Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 15:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является доказать значимость и актуальность проблемы, раскрыть преимущества и недостатки, изучить и сделать анализ вексельного обращения в стране.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
-ознакомление с историей развития векселя в России;
-рассмотрение сущности векселя;
-анализ вексельного обращения;
-исследование проблем развития вексельного обращения в России;
-изучение современных проблем, связанных с векселем.
Введение
Глава 1. Теоретические основы вексельного обращения
1.1. Возникновение вексельного обращения
1.2. Понятие и классификация векселей
1.3. Нормативно-правовое регулирование операций с векселями.
Глава 2. Анализ рынка банковских векселей и банковские операции с векселями
2.1. Функционирование рынка банковских векселей в России
2.2. Виды банковских операций с векселями
Глава 3. Пути совершенствования вексельного обращения в России
3.1. Мировая практика вексельного обращения
3.2. Проблемы и возможные перспективы развития вексельного обращения
Заключение
Список основных использованных источников и литературы
5)проценты за учет векселей удерживаются одновременно с дисконтированием, по ссудному счету – начисляются ежеквартально. Как правило, учетный процент существенно ниже ставки процента по банковским кредитам. Однако проценты по учету векселей взимаются исходя из срока векселя и в случае досрочного выкупа возвращаются;
6)существует различие в учете векселей банками. Так, при кредитовании под залог векселей суммы векселей, послуживших обеспечением ссуды приходят, по внебалансовым счетам и в общем балансе не отражаются. При учете векселей их сумма отражается в общем балансе.
Для
выдачи кредита под залог векселей
банк определяет максимальный размер
залога и соотношения между
При выдаче ссуд под залог векселей с простого ссудного счета объектом залога выступает каждый отдельный вексель как особая ценная бумага. Срок и размер ссуды прямо зависят от срока погашения данного векселя и его номинала.[7, 16]
В случае несогласия плательщика оплатить данный вексель либо в случае его неплатежеспособности все расходы, связанные с опротестованием векселя, банк осуществляет за счет клиента.
Операции по инкассированию банками векселей имеют ряд достоинств:
1)для клиента – он освобождается от необходимости отслеживать сроки предъявления векселей к платежу, а сама процедура получения платежа становится для него более быстрой, дешевой и надежной;
2)для банка – осуществление операций по инкассированию векселей является одним из источников дохода, кроме того, они позволяют банку привлечь на свой корреспондентский счет дополнительные средства, которые он может использовать в своей деятельности.
Домициляция векселей.
Платежи по векселям осуществляются обычно через банк посредством выполнения им операций по домициляции векселей. Домициляция означает назначение плательщиком по векселю какого-либо третьего лица (домицилиата). Домицилиат не является лицом, ответственным по векселю, он лишь своевременно оплачивает вексель за счет плательщика, предоставившего в его распоряжение необходимые средства. Внешним признаком домицилированных векселей является надпись «Платеж в … банке». Цель домициляции – не пропустить сроки платежа по векселю. Преимущества данных операций для банков состоит в том, что они увеличивают их депозитную базу за счет аккумуляции средств на специальных накопительных счетах, а также увеличивают доходы банков за счет взимания комиссионных. Клиентов банки освобождают от работы по контролю за сроками предъявления векселей к платежу, ускоряют и удешевляют процесс проведения платежа. [10]
Вексельный рынок в России очень подвижен, поэтому и операции банков с векселями отличаются высокой динамичностью. Но при этом присутствует степень риска по операциям с векселями.
Определенный
вклад в снижение степени риска
по операциям с векселями могут
внести принятые в рамках ассоциации
участников вексельного рынка (АУВЕР)
единые стандарты раскрытия
3. Пути совершенствования вексельного обращения в России.
В международной практике вексельное обращение в основном связано с предоставлением отсрочки платежа, как дополнительной услуги покупателю в результате усиливающейся конкуренции, которая оформляется простым или переводным векселем. Однако при увеличивающихся объёмах поставок фирмы уже не могут своевременно получать деньги по векселям, а в случаях появления проблем по оплате векселя терпят убытки.
Как правило, пассивные операции с векселями за рубежом не практикуются. Из развитых стран, где присутствуют пассивные операции с собственными векселями, можно назвать лишь Германию. В основном имеют хождение так называемые банковские тратты, выписанные на имя банка и акцептованные им векселя корпораций. Пассивные операции с векселями в Германии составляют 1,07%. Аналог сегодняшнему вексельному рынку России можно найти разве что в Германии. Во всем остальном мире пассивные операции банков заключаются в работе с собственными акцептами.
В Китае вексельный рынок начал формироваться в 1995 г. с принятия Закона
КНР о векселях. Высокая степень регулируемости экономики и социалистический принцип ведения хозяйства, характерные для этой страны, обусловливают осторожный подход к реформированию кредитно-денежной сферы, вызванный стремлением не допустить отрыва от обеспечения потребностей материального производства. В связи с этим в экономике преобладают не простые, а переводные векселя, которые выдаются предприятиями реального сектора экономики и акцептуются банковской системой. Таким образом, обеспечиваются дополнительные гарантии по векселям. Основными эмитентами векселей являются корпорации реального сектора экономики. При этом ликвидность и надежность рынка поддерживается банковскими акцептами. Среди инвесторов в векселя также преобладают корпорации, получающие векселя в оплату товаров и услуг [15].
Таким образом, Китай, как и Россия, имеет внутреннюю направленность вексельного рынка. Существенное его отличие состоит в том, что контролирующим органом является банковская система. Ведущее положение на вексельном рынке, на протяжении 90-х годов сохранялось за государственными специализированными банками, которые предоставляли 78,6% (1996 г.) всех кредитов банковской сферы.
В целом на кредитование оборотных средств направляется примерно 70% банковских кредитов. Объем акцепта векселей в 1996 г. составил 354 млрд. юаней, что сопоставимо с находящимися в обращении казначейскими облигациями (350 млрд.юаней) и лишь незначительно меньше совокупности корпоративных и банковских облигаций (410 млрд. юаней).
Вексельный рынок Японии представлен следующими составляющими: векселя коммерческих банков, корпоративные, акцептованные банками и казначейские. Обращаются преимущественно корпоративные тратты, акцептованные банковской системой. Этот рынок стал формироваться относительно недавно, в середине 80-х годов. Акцептованные банками тратты, в основном дисконтные краткосрочные векселя, погашаемые по истечении срока акцептовавшим их банком. Эти инструменты имеют минимальный уровень риска, так как платеж по ним гарантируется не только выпустившей их компанией, но акцептовавшим их банком. Индивидуальные инвесторы не могут участвовать на вексельном рынке, им предоставлено право покупки сберегательных сертификатов.
Сегмент банковских векселей ориентирован на решение проблем избытка (или дефицита) денежных ресурсов путем эмиссии. Векселя банков представляют собой краткосрочный финансовый инструмент со сроком обращения от недели до года.
На
вексельном рынке США самыми большими
по объему сегментами являются казначейские
векселя (рыночные и нерыночные) и
векселя корпораций. Рыночные казначейские
векселя эмитируются
Наиболее широко распространены на вексельном рынке США получившие название банковских акцептов переводные векселя корпораций, выписанные на банки и акцептованные ими. Они применяются в основном при внешнеторговых операциях, но могут быть использованы и при внутренних поставках, однако их значение в последнем случае невелико. [6, 15]
Преобладание переводных векселей корпораций, акцептованных банками, которые имеют направленность на внешнеторговые операции, является общим для вексельных рынков всех западных рыночных стран. Эти векселя имеют небольшой дисконт и не являются активным инструментом денежного рынка. Второе место разделяют в зависимости от страны казначейские векселя и векселя банков. В Англии и США, например, более широкое распространение получили казначейские векселя, эмитируемые правительствами для краткосрочных заимствований. Во Франции и Германии второй по объему рынок - это банковские векселя. В Германии доля пассивов, приходящаяся на собственные векселя, в общем количестве эмитированных векселей и акцептов за последние 10 лет составила в среднем 70%.
Вмешательство государства на вексельном рынке малоэффективно, кроме того, оно охватывает практически только те банки и события, на которые нельзя не обратить внимания. Контроль осуществляется номинально. Существует практика подгона коэффициентов с помощью фиктивных сделок с дружественным банком. Усиление контроля положительно сказалось бы на рынке как дополнительная гарантия надежности проводимых операций.
Дополнительный анализ регулирования рынка в России и за рубежом позволил отметить ряд важных деталей. Сам рынок регулирует риски невозврата средств путем доходности на ценные бумаги. Немаловажным фактом является и самоорганизация участников рынка ценных бумаг. Заботу о состоянии целесообразно переложить с «плеч» государства на самих участников, которые лучше разбираются в текущем состоянии дел. По этому пути, похоже, и пошло государство в лице Центрального банка (ЦБ) России, создавая Ассоциацию участников вексельного рынка АУВЕР. Таким образом, систему контроля над рынком ценных бумаг можно представить следующим образом: первый уровень. ЦБ, второй уровень саморегулирующиеся организации (СРО), в том числе и АУВЕР.
Путь, избранный ЦБ России, находит свои параллели с западным опытом. В США двухуровневая система регулирования рынка ценных бумаг сложилась еще в 30-х годах: первый уровень - это Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ), второй - саморегулирующиеся организации (фондовые биржи, Национальная ассоциация фондовых дилеров . NASDAQ и т. д.). Согласно закону США «О ценных бумагах» (1933 г.), не требуется регистрировать государственные ценные бумаги; ценные бумаги, используемые в текущих операциях; ценные бумаги, выпущенные со сроком до 270 дней.
Регулирование рынка векселей со стороны государства состоит, главным образом, в контроле за финансовым состоянием его участников, банков и небанковских финансовых компаний. Коммерческие банки США подвергаются жесточайшему контролю со стороны Федеральной резервной системы (ФРС). Это вызвано тем обстоятельством, что ФРС в случае банкротства банка обязана выплатить каждому пострадавшему сумму в размере 100 тыс. долл. [15] Так же посредством переучета ФРС происходил контроль векселей.
Однако эта практика была прекращена в 1984 г. С тех пор вмешательство ФРС проявляется лишь в виде номинального контроля.
Небанковские финансово-коммерческие институты контролируются специально созданным государственным органом КЦББ на основе «Закона об обращении ценных бумаг» (1934 г.), согласно которому все профессиональные участники обязаны быть зарегистрированными в КЦББ. Начиная с 1984 г. Предъявляются довольно жесткие требования к уставному капиталу: он должен быть не меньше 250 тыс. долл. Это вызвано желанием обезопасить работу на рынке и усилить степень ответственности. КЦББ состоит из 11 функциональных управлений, 6 отделов и 9 региональных управлений. Крупнейшими управлениями являются управление корпоративными финансами, контролирующее финансовые документы компаний, основная задача которого поддержание стандартов раскрытия информации и управление по регулированию рынка, инспектирующее финансовые компании в тесном сотрудничестве с региональными управлениями.
Так же активно на рынке ценных бумаг действуют и СРО, на которые возлагаются обязанности по контролю за исполнением законодательства, причем во многих случаях контроль СРО является более жестким и эффективным, чем государственных органов. Например, КЦББ имеет право исключить фирму из членства в СРО, если подтвержден факт злоупотреблений или иных нарушений, представленных СРО. Исключение из СРО практически лишает возможности работать на рынке ценных бумаг. Что касается информационной обеспеченности, то закон о ценных бумагах запрещает передачу ложной информации и другие мошеннические действия при операциях с ценными бумагами. Немаловажной СРО на рынке ценных бумаг является Корпорация по защите инвесторов, призванная обезопасить инвесторов от банкротства профессиональных участников путем обеспечения информационной открытости.