Валютные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

Валютные отношения представляют собой совокупность экономических отношений, которые обслуживаются валютой и возникают в процессе межгосударственного обмена результатами деятельности национальных хозяйств. На практике валютные отношения тесно переплетаются с внутренними денежными отношениями и являются их продолжением. Национальные деньги приобретают форму валюты в момент, когда они переходят национальные таможенные границы. В связи с этим национальный валютный рынок каждой страны является составляющей ее денежного рынка. Валютное законодательство тесно взаимоувязано с денежным законодательством, а развитие валютных отношений во многом повторяет развитие внутригосударственных денежных отношений.

Работа содержит 1 файл

DKB_domashnyaya.docx

— 73.61 Кб (Скачать)

Международная (региональная) валютная система — Европейская валютная система (ЕВС) создана в 1979 г. с целью: стимулировать интеграционные процессы; создать европейский политический, экономический и валютный союз —  Европейский союз (ЕС); укрепить позиции  Западной Европы; образовать европейскую  зону стабильности с собственной  валютой; оградить Общий рынок от экспансии доллара.

ЕВС — подсистема мировой валютной системы. Особенности западноевропейского  интеграционного процесса определяют ее принципы, отличающиеся от принципов  Ямайской валютной системы. Вместо СДР  был введен стандарт ЭКЮ — европейской  валютной единицы (1979—1998 гг.). Сфера  использования ЭКЮ включала не только государственный, но и частный секторы, в том числе депозитно-ссудные  операции банков, международные расчеты  частных фирм и др. Золото и доллары  вошли в механизм эмиссии ЭКЮ, объединив 20 % официальных золото-долларовых резервов стран-членов; возобновились  операции с валютным металлом —  золотом. Режим совместного плавания курсов валют стран — членов ЕВС  предусматривал пределы их взаимных колебаний ("европейская валютная змея").

В противовес МВФ был создан собственный  орган межгосударственного валютного  регулирования — Европейский  фонд валютного сотрудничества (1979 г.). В 1994 г. его функции перешли  к Европейскому валютному институту, а в 1998 г. — к Европейскому центральному банку. 7 февраля 1992 г. в Нидерландах  был подписан Маастрихтский договор, который вступил в силу 1 ноября 1993 г. Европейское сообщество стало  официально именоваться Европейским  союзом.

Маастрихтский договор предусматривает  поэтапное формирование политического, экономического и валютного союза.

Первый этап (1 июля 1990 г. — 31 декабря 1993 г.) предусматривал становление экономического и валютного союза, включая подготовительные мероприятия. В частности, происходило  сближение уровней экономического развития стран, снижались темпы  инфляции, сокращался бюджетный дефицит, стабилизировались курсы валют, шло оздоровление государственных  финансов. В эти годы окончательно отменили валютные ограничения, началось свободное движение капиталов внутри союза и между третьими странами. Эти меры подготавливали введение евро как единой денежной единицы.

Второй этап (1 января 1994 г. — 31 декабря 1998 г.) потребовал более конкретных действий от стран — членов ЕС, приближающих введение евро. Как уже отмечалось, в 1994 г. начал функционировать Европейский  валютный институт, не зависевший от национальных правительств и наднациональных  европейских органов. Ему предстояло обеспечить необходимую подготовку для введения евро. Результатами работы стали: усиление кооперации национальных центральных банков, координация  валютной политики стран ЕС, надежный контроль за колебаниями валют в  рамках ЕС, отлаженные платежные системы  и системы валютного регулирования, предпосылки (правовые, организационные  и материально-технические) для создания Европейского центрального банка. На этом этапе был принят ряд решений, регулирующих порядок (запрет) кредитования государственных предприятий центральными банками стран, прямого приобретения центральными банками долгов государств, установления действительной независимости  центральных банков от правительств своих стран и др.

Итак, Европейский валютный институт послужил фундаментом для создания Европейского центрального банка, который  начал функционировать с середины 1998 г. Главная цель его деятельности — поддержание стабильности цен  и, соответственно, единой валюты.

Третий этап (1999—2002 гг.) предусматривал переход к единой валюте — евро. С 1 января 1999 г. были установлены фиксированные  валютные курсы евро к национальным валютам стран — участниц зоны евро, а евро признали их общей валютой. Национальная валюта сохранялась только в качестве параллельной денежной единицы  до 2002 г. С 1 января 2002 г. начался выпуск банкнот и монет евро, на которые  обменивались национальные валюты. К  середине 2002 г. завершился полный переход  хозяйственного оборота стран-участниц на единую валюту.

Начала свою деятельность Европейская  система центральных банков, включающая Европейский центральный банк и  центральные банки стран зоны евро.

К задачам Европейской системы  центральных банков относятся:  
 
- проведение единой валютной политики стран ЕС;  
- поддержание курса евро по отношению к другим мировым валютам;  
- управление иностранными резервами стран союза;  
- обеспечение функционирования международной платежной системы в зоне евро;  
- управление выпуском банкнот в евро;  
- определение для каждого центрального банка стран-членов квоты допустимой эмиссии;  
- контроль за финансовыми институтами в ЕС для обеспечения стабильности общеевропейской финансовой системы.

Четвертый этап (с 2003 г.) предусматривает  новые направления развития валютной системы, экономического валютного  союза. Введение евро должно усилить  взаимосвязь между странами, связанными экономическим и валютным союзом, и третьими странами, особенно европейскими, подтолкнуть их к координации  действий в валютной и экономической  сферах со своими главными партнерами по региону.

Введение евро сказывается на международных  экономических, в том числе валютно-кредитных  и финансовых, отношениях. Для банков введение евро означает становление  в ЕС единого рынка, унификацию услуг  и создание единого рынка государственных  и корпоративных ценных бумаг. Переход  на единую валюту ужесточил бюджетную  дисциплину в странах — членах Европейского валютного союза. В  перспективе они смогут унифицировать  налоговые системы, а перевод  в евро всех обязательств и активов  стран-участниц позволит снизить объемы валютных резервов в этих странах, улучшит  распределение капиталов.

Введение евро качественно повлияет и на международные валютно-финансовые отношения Республики Беларусь как  члена международных валютно-кредитных  и финансовых организаций, государства  европейского сообщества. Кроме того, внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь на западе являются также  государства экономического валютного  союза. Национальный банк Республики Беларусь с 4 января 1999 г. начал котировку евро. Белорусская валютно-фондовая биржа  приступила к торгам евро. Субъекты хозяйствования Республики Беларусь, население получили возможность  открывать счета в евро, осуществлять платежи, переводы, конвертацию в  евро других валют, проводить депозитные и другие операции. Банковская система  Республики Беларусь определяет уставный, собственный капитал в евро, выполняет  банковские операции в евро аналогично операциям с другими иностранными валютами.

Существование Европейской  валютной системы является одной из особенностей современных валютных отношений. На взаимную торговлю стран-членов ЕВС приходится от 55 до 70% от их внешнеторгового оборота. Решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС) вступило в силу 13 марта 1979 г.

Основные цели ЕВС:

1) создание зоны стабильных  валютных курсов в Европе, отсутствие которой затрудняло сотрудничество стран-членов Европейского сообщества в области выполнения общих программ и во взаимных торговых отношениях;

2) сближение экономических  и финансовых политик стран-участниц. Выполнение этих задач способствовало  бы построению европейской валютной  организации, способной отражать  спекулятивные атаки рынка, а также сдерживать колебания международной валютной системы (особенно изменения доллара).

Активными членами ЕВС  являются Бельгия, Люксембург, Дания, Германия, Франция, Нидерланды, Ирландия, Испания, Португалия, Греция. Великобритания и Италия в настоящее время являются пассивными членами Европейской валютной системы. В 1997 г. членами ЕВС стали Финляндия, Швеция и Норвегия.

Основные принципы построения ЕВС:

1) страны-участницы ЕВС зафиксировали курсы своих валют по отношению к центральному курсу ЭКЮ;

2) на основе центрального  курса к ЭКЮ рассчитаны все  основные паритеты между курсами валют стран-участниц;

3) страны-участницы ЕВС  обязаны поддерживать фиксированный курс валют с помощью интервенций. В начале создания системы курс валют не мог отклоняться более чем на +/- 2,25 % от паритетного, в настоящее время допускается колебание в пределах +/- 15% от паритета.

Основной инструмент ЕВС - европейская валютная единица - ЭКЮ. Ее стоимость определяют через валютную корзину, состоящую из валют стран-участниц (в корзину ЭКЮ еще не введены валюты Финляндии, Швеции и Австрии). Европейская комиссия каждый день рассчитывает стоимость ЭКЮ в различных валютах стран-членов ЕС на основе обменных курсов. Пересмотр состава валютной корзины проводится один раз в 5 лет, а также по требованию страны, курс к ЭКЮ валюты которой изменился больше, чем на 25%.

В рамках ЕВС европейская  валютная единица выполняет ряд  функций:

1) счетной единицы, так  как с помощью ЭКЮ определяются  взаимные паритеты валют Сообщества. Кроме того, она делает возможным  определение величины бюджета  ЕС, сельскохозяйственных цен, расходов и т.п.;

2) платежного инструмента,  так как ЭКЮ позволяет центральным банкам определять и оплачивать взаимные долги, выраженные в ЭКЮ;

3) инструмента резервирования, так как каждый центральный  банк вносит 20% своих авуаров золотом  и долларами в Европейский фонд валютной кооперации, который, в свою очередь, снабжает банк суммой в ЭКЮ, соответствующей внесенным авуарам. С 1999 г. вместо ЭКЮ основной валютой ЕВС будет евро.

Благодаря введению фиксированных  курсов валют на территории Западной Европы появился так называемый феномен валютной змеи. Валютная змея, или змея в тоннеле, - кривая, описывающая совместные колебания курсов валют стран Европейского сообщества относительно курсов других валют, которые не входят в данную валютную группировку.

Роль МВФ по отношению  к ЕВС выполняет Европейский  фонд валютного сотрудничества. Долларовые накопления образуют кредитный фонд ЕВС. Его объем для краткосрочного кредитования составляет 14 млрд. ЭКЮ, а для среднесрочного кредитования - 11 млрд. ЭКЮ.

Несмотря на имеющиеся  в функционировании ЕВС противоречия, она выполнила поставленную перед ней задачу. До 1992 г. в ЕС наблюдалась стабильность обменных курсов. За 5 лет (1987- 1992 гг.) центральные курсы основных валют не изменились, тогда как в это же время доллар успел потерять и снова набрать 30% от своей стоимости по отношению к французскому франку и немецкой марке. К началу 90-х гг. предполагалось перейти от зоны стабильности в Европе к более высокому уровню интеграции. Эти настроения получили свое выражение в тексте Маастрихского договора, который предусматривал переход к Валютно-экономическому союзу к 1999 г.

Однако надежды на быстрое  создание Валютно-экономического союза  не оправдались. Причиной явились кризисные  ситуации в Европе 1992-1993 гг. и жесткость требований к показателям, необходимым для перехода к ВЭС:

1) стабильность обменных  курсов;

2) стабильность цен: уровень  инфляции не должен превышать  более чем на 1,5% средний уровень  инфляции трех государств, наиболее  благополучных в этом отношении;

3) дефицит государственного  бюджета не более 3% от ВВП;

4) государственный долг  ниже 60% от ВВП;

5) процентная ставка в  длительном периоде превышает  не более чем на 2% ставку трех стран, имеющих наименьший уровень инфляции.

Создание Валютно-экономического союза должно обеспечить странам-участницам множество неоспоримых преимуществ: упразднение обменных институтов и комиссионных; отмену оплаты банковских переводов между странами; упрощение управления предприятиями в разных государствах Союза; уравнивание номинальных и реальных ставок процента; ЭКЮ будет противостоять иене и доллару и станет международной резервной валютой; и наконец, исчезнут всяческие ограничения между странами-участницами ВЭС. Именно поэтому, несмотря на период длительной нестабильности в Европе после упомянутого кризиса, в Мадриде был разработан новый перспективный план перехода к Валютно-экономическому союзу, состоящий из 3 этапов:

1) конец 1998 г. Совет  Европы определяет по итогам 1997 г. количество стран, соответствующих  установленным критериям. Начинается  организация Центрального банка  Европы;

2) январь 1999 г. Переход  к ВЭС: окончательная фиксация обменных курсов между валютами и между ними и евро; определение операций, проводимых в европейской валюте. Банки еще не обязаны пересчитывать все переводы в евровалюте; начинает действовать Центральный банк Европы;

3) введение единой валюты. 1999 г.: снижение сроков и стоимости банковских переводов. Потребители получают возможность доступа к операциям в европейской валюте - евро. Пересчет национальных цен в евро. Создание сети обменных пунктов (национальной валюты в евро). 2002 г. или позже: введение единой валюты (введение в обращение ее банкнот и монет). Быстрое изъятие из обращения национальной валюты. Потребители в течение длительного периода могут обменивать национальную валюту на евро. Банковские счета, заработная плата, пенсии - все денежные операции пересчитываются в европейскую валюту.

Валю́тный курс — цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

Понятие «обмен валюты» связано  с такой ее характеристикой, как  конвертируемость. Степень конвертируемости валюты определяется механизмом государственного регулирования валютных операций. Валюту называют свободно конвертируемой, если в стране этой валюты к резидентам и нерезидентам не применяют какие-либо ограничения на осуществление валютных сделок, и неконвертируемой, если в  стране этой денежной единицы действуют  законодательно установленные ограничения  почти на все виды операций с ней. Частично конвертируемой считается  валюта стран, в которых действуют  ограничения и регламентации  на некоторые виды обменных операций или для некоторых участников этих операций. Свобода конвертации  валюты должна опираться на экономическую  стабильность страны, то есть одного законодательного разрешения обмена валюты недостаточно, необходимы доверие к валюте и  оценка экономической состоятельности  страны. Таким образом конвертируемость — это способность валюты свободно обмениваться на другие валюты и обратно на национальную валюту на валютных рынках.

Для конвертированных валют  в основе курса лежит валютный паритет. Однако курсы валют почти  никогда не совпадают с их валютным паритетом. В условиях международной  торговли и других внешнеэкономических  акций отношение поступлений  и платежей в иностранной валюте и, соответственно, спрос и предложение иностранной валюты не находится в равновесии. При активном платежном балансе курсы иностранных валют на валютном рынке данной страны падают, а курс национальной денежной единицы повышается. Обратное происходит в случае, когда страна имеет пассивный платежный баланс. Потому в большинстве стран вместе с твердым официальным курсом национальной валюты также существует свободный. По официальному паритету осуществляются расчеты центральных национальных банков и других валютно-финансовых учреждений между разными странами и с международными организациями. Расчеты между частными лицами и организациями осуществляются по свободному курсу.

Информация о работе Валютные отношения