Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа
Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. «Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов» [5, с. 360].
Объектами регулирования денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, банков и небанковских организаций.
3 ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Развитие
банковского сектора и
В Республике Беларусь имеется ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора. Основными из них являются:
В настоящее время по мере выхода мировой экономики из кризиса важно продолжить совершенствование монетарной политики для эффективного обеспечения ее вклада в новое качество роста.
В соответствии с этим можно выделить следующие приоритетные направления совершенствования денежно-кредитной политики на ближайшую перспективу:
Совершенствование инструментов денежно-кредитной политики в 2006 – 2010 годах будет подчинено ее целям и обусловлено постепенным переходом к режиму инфляционного таргетирования, что потребует более четко определить операционный ориентир монетарной политики.
На начальном этапе при сохранении преемственности режима политики, предусматривающего использование обменного курса и денежного предложения как промежуточных целей денежно-кредитной политики, предполагается использовать процентную ставку краткосрочного денежного рынка в качестве основного операционного ориентира.
Ставка рефинансирования сыграет роль основного инструмента денежно-кредитной политики, что соответствует принципам реализации режима инфляционного таргетирования. Направление и величина изменения ставки рефинансирования в 2006 – 2010 годах будут подчинены повышению финансовой стабильности и достижению целевого уровня по инфляции. [25, с. 25-26].
В качестве основы курсовой политики в ближайшие годы наиболее целесообразно сохранить механизм привязки белорусского рубля к корзине иностранных валют. В условиях недостаточной внешней сбалансированности свободно плавающий обменный курс может вести себя непредсказуемо, а отсутствие других, равнозначных по значимости монетарных инструментов может поставить под вопрос всю финансовую стабильность.
Исходя из этого, наиболее взвешенным подходом могло бы быть использование действующего курсового режима на протяжении ближайших 2—3 лет, необходимых для улучшения ситуации во внешнеэкономической сфере. При этом возможно совершенствование самого механизма привязки курса белорусского рубля к корзине, например, за счет пересмотра долей иностранных валют по мере необходимости. Ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний стоимости корзины валют также может способствовать повышению эффективности курсовой политики.
Одновременно было бы полезным повышать гибкость изменения курса внутри действующего коридора колебаний для адаптации к таким изменениям населения и предприятий. Сохранению устойчивости действующего курсового режима способствовало бы принятие дополнительных мер по наращиванию государственных золотовалютных резервов, остающихся в настоящее время на недостаточном уровне.
Для усиления роли процентной политики важно проводить работу по дальнейшему повышению эффективности системы рефинансирования Национального банка. Прежде всего, необходимо совершенствовать механизм изменения процентных ставок по операциям Национального банка и их воздействия на величину ставки на краткосрочном рынке на следующих принципах:
Отступления от данных принципов могут допускаться только в исключительных случаях и носить кратковременный характер [2, c. 9].
Главную роль в системе инструментов Национального банка продолжат играть регулярно проводимые аукционные операции. Их использование в качестве основного средства управления ликвидностью позволит наиболее эффективно реализовывать задачу достижения операционных целей. Для усиления воздействия на уровень текущей ликвидности и процентной ставки межбанковского рынка аукционные операции по изъятию ликвидности предполагается дополнить депозитными аукционами.
Вышеназванные меры по совершенствованию денежно-кредитной политики целесообразно сопровождать дальнейшим повышением ее транспарентности. Широко информируя общественность о задачах денежно-кредитной политики, Национальный банк будет содействовать улучшению понимания участниками финансовых отношений целей и предпринятых мер денежно-кредитной политики, повышая тем самым ее эффективность.
Наряду с этими шагами, направленными на дальнейшее развитие методов и инструментов денежно-кредитной политики, как для текущего совершенствования монетарной политики, так и для ее эффективной реализации в среднесрочной перспективе необходимо создание целого ряда предпосылок в других сферах и секторах экономики.
Важнейшим условием устойчивости монетарного режима является наличие сбалансированной макроэкономической среды, в основе которой лежит высокая эффективность производства. Для создания такой среды целесообразно существенно оптимизировать регулирующую роль государства в экономической деятельности, особенно в области ценообразования и заработной платы. Важным представляется также постепенное снижение налоговой нагрузки до уровня, оказывающего стимулирующее воздействие на сферы промышленного производства и оказания услуг [2, c. 8-9].
Стратегическими направлениями развития банковской системы Республики Беларусь остаются повышение устойчивости банков, доверия к ним со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, интеграция банков в региональную и мировую банковскую систему.
Реализация указанных направлений будет обеспечиваться посредством:
Совершенствование раскрытия информации о монетарных инструментах и факторах ликвидности банковской системы, расширение публикуемой информации о совершенных и планируемых операциях будут способствовать улучшению прогнозирования банками своей ликвидности, повысят прозрачность и предсказуемость финансового рынка.
Национальная стратегия
Реализация
комплекса мероприятий денежно-
В 2011 году
денежно-кредитная политика будет
направлена на формирование условий
для сбалансированного
Обменный
курс белорусского рубля сохранит за
собой ключевую роль в реализации
денежно-кредитной политики, обеспечивающую
адаптацию экономики к
Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.
Процентная
политика будет ориентирована на
обеспечение стабильного
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8-10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору – 11-13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 9-11 процентов годовых.
Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.
Дальнейшее
совершенствование системы
Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь в будущем будет направлена на достижение и поддержание с помощью монетарных инструментов, наряду с другими мерами экономической политики, низких темпов инфляции, относительной стабильности национальной валюты как важнейшего условия обеспечения устойчивого экономического роста и повышения реальных денежных доходов населения и субъектов хозяйствования. Совершенствование денежно-кредитной политики и повышение уровня развития банковского сектора страны в Республике Беларусь осуществляются в едином комплексе преобразований государственной экономической и социальной политики, основываются на устойчивом укреплении потенциала отраслей национальной экономики и социальной сферы и оказывают, в свою очередь, стимулирующее воздействие на дальнейшую динамику их роста, качество и уровень жизни населения.
Информация о работе Теоретические аспекты денежно-кредитной политики Центрального Банка