Теоретические аспекты денежно-кредитной политики Центрального Банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. «Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов» [5, с. 360].
Объектами регулирования денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, банков и небанковских организаций.

Работа содержит 1 файл

Основная часть и заключение н.docx

— 138.81 Кб (Скачать)

Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов денежно-кредитной  политики, а изменение учетной  ставки выступает показателем изменений  в области денежно-кредитного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит  от уровня ожидаемой инфляции и в  то же время оказывает на инфляцию большое влияние [4, с. 501].

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. Норматив резервных требований устанавливается в законодательном порядке и представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных или активных операций [1, с. 166]. Механизм действия данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

  • Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков второго уровня, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора.
  • При уменьшении центральным банком нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объема предложения денег.

Этот  инструмент денежно-кредитной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку  воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение  нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения  в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики банков [4, с. 498].

Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими, регулируется обращение валютных ценностей на территории своего государства.

На валютный курс оказывает влияние множество  факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуация. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров [4, с. 498].

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности банков.

Операции  центрального банка на открытом рынке  оказывают прямое влияние на объем  свободных ресурсов, имеющихся у  банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у банков второго уровня ценных бумаг или продажи их им [4, с. 504, 7, с. 332-333].

Когда центральный  банк покупает ценные бумаги у банка второго уровня, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно в банковской системе начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через  операции на открытом рынке, центральный  банк регулирует размер денежной массы  в экономике. Часто подобные операции осуществляются центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой обратного выкупа и ценой продажи. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности банков и фирм.

Операции  на открытом рынке рассматриваются  как наиболее гибкий и точный инструмент денежной политики, поскольку они  осуществляются по инициативе и под  контролем центрального банка, в  любых размерах, достаточно быстро и при необходимости могут корректироваться [1, с. 169].

С помощью  названных инструментов центральный  банк реализует цели денежно-кредитной  политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).

Таким образом, под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере и осуществляемых центральным банком с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Денежно-кредитная политика выполняет важную роль в экономике государства, так как она направлена на реализацию таких целей, как устойчивые темпы роста национального производства, стабильность цен, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса, экономический рост страны в целом. Эффективность проводимой денежно-кредитной политики зависит в основном от методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, выбираемых центральным банком государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2007-2010 ГОДУ

 

2.1 Особенности курсовой политики Национального банка Республики Беларусь

 

Национальный  банк Республики Беларусь разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь [3, с. 21].

В 2007 году денежно-кредитная политика способствовала поддержанию устойчивых темпов экономического роста и выполнению прогнозных показателей  социально-экономического развития посредством  реализации монетарных целей и задач, основным механизмом достижения которых  является устойчивость национальной валюты. Несмотря на существовавшие в отчетном году неблагоприятные внешнеторговые условия, скоординированные действия Правительства и Национального  банка позволили сохранить в  республике высокую динамику экономического роста. Объём валового внутреннего  продукта в 2007 году составил 96,1 трлн. рублей, что на 8,2 процента больше, чем в 2006 году (рисунок 2.1) [23, с. 22].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Динамика валового внутреннего продукта в 2007-2009 гг.

Примечание  – источник: собственная разработка на основании источников [14, 15, 16].

Благодаря взвешенной денежно-кредитной  и курсовой политике Национального  банка в 2007 году в непростых условиях была обеспечена стабильность национальной валюты, сохранено доверие к белорусскому рублю. Курс белорусского рубля по отношению  к доллару США в среднем  за 2007 год составил 2146,1 рублей за 1 доллар (рисунок 2.2) [11, с. 5].

Рисунок 2.2 – Динамика обменного курса белорусского рубля к доллару США в 2007-2010 годах (в среднем за квартал)

Примечание – источник: собственная разработка на основании источников [9, 19].

 

В 2008 году в сложных макроэкономических условиях, во многом связанных с нарастанием  кризисных явлений на мировых  финансовых рынках, оказавших негативное влияние на белорусскую экономику, приоритетная задача денежно-кредитной  политики заключалась в реализации ряда мер, направленных на минимизацию  последствий глобального финансово-экономического кризиса для финансово-кредитной  системы республики. Республика Беларусь сохранила высокую динамику экономического роста, несмотря на неблагоприятные  внешнеторговые условия. Объем валового внутреннего продукта в 2008 году составил 128,8 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2007 года на 10 процентов (рисунок 2.1) [24, с. 19].

Обменный  курс белорусского рубля к доллару  США за 2008 год снизился на 2,3%. На конец 2008 года он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало прогнозному  диапазону (рисунок 2.2).

На протяжении всего 2009 года на экономическое состояние  Республики Беларусь действовали отрицательные  факторы, обусловленные в значительной степени негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса. Его  последствия не могли не отразиться на выполнении прогнозных показателей. Валовой внутренний продукт в  республике относительно прошлого года увеличился всего на 0,2 процента и  составил 136,8 трлн. рублей. Это значительно хуже, чем прогнозировалось (рисунок 2.1) [13, с. 5].

Со 2 января 2009 года Национальный банк перешел  к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине  иностранных валют, в которую вошли равными долями доллар США, евро и российский рубль в пределах установленного коридора ее допустимых значений. В предыдущие годы единственной валютой привязки являлся доллар США. Данный переход существенно повысил гибкость курсовой политики Национального банка в части реагирования на изменение ситуации на внешних рынках. Он предоставил возможность более взвешенно учитывать колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля. Кроме того, использование в качестве операционного ориентира стоимости корзины иностранных валют предоставило Национальному банку возможность более точно воздействовать на условия проведения внешнеторговых операций [2, c. 6].

По состоянию  на 31 декабря 2009 года стоимость корзины  иностранных валют составила 1 036,27 рубля, увеличившись по сравнению с 2 января на 7,94 процента при установленном  коридоре возможных колебаний стоимости  валютной корзины в пределах +/- 10 процентов на конец 2009 года. При этом с 2 января по 31 декабря 2009 года курс белорусского рубля снизился к доллару США на 8,04 процента до 2 863 рублей за доллар США, к евро - на 10,89 процента до 4 106,11 рубля за евро, к российскому рублю - на 4,99 процента до 94,66 рубля за российский рубль [9, с. 177-184].

Курсовая  политика в январе-сентябре 2010 г. была направлена на поддержание курса  белорусского рубля к корзине  иностранных валют вблизи значения, сложившегося на конец 2009 года. При  этом в целях реагирования на возросшие  в августе-сентябре 2010 г. взаимные колебания  курсов валют, входящих в структуру  корзины, колебания стоимости корзины  были увеличены.

На 1 октября 2010 г. стоимость корзины иностранных  валют составила 1069,01 рубля, увеличившись по сравнению с началом текущего года на 3,2 процента при установленном  коридоре возможных колебаний стоимости  валютной корзины в пределах +/- 10 процентов. С 1 января по 1 октября 2010 г  в результате взаимных колебаний  курсов мировых валют курс белорусского рубля к доллару США снизился на 5,1 процента до 3 010 рублей за 1 доллар США, к российскому рублю –  на 4,6 процента до 99 рублей за 1 российский рубль, а к евро - увеличился на 0,2 процента до 4 099,62 рубля за 1 евро [17, с. 44].

 

2.2 Процентная и резервная политика Национального банка Республики Беларусь

 

Использование инструментов денежно-кредитной политики в 2007-2010 годах было подчинено достижению поставленных целей и осуществлялось посредством регулирования Национальным банком ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям на финансовом рынке.

В связи  с неблагоприятными внешнеэкономическими условиями, в целях стимулирования сбережений в национальной валюте, снижения инфляционных ожиданий юридических и физических лиц ставка рефинансирования Национального банка с 1 февраля 2007 года была повышена с 10 до 11 процентов годовых. Учитывая положительные тенденции в развитии экономики, Национальный банк с июня по октябрь 2007 года последовательно понижал ставку рефинансирования до 10 процентов годовых (рисунок 2.3). Предусмотренное в Основных направлениях денежно-кредитной политики снижение данного показателя до 9 % не было произведено. Ставка рефинансирования в среднем за год составила 10,5 процента годовых (приложение А) [23, с. 22].

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной  политики ставка рефинансирования Национального банка на 2008 год к концу  года оценивалась на уровне 7 – 9 процентов годовых при инфляции 6 – 8 процентов [21, с. 3].

В первом полугодии 2008 года ставка рефинансирования не изменялась и составляла 10 процентов  годовых. Однако в условиях ускорения  инфляционных процессов во втором полугодии  в целях повышения доходности сбережений в белорусских рублях и стимулирования роста вкладов  населения и организаций в  банках Национальный банк постепенно повысил ее до 12 процентов годовых. В среднем за 2008 год указанная ставка составила 10,35 процента годовых, что на 0,15 процента годовых меньше, чем в 2007 году (приложение А).

Процентная политика в 2009 году имела целью поддержать реальные ставки по депозитам и кредитам на положительном уровне. Эта цель достигнута. Во взаимодействии с курсовой политикой процентная политика обеспечила стабильную работу финансовой системы, содействовала росту сбережений в национальной валюте [12, с. 6-7].

В целях  снижения инфляционного и девальвационного давления, поддержания стабильности обменного курса белорусского рубля, стимулирования привлечения вкладов  Национальный банк в январе 2009 года повысил на 2 процентных пункта ставку рефинансирования (до 14% годовых). С  учетом замедления инфляции, в целях  повышения доступности кредитов субъектам экономики с 1 декабря 2009 года ставка рефинансирования снижена  на 0,5 процентного пункта — до 13,5% годовых. Ставка рефинансирования практически весь год была на уровне 14%, что значительно выше, чем в предыдущем году (рисунок 2.3).

Информация о работе Теоретические аспекты денежно-кредитной политики Центрального Банка