Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа
Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. «Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов» [5, с. 360].
Объектами регулирования денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, банков и небанковских организаций.
Определение
размера учетной ставки – один
из наиболее важных аспектов денежно-кредитной
политики, а изменение учетной
ставки выступает показателем
Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. Норматив резервных требований устанавливается в законодательном порядке и представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных или активных операций [1, с. 166]. Механизм действия данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:
Этот
инструмент денежно-кредитной политики
является, по мнению специалистов, наиболее
мощным, но достаточно грубым, поскольку
воздействует на основы всей банковской
системы. Даже незначительное изменение
нормы обязательных резервов способно
вызвать существенные изменения
в объеме банковских резервов и привести
к модификации кредитной
Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими, регулируется обращение валютных ценностей на территории своего государства.
На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуация. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров [4, с. 498].
Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности банков.
Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у банков второго уровня ценных бумаг или продажи их им [4, с. 504, 7, с. 332-333].
Когда центральный банк покупает ценные бумаги у банка второго уровня, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно в банковской системе начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой обратного выкупа и ценой продажи. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности банков и фирм.
Операции на открытом рынке рассматриваются как наиболее гибкий и точный инструмент денежной политики, поскольку они осуществляются по инициативе и под контролем центрального банка, в любых размерах, достаточно быстро и при необходимости могут корректироваться [1, с. 169].
С помощью названных инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).
Таким образом, под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере и осуществляемых центральным банком с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Денежно-кредитная политика выполняет важную роль в экономике государства, так как она направлена на реализацию таких целей, как устойчивые темпы роста национального производства, стабильность цен, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса, экономический рост страны в целом. Эффективность проводимой денежно-кредитной политики зависит в основном от методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, выбираемых центральным банком государства.
2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2007-2010 ГОДУ
2.1 Особенности курсовой политики Национального банка Республики Беларусь
Национальный банк Республики Беларусь разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь [3, с. 21].
В 2007 году денежно-кредитная политика способствовала поддержанию устойчивых темпов экономического роста и выполнению прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач, основным механизмом достижения которых является устойчивость национальной валюты. Несмотря на существовавшие в отчетном году неблагоприятные внешнеторговые условия, скоординированные действия Правительства и Национального банка позволили сохранить в республике высокую динамику экономического роста. Объём валового внутреннего продукта в 2007 году составил 96,1 трлн. рублей, что на 8,2 процента больше, чем в 2006 году (рисунок 2.1) [23, с. 22].
Рисунок 2.1 – Динамика валового внутреннего продукта в 2007-2009 гг.
Примечание – источник: собственная разработка на основании источников [14, 15, 16].
Благодаря взвешенной денежно-кредитной
и курсовой политике Национального
банка в 2007 году в непростых условиях
была обеспечена стабильность национальной
валюты, сохранено доверие к
Рисунок 2.2 – Динамика обменного курса белорусского рубля к доллару США в 2007-2010 годах (в среднем за квартал)
Примечание – источник: собственная разработка на основании источников [9, 19].
В 2008 году
в сложных макроэкономических условиях,
во многом связанных с нарастанием
кризисных явлений на мировых
финансовых рынках, оказавших негативное
влияние на белорусскую экономику,
приоритетная задача денежно-кредитной
политики заключалась в реализации
ряда мер, направленных на минимизацию
последствий глобального
Обменный
курс белорусского рубля к доллару
США за 2008 год снизился на 2,3%. На конец
2008 года он составил 2200 рублей за 1 доллар
США, что соответствовало
На протяжении всего 2009 года на экономическое состояние Республики Беларусь действовали отрицательные факторы, обусловленные в значительной степени негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса. Его последствия не могли не отразиться на выполнении прогнозных показателей. Валовой внутренний продукт в республике относительно прошлого года увеличился всего на 0,2 процента и составил 136,8 трлн. рублей. Это значительно хуже, чем прогнозировалось (рисунок 2.1) [13, с. 5].
Со 2 января
2009 года Национальный банк перешел
к использованию механизма
По состоянию на 31 декабря 2009 года стоимость корзины иностранных валют составила 1 036,27 рубля, увеличившись по сравнению с 2 января на 7,94 процента при установленном коридоре возможных колебаний стоимости валютной корзины в пределах +/- 10 процентов на конец 2009 года. При этом с 2 января по 31 декабря 2009 года курс белорусского рубля снизился к доллару США на 8,04 процента до 2 863 рублей за доллар США, к евро - на 10,89 процента до 4 106,11 рубля за евро, к российскому рублю - на 4,99 процента до 94,66 рубля за российский рубль [9, с. 177-184].
Курсовая политика в январе-сентябре 2010 г. была направлена на поддержание курса белорусского рубля к корзине иностранных валют вблизи значения, сложившегося на конец 2009 года. При этом в целях реагирования на возросшие в августе-сентябре 2010 г. взаимные колебания курсов валют, входящих в структуру корзины, колебания стоимости корзины были увеличены.
На 1 октября 2010 г. стоимость корзины иностранных валют составила 1069,01 рубля, увеличившись по сравнению с началом текущего года на 3,2 процента при установленном коридоре возможных колебаний стоимости валютной корзины в пределах +/- 10 процентов. С 1 января по 1 октября 2010 г в результате взаимных колебаний курсов мировых валют курс белорусского рубля к доллару США снизился на 5,1 процента до 3 010 рублей за 1 доллар США, к российскому рублю – на 4,6 процента до 99 рублей за 1 российский рубль, а к евро - увеличился на 0,2 процента до 4 099,62 рубля за 1 евро [17, с. 44].
2.2 Процентная и резервная политика Национального банка Республики Беларусь
Использование инструментов денежно-кредитной политики в 2007-2010 годах было подчинено достижению поставленных целей и осуществлялось посредством регулирования Национальным банком ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям на финансовом рынке.
В связи с неблагоприятными внешнеэкономическими условиями, в целях стимулирования сбережений в национальной валюте, снижения инфляционных ожиданий юридических и физических лиц ставка рефинансирования Национального банка с 1 февраля 2007 года была повышена с 10 до 11 процентов годовых. Учитывая положительные тенденции в развитии экономики, Национальный банк с июня по октябрь 2007 года последовательно понижал ставку рефинансирования до 10 процентов годовых (рисунок 2.3). Предусмотренное в Основных направлениях денежно-кредитной политики снижение данного показателя до 9 % не было произведено. Ставка рефинансирования в среднем за год составила 10,5 процента годовых (приложение А) [23, с. 22].
В соответствии
с Основными направлениями
В первом полугодии 2008 года ставка рефинансирования не изменялась и составляла 10 процентов годовых. Однако в условиях ускорения инфляционных процессов во втором полугодии в целях повышения доходности сбережений в белорусских рублях и стимулирования роста вкладов населения и организаций в банках Национальный банк постепенно повысил ее до 12 процентов годовых. В среднем за 2008 год указанная ставка составила 10,35 процента годовых, что на 0,15 процента годовых меньше, чем в 2007 году (приложение А).
Процентная политика в 2009 году имела целью поддержать реальные ставки по депозитам и кредитам на положительном уровне. Эта цель достигнута. Во взаимодействии с курсовой политикой процентная политика обеспечила стабильную работу финансовой системы, содействовала росту сбережений в национальной валюте [12, с. 6-7].
В целях
снижения инфляционного и
Информация о работе Теоретические аспекты денежно-кредитной политики Центрального Банка