Теоретические аспекты денежно-кредитной политики Центрального Банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. «Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов» [5, с. 360].
Объектами регулирования денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, банков и небанковских организаций.

Работа содержит 1 файл

Основная часть и заключение н.docx

— 138.81 Кб (Скачать)

 

3 ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

Развитие  банковского сектора и проведение эффективной денежно-кредитной политики во многом определяются эффективностью функционирования всех отраслей экономики и социальной сферы. При этом следует отметить взаимное влияние и, как правило, общую направленность процессов и тенденций в денежно-кредитной сфере и других отраслях экономики.

В Республике Беларусь имеется ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора. Основными из них являются:

  • Напряженное финансовое состояние значительного числа предприятий реального сектора экономики, обусловливающее высокие кредитные риски банков и ограничивающее возможности роста их ресурсной базы, а также снижение ставки процента по кредитам и увеличение объемов кредитования.
  • Сохраняющаяся в стране высокая налоговая нагрузка ограничивает финансовые средства субъектов хозяйствования, и соответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность.
  • Высокая материалоемкость и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, что негативно отражается на состоянии платежного баланса страны;
  • Ограниченность инвестиционных ресурсов для обновления основных фондов;
  • Недостаточная инновационная активность [25, с. 14].

В настоящее время по мере выхода мировой экономики из кризиса  важно продолжить совершенствование  монетарной политики для эффективного обеспечения ее вклада в новое  качество роста.

В соответствии с этим можно выделить следующие приоритетные направления совершенствования денежно-кредитной политики на ближайшую перспективу:

  • дальнейшее повышение гибкости курсообразования в рамках режима привязки курса к корзине иностранных валют;
  • повышение значимости процентного канала [2, c. 8-9].

 

Совершенствование инструментов денежно-кредитной  политики в 2006 – 2010 годах будет подчинено ее целям и обусловлено постепенным переходом к режиму инфляционного таргетирования, что потребует более четко определить операционный ориентир монетарной политики.

На начальном  этапе при сохранении преемственности  режима политики, предусматривающего использование обменного курса и денежного предложения как промежуточных целей денежно-кредитной политики, предполагается использовать процентную ставку краткосрочного денежного рынка в качестве основного операционного ориентира.

Ставка рефинансирования сыграет роль основного инструмента денежно-кредитной политики, что соответствует принципам реализации режима инфляционного таргетирования. Направление и величина изменения ставки рефинансирования в 2006 – 2010 годах будут подчинены повышению финансовой стабильности и достижению целевого уровня по инфляции. [25, с. 25-26].

В качестве основы курсовой политики в ближайшие годы наиболее целесообразно сохранить механизм привязки белорусского рубля к корзине иностранных валют. В условиях недостаточной внешней сбалансированности свободно плавающий обменный курс может вести себя непредсказуемо, а отсутствие других, равнозначных по значимости монетарных инструментов может поставить под вопрос всю финансовую стабильность.

Исходя из этого, наиболее взвешенным подходом могло бы быть использование  действующего курсового режима на протяжении ближайших 2—3 лет, необходимых для  улучшения ситуации во внешнеэкономической  сфере. При этом возможно совершенствование  самого механизма привязки курса  белорусского рубля к корзине, например, за счет пересмотра долей иностранных  валют по мере необходимости. Ежегодное  уточнение центрального значения и  ширины коридора колебаний стоимости  корзины валют также может  способствовать повышению эффективности  курсовой политики.

Одновременно было бы полезным повышать гибкость изменения курса внутри действующего коридора колебаний для  адаптации к таким изменениям населения и предприятий. Сохранению устойчивости действующего курсового  режима способствовало бы принятие дополнительных мер по наращиванию государственных  золотовалютных резервов, остающихся в настоящее время на недостаточном  уровне.

Для усиления роли процентной политики важно проводить работу по дальнейшему повышению эффективности системы рефинансирования Национального банка. Прежде всего, необходимо совершенствовать механизм изменения процентных ставок по операциям Национального банка и их воздействия на величину ставки на краткосрочном рынке на следующих принципах:

  • ставка на рынке межбанковских кредитов должна приближаться к уровню ставки рефинансирования;
  • изменение ставок по другим инструментам Национального банка должно быть синхронизировано с изменением ставки рефинансирования.

Отступления от данных принципов могут  допускаться только в исключительных случаях и носить кратковременный  характер [2, c. 9].

Главную роль в системе инструментов Национального  банка продолжат играть регулярно  проводимые аукционные операции. Их использование в качестве основного средства управления ликвидностью позволит наиболее эффективно реализовывать задачу достижения операционных целей. Для усиления воздействия на уровень текущей ликвидности и процентной ставки межбанковского рынка аукционные операции по изъятию ликвидности предполагается дополнить депозитными аукционами.

Вышеназванные меры по совершенствованию  денежно-кредитной политики целесообразно  сопровождать дальнейшим повышением ее транспарентности. Широко информируя общественность о задачах денежно-кредитной политики, Национальный банк будет содействовать улучшению понимания участниками финансовых отношений целей и предпринятых мер денежно-кредитной политики, повышая тем самым ее эффективность.

Наряду с этими шагами, направленными  на дальнейшее развитие методов и  инструментов денежно-кредитной политики, как для текущего совершенствования  монетарной политики, так и для  ее эффективной реализации в среднесрочной  перспективе необходимо создание целого ряда предпосылок в других сферах и секторах экономики.

Важнейшим условием устойчивости монетарного  режима является наличие сбалансированной макроэкономической среды, в основе которой лежит высокая эффективность производства. Для создания такой среды целесообразно существенно оптимизировать регулирующую роль государства в экономической деятельности, особенно в области ценообразования и заработной платы. Важным представляется также постепенное снижение налоговой нагрузки до уровня, оказывающего стимулирующее воздействие на сферы промышленного производства и оказания услуг [2, c. 8-9].

Стратегическими направлениями развития банковской системы Республики Беларусь остаются повышение устойчивости банков, доверия к ним со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, интеграция банков в региональную и мировую банковскую систему.

Реализация  указанных направлений будет  обеспечиваться посредством:

  • совершенствования политики государства в развитии банковского сектора, повышения эффективности институциональной и функциональной структур банковской системы;
  • совершенствования корпоративного управления;
  • повышения конкуренции в банковском секторе;
  • увеличения капитала и ресурсной базы банков, оптимизации структуры их пассивов и активов;
  • расширения состава и улучшения качества банковских услуг, развития информационных и новых банковских технологий [10, с. 45].

Совершенствование раскрытия информации о монетарных инструментах и факторах ликвидности банковской системы, расширение публикуемой информации о совершенных и планируемых операциях будут способствовать улучшению прогнозирования банками своей ликвидности, повысят прозрачность и предсказуемость финансового рынка.

Национальная стратегия устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. определяет следующие направления совершенствования реализации денежно-кредитной политики:

  • повышение эффективности механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики;
  • укрепление устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к европейскому уровню;
  • повышение надежности банковской системы за счет приближения принципов и практики банковского надзора к международным стандартам, внедрения современных методологических подходов и инструментария (средства раннего обнаружения финансовых затруднений в банках, развитие трансграничного надзора и т.д.), оптимизация структуры банковских активов и пассивов;
  • формирование финансово-промышленных групп, обеспечивающих объединение финансов банковской системы и предприятий реального сектора экономики;
  • развитие фондового рынка за счет расширения перечня и общей стоимости обращающихся ценных бумаг (векселя, права требования по кредитным договорам, акции и т.д.) и внедрения залоговой формы инвестиционного кредитования;
  • расширение сети предметно и территориально ориентированных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, специализирующихся в работе на фондовом рынке и обеспечивающих привлечение ресурсов пенсионных, страховых и инвестиционных фондов;
  • привлечение иностранных инвестиций в банковскую систему, обеспечивающую расширение ресурсной базы коммерческих банков, увеличение их собственного капитала.

Реализация  комплекса мероприятий денежно-кредитной  политики позволит обеспечить финансовую стабильность на макроэкономическом уровне и достичь денежно-кредитной системой страны пропорций и параметров, присущих системам экономически развитых государств [8].

В 2011 году денежно-кредитная политика будет  направлена на формирование условий  для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь. Приоритетная цель денежно-кредитной политики –  обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам, как важного  фактора поддержания стабильного  роста экономики.

Обменный  курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным  внешним шокам и ограничение  роста потребительских цен. В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора +/- 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года.

Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют  за счет увеличения ежедневных колебаний  позволит более оперативно реагировать  на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.

Процентная  политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания  процентных ставок в реальном выражении  на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность  вкладов в национальной валюте и  доступность банковского кредита  для нефинансового сектора экономики.

По мере замедления инфляционных процессов  и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого  на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может  составить 8-10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору – 11-13 процентов  годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 9-11 процентов  годовых.

Для рыночного  регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему  коридора процентных ставок, границы  которого определяются ставками по постоянно  доступным операциям (кредит, своп и  депозит овернайт по фиксированной  процентной ставке в Национальном банке).

Предоставление  ликвидности в целом будет  осуществляться как посредством  кредитов Национального банка, так  и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.

Дальнейшее  совершенствование системы регулирования  ликвидности на рыночных принципах  позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски  для банковской системы [22].

Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь в будущем будет направлена на достижение и поддержание с помощью монетарных инструментов, наряду с другими мерами экономической политики, низких темпов инфляции, относительной стабильности национальной валюты как важнейшего условия обеспечения устойчивого экономического роста и повышения реальных денежных доходов населения и субъектов хозяйствования. Совершенствование денежно-кредитной политики и повышение уровня развития банковского сектора страны в Республике Беларусь осуществляются в едином комплексе преобразований государственной экономической и социальной политики, основываются на устойчивом укреплении потенциала отраслей национальной экономики и социальной сферы и оказывают, в свою очередь, стимулирующее воздействие на дальнейшую динамику их роста, качество и уровень жизни населения.

Информация о работе Теоретические аспекты денежно-кредитной политики Центрального Банка