Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа
Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. «Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов» [5, с. 360].
Объектами регулирования денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, банков и небанковских организаций.
В январе-сентябре 2010 года Национальный банк осуществлял постепенное снижение ставки рефинансирования, установив ее в сентябре 2010 года на уровне 10,5 процента годовых, при 13,5 процента годовых на начало 2010 года. Таким образом, к концу 2010 года прогнозные показатели ставки рефинансирования (9 – 12 %), определенные Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год, могут быть достигнуты [17, с. 46].
Рисунок 2.3 – Динамика ставки рефинансирования в 2007-2010 годах
Примечание – источник: [18].
Регулирующее
воздействие Национального
С целью ограничения денежного предложения и, соответственно, снижения спроса на валютном рынке ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям рефинансирования в начале 2007 года были повышены до 20 процентов годовых. Уровень процентных ставок по постоянно доступным инструментам изъятия ликвидности в январе-октябре 2007 года составил 3 процента годовых, а с ноября 2007 года был повышен до 5 процентов годовых (приложение Б) [16, с. 52].
Аукционные операции Национального банка на открытом рынке являлись в 2007 году основным инструментом воздействия на текущее состояние ликвидности банковской системы. Для обеспечения стабильности платежного процесса, ограничения колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов в периоды дефицита ликвидности Национальный банк использовал инструменты поддержания ликвидности банковской системы. В периоды, характеризующиеся избытком ликвидности, Национальным банком проводились операции по стерилизации ликвидности посредством размещения краткосрочных облигаций собственного выпуска, проведения депозитных аукционов и приема средств банков в депозиты по фиксированным процентным ставкам. При этом ставки по аукционным инструментам изъятия в 2007 году колебались относительно ставки рефинансирования: процентная ставка по аукционам краткосрочных облигаций – 9,98 процента годовых, по депозитным аукционам – 9,5 процента годовых [23, с. 26].
С учетом
условий, сложившихся на финансовых
рынках в 2008 году, уровень процентных
ставок по постоянно доступным операциям
поддержки и изъятия
Рисунок 2.4 – Динамика процентных ставок в 2008 году
Примечание – источник: [24].
В ноябре 2008 года в целях минимизации негативных последствий мирового экономического кризиса, в том числе снижения давления на валютный рынок, Национальным банком были увеличены процентные ставки по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности на 3 процентных пункта (с 17 процентов годовых до 20 процентов годовых - по кредиту овернайт и СВОП овернайт, с 5 процентов годовых до 8 процентов годовых - по депозиту овернайт) [24, с. 20].
Кроме того,
начиная с середины октября, осуществлялось
плавное повышение процентных ставок
на однодневном рублевом межбанковском
рынке путем повышения
Поддержка
ликвидности банков в 2009 году осуществлялась
преимущественно посредством
С целью расширения перечня инструментов и более гибкого реагирования на ухудшение ситуации с банковской ликвидностью Национальный банк ввел практику предоставления банкам беззалоговых кредитов. Ставка по таким кредитам была установлена на уровне ставки по кредиту овернайт, увеличенной на 3 процентных пункта, срок выдачи — до 3 месяцев [2, c. 7].
С учетом ситуации с ликвидностью банковского сектора и уровня ставок Национального банка по аукционным операциям на открытом рынке процентная ставка на однодневном рублевом межбанковском рынке в декабре 2009 года поддерживалась на уровне 19,8 процента годовых, то есть увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 0,8 процентного пункта [15, с. 51].
Для поддержания финансовой стабильности в начале января 2009 года процентные ставки по операциям Национального банка были увеличены на 2 процентных пункта (по кредиту ”овернайт“ и сделкам СВОП ”овернайт“ – до 22 процентов годовых, по депозитам – до 10 процентов годовых). В апреле 2009 года в связи со снижением темпов инфляции указанные ставки понижены на 2 процентных пункта. К концу 2009 года ставка по кредиту ”овернайт“ и сделкам СВОП ”овернайт“ была снижена до 21,5 процентов годовых, по депозитам – до 9,5 процентов годовых [9, с. 177-184].
В январе-сентябре 2010 года одновременно со ставкой рефинансирования были снижены ставки по инструментам Национального банка: по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности – на 4,5 процентного пункта до 17 процентов годовых, по депозиту овернайт – на 2,5 процентного пункта до 7 процентов годовых.
Уровень процентных ставок сглаживался проводимыми Национальным банком аукционными операциями регулирования ликвидности. При этом Национальный банк осуществлял плавное снижение процентных ставок по аукционным операциям поддержания ликвидности, что повлекло за собой снижение уровня процентных ставок на рублевом рынке МБК.
Фактический уровень процентных ставок по операциям предоставления ликвидности на открытом рынке (ломбардный аукцион) снизился с 19 процентов годовых в январе 2010 года до 11 процентов годовых в сентябре.
Средневзвешенная
процентная ставка по однодневному межбанковскому
кредиту в белорусских рублях
сложилась в сентябре 2010 года на
уровне 10,1 процента годовых, то есть снизилась
по сравнению с январским
Динамика ставки рефинансирования и ставки на межбанковском рынке в 2007-2010 году в существенной мере определяла динамику ставок по кредитам и депозитам банков. Процентная политика Национального банка была направлена на поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики.
Процентная
ставка по новым срочным рублевым
депозитам юридических и
Процентная ставка по новым срочным депозитам в СКВ в 2007 году составила 6,6 процента годовых. Ставка по новым кредитам банков в СКВ в 2007 году равнялась 11,3 процента годовых [11, с. 7].
На конец 2008 года средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте сложилась на уровне 15,2% годовых, что на 5,1 процентного пункта выше по сравнению аналогичным периодом 2007 года (10,1%). Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в конце 2008 года составила 17,5% годовых, что на 4,4 процентного пункта выше уровня на конец 2007 года (13,1%) (приложение Б).
Процентная ставка по новым срочным депозитам в СКВ в 2008 году составила 7 процентов годовых и по сравнению с уровнем 2007 года выросла на 0,4 процентного пункта. Ставка по новым кредитам банков в СКВ в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 0,1 процентного пункта и равнялась 11,4 процента годовых. Рост ставки по кредитам в СКВ был обусловлен удорожанием средств на мировых финансовых рынках [14, с. 48-49].
В декабре 2009 года средняя процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях составила 18,4 процента годовых, что на 0,9 процентного пункта выше аналогичного периода 2008 года (17,5%). В конце 2009 года ставка по новым срочным депозитам в рублях сложилась на уровне 17,4 процента годовых, увеличившись по сравнению с уровнем на конец 2008 года на 2,2 процентного пункта (15,2%) (приложение Б). При этом ставка по депозитам юридических лиц увеличилась на 0,7 процентного пункта до 16,9 процента годовых и по депозитам физических лиц - на 1,4 процентного пункта до 20,9 процента годовых.
Рост ставок по вновь привлеченным рублевым депозитам связан, прежде всего, с необходимостью обеспечения привлекательных условий сбережений, способствующих притоку средств предприятий и населения в банковский сектор и тем самым расширению ресурсной базы банков для финансовой поддержки субъектов экономики.
Ставка по вновь выданным кредитам в СКВ в декабре 2009 года по сравнению с январем 2009 года снизилась на 2 процентных пункта и составила 12,5 процента годовых. Процентная ставка по новым срочным депозитам в СКВ в декабре 2009 года по сравнению с январем снизилась на 2,3 процентного пункта и составила 8,4 процента годовых [15, с. 51-52].
Средняя объявленная процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях в сентябре 2010 года сложилась на уровне 13,7 процента годовых, снизившись по сравнению с началом года на 6,8 процентного пункта.
Средняя объявленная процентная ставка по вновь выданным кредитам юридическим лицам в СКВ в сентябре 2010 года по сравнению с началом года снизилась на 3 процентных пункта и составила 8,7 процента годовых.
В сентябре 2010 года ставка по новым срочным депозитам в рублях сложилась на уровне 10,4 процента годовых, уменьшившись по сравнению с январем 2010 года на 7,4 процентного пункта. При этом ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц в сентябре 2010 года составила 15,6 процента годовых против 21,2 процента годовых в январе 2010 года, а ставка по вновь привлеченным срочным депозитам юридических лиц снизилась с 16,4 процента годовых в январе 2010 года до 8,7 процента годовых в сентябре.
В целях
повышения привлекательности
Процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц в иностранной валюте уменьшилась с 8 процентов в январе до 6,8 процента годовых в сентябре 2010 года и по депозитам юридических лиц – с 5,7 до 7,1 процента годовых соответственно [17, с. 49-51].
Регулирование
денежного предложения и
В 2007 году норматив обязательного резервирования от привлеченных ресурсов юридических лиц в национальной валюте, а также юридических и физических лиц в иностранной валюте составил 8 процентов, а величина норматива обязательного резервирования от привлеченных ресурсов физических лиц в национальной валюте составила 4,5 процента (приложение А).
С 1 декабря 2008 года снижен норматив резервных требований для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций:
Рисунок 2.5 – Динамика нормативов отчислений банков в обязательные резервы Национального банка Республики Беларусь 2007-2009 годах
Примечание – источник: собственная разработка на основании источников [9, 19].
В 2009 году осуществляется дальнейшее снижение норматива резервных требований для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Норматив резервных требований от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях снизился с 1,5 процента до 0 процентов. Нормативы от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях и от привлеченных средств в иностранной валюте были снижены на 1 процент и составили 6 процентов (приложение А). В 2010 году размеры норматива резервных требований для банков не изменились и остались на уровне 2009 года.
Таким образом, главными задачами денежно-кредитной политики в 2007-2010 годах являлись поддержание устойчивых темпов экономического роста, поддержка внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси. Курсовая политика способствовала поддержанию стабильности белорусского рубля. С 2009 года Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, что повысило гибкость курсовой политики. Регулирование ставки рефинансирования было направлено на снижение инфляционных ожиданий и стимулирование сбережений в национальной валюте. Ставки по другим инструментам колебались в соответствии с изменениями ставки рефинансирования. Величина нормативов резервных требований за указанный период снизилась, что позволило банкам расширить объёмы операций. Анализ состояния денежно-кредитной сферы за данный период показывает, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь и банки в целом обеспечили выполнение задач денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Информация о работе Теоретические аспекты денежно-кредитной политики Центрального Банка