  соответствии с приоритетными  направлениями развития экономики  республики;

    - импорта сырья, энергоресурсов  и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;

    - поддержки экономических реформ.

    Общая процедура предоставления иностранных  кредитов под гарантию Правительства  Республики Беларусь, а также процедура  выдачи платежных гарантий Правительства определена Порядком реализации иностранных кредитов, привлекаемых в республику под гарантии Правительства Республики Беларусь (документ утвержден Минфином, Минвнешэкономсвязей, Минэкономики, Нацбанком и зарегистрирован Минюстом 5 февраля 1996 г.). В Порядке заложена система выдачи, использования и погашения иностранных кредитов, начиная со стадии подготовки технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, финансируемого за счет кредита, до окончательного возврата средств, в том числе:

    - тщательная и соответствующая  международным требованиям разработка  проектной документации;

    - ведомственная и банковская экспертиза  проектных предложений;

    - оценка проектов в отечественных  министерствах;

    - одобрение финансируемых проектов  и привлекаемых кредитов на заседании Валютно-кредитной комиссии;

    - согласование вопросов использования  средств иностранных кредитов  с Президентом Республики Беларусь; утверждение проектов и кредитов  решением Правительства;

    - процедура оформления гарантии  Правительства и подписания кредитных соглашений;

    - контроль за использованием и  погашением иностранных кредитов, осуществлением соответствующих  инвестиционных проектов;

    - система отчетности;

    - документальное оформление всех  этапов работы с кредитами.

    Решения о порядке привлечения и использования иностранных кредитов, а также о предоставлении государственных гарантий по ним принимаются Правительством Республики Беларусь, а в случае привлечения таких кредитов для пополнения валютных резервов Республики Беларусь совместно Правительством Республики Беларусь и Национальным банком. В обязательном порядке эти решения подлежат согласованию с Президентом Республики Беларусь.

    Иностранные кредиты, привлекаемые в рамках межправительственных соглашений, соглашений с иностранными и международными финансовыми организациями и банками под гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются юридическим лицам Республики Беларусь (заемщикам) независимо от формы собственности решением Совета Министров Республики Беларусь по рекомендации Валютно-кредитной комиссии Совета Министров также после согласования с Президентом Республики Беларусь.[3, с.462-463]

    Обычно  операции по привлечению и погашению  иностранных кредитов осуществляется на условиях, определенных специальным  кредитным соглашением – международным договором (соглашением), межбанковским соглашением, индивидуальным кредитным соглашением либо иным документом, содержащим условия кредитования.

    Предложения о предоставлении международными организациями, иностранными государствами и иными  иностранными кредиторами кредитов проходят рассмотрение и анализируются в Министерстве экономики, Министерстве финансов, Министерстве иностранных дел и Национальном банке. При их положительных заключениях вопрос о привлечении иностранных кредитов вносится на рассмотрение Валютно-кредитной комиссии Совета Министров Республики Беларусь. Предложения зарубежных небанковских финансовых организаций о предоставлении кредитов направляются для рассмотрения и предварительного заключения о целесообразности привлечения этих кредитов в «Белвнешэкономбанк».

    На  основании рекомендаций Валютно-кредитной  комиссии Совета Министров Республики Беларусь в установленном законодательством  порядке принимается решение  о проведении переговоров с представителями  иностранных кредиторов о предоставлении кредитов и подписании соответствующих международных договоров (включая кредитные соглашения и договоры о предоставлении государственных гарантий).

    В республике существует определенный порядок  рассмотрения заявок заемщиков о  предоставлении им средств иностранных кредитов.

    В целях получения средств иностранного кредита заемщику необходимо представить  в Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство иностранных  дел документы, установленные законодательством  Республики Беларусь для проведения государственной комплексной экспертизы (бизнес-план, технико-экономическое и финансовое обоснование проекта и др.), а также в обязательном порядке платежную контргарантию одного из белорусских банков на сумму предоставляемого кредита в пользу Правительства Республики Беларусь (контргарантия банка является обязательным условием предоставления гарантии правительства). При положительных заключениях вышеуказанных министерств решение о выдаче платежной гарантии правительства принимается после одобрения проекта, представленного заемщиком, Валютно-кредитной комиссией Совета Министров и согласования с Президентом республики.[3, c.465] 

2.2. Тенденции развития  международного кредита  в Республике Беларусь

    Начиная с 1991 г. В Республике Беларусь была организована целенаправленная работа по привлечению внешних заемных средств. В первую очередь это было обусловлено отсутствием внутренних источников финансирования и одновременной необходимостью поддержания платежного баланса страны, осуществления закупок социально значимых товаров, а также проведения модернизации и реструктуризации промышленного потенциала.

    Кредитные ресурсы из-за рубежа (под гарантию правительства) привлекаются по двум основным направлениям: по линии международных  экономических и финансово-кредитных организаций и фондов (Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития, Европейской комиссии) и на  основе двусторонних (в том числе межправительственных) соглашений с отдельными государствами. Внешние кредитные ресурсы под гарантии правительства привлекаются и в рамках прямых соглашений белорусских субъектов хозяйствования с зарубежными компаниями и банками.

    Финансирование  по линии Международного валютного фонда

    МВФ требует от всех стран-заемщиков согласования с ним экономической программы. Для этого в страну-заемщик направляется миссия МВФ в составе четырех-шести экономистов, которые в течение двух-трех недель изучают ситуацию в стране. Результатом должно стать соглашение с правительством относительно экономической программы – ее целей, экономической политики и критериев реализации.

    Цели  программы охватывают три области: платежный баланс, инфляцию, устойчивые темпы экономического роста.

    История отношений МВФ с Республикой  Беларусь берет свое начало с момента вступления в данную организацию в 1992 г. Квота республики в фонде составляет 386,4 млн СДР.[24, с.51] Беларусь имеет право на 3,054 голоса в МВФ, что составляет 0,2% от общего числа голосов. При анализе основных экономических тенденций в аспекте участия МВФ и его помощи Республике Беларусь целесообразно выделить несколько этапов.

    Первый (1991 – первая половина 1993 г.) характеризовался резким падением ВВП, ростом дефицита внешней торговли, сокращением официальных  валютных резервов, ростом инфляции и количества убыточных предприятий. Первое соглашение между фондом и белорусским правительством было подписано в 1993 г. О предоставлении займа в размере 200 млн долл. США по линии системных преобразований для улучшения платежного баланса (STF). Реализация соглашения начала осуществляться с августа 1993 г., когда был представлен транш на сумму 98 млн долл. США.

    Второй  этап (вторая половина 1993 – первая половина 1996 г.) – период активного участия  МВФ в экономике Беларуси. Хотя макроэкономические показатели мало отличаются от первого периода развития, этот этап интересен тем, что Беларусь трижды пользовалась ресурсами Фонда для поддержки программы экономических реформ правительства. В 1994 г. Правительство Республики Беларусь утвердило меморандум МВФ об экономической политике Правительства и Национального банка – соглашение по выполнению организационных мер и основных показателей по денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике на период с 31.12.1994 г. По 31.12.1995 г. Несмотря на неполное выполнение рекомендаций, фонд в сентябре 1995 г. Одобрил программу стэнд-бай и предоставил первый транш в размере 50 млн СДР (75 млн долл. США) из предлагаемых 196,28 млн СДР (около «() млн долл. США), а также выделил вторую часть льготного кредита (70,1 млн СДР) в рамках механизма системных трансформаций.

    На  третьем этапе (конец 1996 – июль 1998 г.) экономический спад сменился определенной стабилизацией, а по некоторым показателям  и ростом на общем фоне негативных финансово-кредитных тенденций. С 1996 г. по 1998 г. МВФ в достаточно резкой форме выразил критику относительно проводимой бюджетной, инвестиционной, налоговой и валютной политики в Республике Беларусь, фактически заморозив все кредитные и консультативные отношения. [19, c.170-171]

      Таким образом, сотрудничество  с МВФ было приостановлено  вплоть до 2001 г., когда наблюдался  некоторый всплеск в отношениях  Республики Беларусь с МВФ,  правда, пока только на консультационном  уровне(четвертый этап). Беларусь  полностью погасила свои обязательства перед МВФ по ранее полученным кредитам 1 февраля 2005 г.

    Республика  Беларусь полностью возобновила  отношения с МВФ в 2009г. в связи с разгоревшимся мировым кризисом. Начался пятый этап (с 2009 до сегодняшнего дня). 12 января 2009 г. Исполнительный Совет директоров МВФ утвердил кредит «стэнд-бай» Беларуси в размере 1,62 млрд SDR (порядка 2,46 млрд долларов США) на период 15 месяцев – до апреля 2010 г. Первый транш кредита в 788 млн долларов США по ставке LIBOR +0,75% годовых поступил в Беларусь 14 января, остальные средства перечисляются с учетом ежеквартальных отчетов белорусского правительства. 29 июня Совет директоров МВФ утвердил предоставление очередного транша кредита в 679,2 млн долларов США и увеличил в целом объем финансовой поддержки до 2,27 млрд SDR (3,36 млрд долларов США).[24, с.45]

    В августе и сентябре 2009 г. МВФ в  два приема распределил дополнительный объем SDR среди членов, в зависимости от квоты участия каждой страны, на общую сумму 284 млрд долларов США. Беларусь благодаря этому инструменту помощи МВФ получила 368,6 млн SDR и добавила эту сумму к валютным резервам страны [24, с.49].

    В октябре 2009 г. Беларусь получила очередной  транш кредита фонда в объеме 699,5 млн долларов США. Четвертый транш  кредита в размере более 688 млн  долларов США поступил в декабре. И, наконец, в марте Беларусь получила пятый транш кредита, который составил около 670 млн долларов США. Таким образом, Беларусь уже получила от МВФ более 3,5 млрд долларов США. Эксперты фонда также проведут очередную миссию с целью выяснить, насколько целесообразно и эффективно расходуются деньги. Она намечена на май 2010 года.[1]

    Потенциал погашения задолженности перед  МВФ, 2009–2015 годы представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

    Взаимоотношения Группы Всемирного банка  с Республикой  Беларусь

Информация о работе Виды международного кредита и их развитие в Республике Беларусь