Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 22:29, реферат
Валютная политика представляет собой совокупность мероприятий, проводимых ЦБ страны и другими государственными органами в сфере валютных отношений и денежного обращения, с конечной целью воздействия на экономику страны и покупательскую силу национальной валюты.
Валютное регулирование: понятие и место в экономической политике. 4
Сущность, цели, методы, направления валютной политики; национальные и интернациональные факторы, воздействующие на ее существование. 5
Основные формы валютной политики: дисконтная, девизная, валютная интервенция, ревальвация, девальвация. 7
Техника, средства, условия и эффективность применения. 8
Политика диверсификации валютных резервов. 9
Регулирование режима валютных паритетов и курсов. 10
Валютная политика России, общая характеристика и тенденции развития. 11
Валютные ограничения как часть валютной политики государства. 12
Сущность, принципы, цели, формы и сферы валютных ограничений. 13
Эволюция валютных ограничений и их последствия. 14
Межгосударственное регулирование валютных ограничений через МВФ. 15
Валютный протекционизм, неравномерность процесса либерализации валютных ограничений. 16
Влияние валютных ограничений на внешнеэкономические операции страны, международные расчеты и валютно-кредитные отношения в мире. 17
Правовое обеспечение и организация валютного регулирования и контроля в РФ. 18
Органы и агенты валютного контроля. 19
Санкции за нарушение валютного законодательства и норм валютного контроля. 20
Формы валютного регулирования. 21
Роль ЦБ в регулировании валютных отношений. 22
Валютный контроль экспортных и импортных операций. 23
Проблемы борьбы с «отмыванием» денег. 24
Список используемой литературы: 25
3. политика экономических
Таким образом, формирование механизма
валютного регулирования и
Валютный протекционизм - система
ограничительных мер, осуществляемых
центральным банком страны по защите
национальной валюты с целью обеспечения
движения валютного курса в направлении,
соответствующем экономической
политике правительства.
Протекционистские меры – это меры,
направленные на защиту собственной
экономики, в данном случае национальной
валюты. К ним относятся, в первую
очередь, валютные ограничения. Валютные
ограничения – совокупность мероприятий
и нормативных правил, установленных
в законодательном или
Государство
достаточно часто манипулирует величиной
валютного курса с целью
В принципе
девальвация выгодна
Напротив,
проигрывают от девальвации национальные
импортеры, так как им дороже обходится
приобретение необходимой иностранной
валюты, и кредиторы, получающие реально
меньшую сумму долга. Страны, которые
не проводят одновременно с другими
девальвацию, теряют от вынужденной
ревальвации своей валюты: как
экспортеры, они получают меньше при
обмене девальвированной иностранной
валюты на собственную подорожавшую
валюту; как кредиторы, она получают
от должника номинально неизменную, а
реально меньшую сумму в
Девальвация в принципе способствует притоку капиталов, ревальвация, напротив, поощряет отлив краткосрочных капиталов после выравнивания «курсового перекоса».
Банк
России является органом валютного
регулирования и валютного
Основными принципами
валютного регулирования и
1) приоритет экономических
мер в реализации
2) исключение
неоправданного вмешательства
3) единство внешней
и внутренней валютной
4) единство системы
валютного регулирования и
5) обеспечение
государством защиты прав и
экономических интересов
Эти принципы означают стремление правительства создать механизм валютного регулирования и валютного контроля в качестве составного элемента системы регулирования национальной экономики.
Органами
валютного регулирования в
Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Валютный контроль в Российской
Федерации осуществляется Правительством
Российской Федерации, органами и агентами
валютного контроля в соответствии
с настоящим федеральным
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.
Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации
обеспечивает взаимодействие не являющихся
уполномоченными банками
Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уполномоченные банки как
Валютное законодательство РФ состоит
из одного закона, а именно, закона РФ
о валютном регулировании и валютном
контроле. Нормативные акты Президента
РФ, Правительства РФ и Центрального
банка РФ к валютному законодательству
не относятся, так как в соответствии
с п.2 ст. 3 ГК РФ "гражданское законодательство
состоит из Гражданского кодекса
РФ и принятых в соответствии с
ним иных федеральных законов".
Ответственность, устанавливаемая
этими подзаконными актами, нельзя
называть ответственностью за нарушение
валютного законодательства.
В соответствии с п.1 ст.14 закона о валютном
регулировании "резиденты, включая
уполномоченные банки, нарушившие положения
статей 2-8 закона, несут ответственность
в виде:
а) взыскания в доход государства всего
полученного по недействительным в силу
закона сделкам;
б) взыскания в доход государства необоснованно
приобретённого не по сделке, а в результате
незаконных действий.
В статьях 2-8 осуществляется валютное
регулирование порядка осуществления
сделок с валютными ценностями в Российской
Федерации и порядка использования иностранной
валюты при расчётах на территории Российской
Федерации. Эти статьи в настоящее время
устанавливают лишь принципы гражданского
оборота валютных ценностей в Российской
Федерации. Остальное валютное регулирование
в России осуществляется нормативными
актами Центрального банка и его толкованиями
своих же нормативных актов. Легитимность
такого валютного регулирования я рассмотрел
ранее.
Санкции, предусмотренные за нарушение
валютного законодательства, по своей
правовой природе являются карательными
и конфискационными. Так санкция в виде
"взыскания всего полученного в доход
государства по недействительным в силу
закона сделкам " является аналогом
ответственности, установленной за недействительность
сделок, совершённых с целью, противной
основам правопорядка и нравственности,
в виде взыскания всего полученного по
сделке в доход Российской Федерации.
Санкция в виде "взыскания в доход государства
необоснованно приобретённого не по сделке,
а в результате незаконных действий"
является аналогом обязанности по возврату
неосновательному обогащению, с той разницей,
что в данном случае неосновательное обогащение
подлежит взысканию в пользу государства,
что характеризует эту санкцию как карательную
и конфискационную.
Для правоприменительной практики в понимании
юридической природы этих санкций важна
позиция Высшего Арбитражного Суда. В
соответствии с п.7 обзора Высшего Арбитражного
Суда РФ "на основании пункта 1 статьи
14 Закона о валютном регулировании за
незаконную операцию с иностранной валютой
налагается взыскание в размере суммы
валютной операции.
Под формой
валютного контроля подразумевается
способ конкретного выражения и
организации контрольных
– валютные операции, вытекающие из заключенных экспортных и импортных сделок, по проведению расчетов;
– внешнеторговые сделки, предметом которых являются объекты, отнесенные к валютным ценностям.
В зависимости от форм осуществления
можно выделить следующие виды валютного
контроля во внешнеторговой деятельности:
1) контроль за проведением валютных операций
при экспорте и импорте товара;
2) контроль за операциями по экспорту
и импорту услуг, работ и объектов интеллектуальной
собственности.
Система валютного контроля развивается по двум направлениям:
– валютный контроль за поступлением в Россию выручки от экспорта товаров (валютный контроль экспорта);
– валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (валютный контроль импорта).
Эффективной системой валютного регулирования
является валютная интервенция. Она
заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается
в операции на валютном рынке с
целью воздействия на курс рубля
путем купли или продажи
ЦБ РФ предпринимает ряд