Тенденции развития мировой валютной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование развития мировой валютной системы. Для достижения поставленной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

– дать общую характеристику мировой валютной системы

– рассмотреть основные этапы ее развития

– изучить функционирование валютной системы РФ в современных условиях

Работа содержит 1 файл

Курсовая ДКБ.docx

— 82.86 Кб (Скачать)

Валютное  регулирование включает в себя жесткую  систему валютного контроля, которая  не основана, как это было ранее, на валютной монополии, сверхцентрализованном  механизме руководства валютным хозяйством страны. Основными его  направлениями являются: определение  соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия  необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной  валюте перед государством, по продаже  ее на внутреннем рынке, а также обоснованности платежей в иностранной валюте, полноты  и объективности учета и отчетности по валютным операциям и операциям  нерезидентов в российской валюте.

Полномочия  по осуществлению валютного контроля принадлежат Правительству РФ на основании ст. 15 ФКЗ от 17.12.1997 г. "О  Правительстве Российской Федерации". Правительство РФ осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.

Органом валютного контроля является и Центральный  банк. Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные  Банку России, которые в соответствии с законодательными актами России могут  осуществлять функции валютного  контроля. Ответственность за нарушение  валютного законодательства распространяется как на резидентов, включая уполномоченные банки, так и на нерезидентов. Санкции  за валютные правонарушения установлены отраслевым законодательством (административным, уголовным).

 

3.2 Валютная  система России.

Тенденция к возрастанию роли валютной сферы  в отношениях участников международного обмена прослеживается на всех этапах эволюции мировой валютной системы, начиная с золотого стандарта. Чем  глубже вовлечено национальное хозяйство  в систему мировых хозяйственных  связей, тем сильнее стремление национальных органов регулирования оградить экономику от неблагоприятных на данном этапе внешних воздействий. Это противоречие предопределило эволюцию валютного механизма каждой страны. Так, в период золотого стандарта  стихийные переливы золота между  странами в условиях международного обмена в конечном счете стали  негативно отражаться на развитии их производительных сил. Мировой кризис 1929-1933 гг. привел к распаду сложившегося в период золотого стандарта валютного  механизма: свободный валютный размен сменился жесткими валютными ограничениями, сформировались валютные зоны и блоки, процесс интернационализации был  заторможен. Бреттонвудская модель явилась  шагом в направлении восстановления валютного механизма.

На конференции  ООН в Бреттонвудсе (США) в июле 1944 года были выдвинуты следующие  принципы мировой ВС:

золото  признавалось основой ВС;

основные  валюты - американский доллар и английский фунт стерлингов;

устанавливались твердые паритеты всех валют по отношению  к доллару, через него - к золоту и другим валютам, допускались рыночные колебания вокруг фиксированных  курсов +1%;

для регулирования  ВС были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции  и развития (МБРР);

отменялись  системы валютных ограничений, и  восстанавливалась конвертируемость национальных валют.

Эта система  характеризовалась тем, что обеспечивала сочетание национальных интересов  с международными требованиями: относительная  самостоятельность государств в проведении внутренней политики обеспечивалась системой международного кредита.

В начале 70-х годов уровень развития промышленно  развитых стран потребовал модернизации всей производственной, технологической  базы, а также соответствующего повышения  эффективности валютного обеспечения. Поэтому введение “плавающих” курсов в 1971-1973 гг. - закономерный этап эволюции мировой валютной системы. В основе нынешней системы плавающих курсов лежат глубокие структурные изменения  в системе международных расчетов. Они состоят не только в резко  возросших масштабах финансовых операций, но и в том, что движение финансовых потоков определяется различиями в бюджетной, налоговой и кредитной  политике государств.

В СССР до 1963 года валютный курс определялся  на основе золотого паритета, т.е. соотношением между весовым содержанием золота в двух сравниваемых валютах. Так, с 1 января 1961 года золотое содержание рубля было установлено в размере  0,9874 г чистого золота, а золотое содержание доллара - 0,7367 г чистого золота. Поэтому золотой паритет рубля и доллара составлял 0,7461 руб. Валютный курс доллара, исчисленный на основе этого паритета, составлял 74,61 руб. за 100 долл.

С 1973 года США заявили, что в дальнейшем они будут продавать золото по цене свободного рынка. Это означало отмену существовавшей официальной  цены золота. Другие страны также перестали  фиксировать содержание золота в  своих денежных единицах, в результате прекратилось использование золотого паритета как базы валютного курса. Такие изменения вызвали необходимость  и в нашей стране устанавливать  курс валюты путем учета движения курсов в других государствах. В  дальнейшем в СССР курс рубля строго фиксировался государством, и к периоду  распада СССР был установлен в  очень завышенном размере. Развитие рыночных отношений потребовало  изменить механизм установления курса рубля. С 1992 года курс стал устанавливаться по соотношению, складывающемуся на Московской международной валютной бирже (ММВБ).

Обеспечение относительно высокого курса рубля (не ниже 80 рублей за доллар) было одной  из важнейших задач радикального реформирования. Для выполнения этой задачи Российское правительство надеялось  получить от МВФ 8 млрд. долларов. Однако в условиях растущей инфляции и падения  производства решить ее было невозможно даже с помощью этой меры.

Первые  шаги в области валютного регулирования  были успешны. К середине июня курс поднялся до 112,3 руб./долл. Однако во второй половине 1992 года курс стал снижаться:

За 12 месяцев  Центробанк истратил на валютные интервенции  более 1 млрд. долларов (37% объема продаж), однако не добился стабилизации курса. К апрелю 1993 года курс составил 740 руб./долл.

Срыв  валютного регулирования был  тесно связан с общей финансовой политикой государства. Пока удавалось  сдерживать эмиссию, предприятия испытывали недостаток в рублях и нередко  прибегали к конвертации своих  валютных резервов. В этих условиях курс рубля рос и без серьезных  валютных вливаний. Если начиналась эмиссия - курс резко падал.

Политика  валютного регулирования вступала в противоречие с общим положение  национальной экономики, не соответствовала  ее интересам. При высоком курсе  рубля выгоден импорт качественных и дешевых западных товаров, что  отрицательно сказывается на конкурентоспособности  отечественной промышленности, а, следовательно, вызывает рост безработицы. Напротив, низкий курс является для национальной экономики протекционистской мерой. Он делает выгодным экспорт сырьевых товаров, что является основным источником валютных поступлений, позволяющих  закупать необходимую для модернизации промышленности технику.

Таким образом, искусственное подержание высокого курса рубля привело к увеличению доли импорта в товарном обороте. К 1994 году доля импортных товаров превысила половину всей товарной массы. Вследствие этого, возросла восприимчивость потребительского рынка России к внешним “валютным шокам” (примером этого является “черный вторник” 11 октября 1994 года, когда курс рубля упал почти втрое). После октябрьских валютных потрясений произошла смена курса: с установки на поощрение снижения валютного курса и стимулирования экспорта на сдерживание падения рубля с целью предотвратить импорт инфляции. Поэтому в рамках этой политики с 6 июля 1995 года был введен валютный коридор. Его введение нейтрализовало импорт инфляции, но одновременный рост реального курса рубля вело к ухудшению конкурентоспособности российской экономики, поэтому во втором полугодии 1995 г. был введен наклонный коридор. Для поддержания этой политики Центробанк активно расходовал долларовый запас, а с начала второго квартала 1996 года наблюдается тенденция к снижению золотовалютных резервов.

Таким образом, положение на валютном рынке России было противоречивым: с одной стороны, рост курса рубля усиливал зависимость  страны от импорта, с другой стороны, при снижении курса и стимулировании экспорта требовалось значительное увеличение денежной массы, что влечет за собой гиперинфляцию. Выбранная  политика сдерживания резкого падения  курса рубля потребовала привлечения  колоссальных денежных средств, и, как  показал кризис в августе-сентябре 1998 года, в конечном счете, оказалась  неэффективной. Искусственное сдерживание  инфляции, как импортируемой, так  и внутренней, привело к стагфляции экономики, остановке производства, неконкурентоспособности отечественной  промышленности даже на внутреннем рынке. Высокий курс рубля можно было поддерживать только резким ограничением денежной массы, что повлекло за собой  кризис неплатежей в 1996-97 годах, крах денежной системы России, увеличении количества денежных суррогатов.

Говоря  о воздействии валютной политики Запада на экономику развивающихся  стран, следует отметить, что в  официальных инвалютных резервах этих стран 95% приходится лишь на шесть валют - доллар США, марку ФРГ, японскую иену, фунт стерлингов, швейцарский и французский франки. Около 90% развивающихся стран поддерживают фиксированные курсы своих национальных денежных единиц по отношению к доллару США, французскому франку или СДР или индивидуальным корзинам из валют своих крупнейших торговых партнеров. От уровня процентных ставок на национальных и международных рынках капиталов ведущих стран Запада зависят платежи по внешней задолженности развивающихся стран. Поэтому последние заинтересованы в успехах валютной политики основных промышленно-развитых стран в той степени, в какой она ведет к стабилизации их национальных валютных показателей. В результате возникает такой феномен, как валютное замещение, когда основные конвертируемые валюты все больше вытесняют национальные денежные единицы во внутренней экономике развивающихся стран в качестве средства обращения, масштаба цен и средства образования сокровищ.

Валютное  замещение имеет место и в  нашей стране, правда в нелегальной  форме. С 1 января 1994 года Центробанк запретил расчеты наличной иностранной валютой, но до сих пор присутствуют такие  формы замещения, как выражение  цен в условных единицах (как правило, в долларах) и использование иностранной  валюты в качестве средства накопления.

Главным отрицательным последствием валютного  замещения является снижение эффективности  национальной, бюджетной, денежной и  курсовой политики развивающихся стран. Однако, не обладая практически никакими рычагами управления валютным фактором на международном уровне, развивающиеся  страны традиционно придавали большое  значение таким национальным средствам  валютного регулирования, как различные  формы валютных, торговых и налоговых  ограничений, а также множественность  валютных курсов. Впоследствии развитие рынка сырья, возрастающее значение их внешнеэкономических связей приводит к определенной либерализации валютных отношений, снятии валютных ограничений, продвижении к конвертируемости национальных валют.

 

3.3. Тенденции  современного развития валютной  системы РФ

 

В августе 2004 года практически одновременно с  вступлением в силу нового Закона “О валютном регулировании и валютном контроле” была отменена Инструкция N 93-И. С этого времени ведение  рублевых счетов нерезидентов и осуществление  операций по ним происходит точно  так же, как и в отношении  резидентов. Положения Закона легли  в основу Инструкции Банка России N 116-И от 07.06.2004 года. “О видах специальных  счетов резидентов и нерезидентов”. Она как раз и была призвана создать условия для реализации контроля за проведением денежных расчетов между резидентами и нерезидентами  через механизм спецсчетов, которые  открываются банками при проведении их клиентами той или иной валютной операции. Аналогичные задачи должна была решать Инструкция Центрального Банка РФ N 117-И от 15.06.2004 года “О порядке  предоставления резидентами и нерезидентами  уполномоченным банкам документов и  информации при совершении валютных операций, порядке учета уполномоченными  банками валютных операций и оформления паспортов сделок”. В этом документе  акцент был сделан в отношении  контроля документов гражданско-правового  характера, служащих основанием для  проведения международных платежей как в рублях, так и в иностранной  валюте.

В июле 2006 года вступили в силу изменения в  Закон “О валютном регулировании  и валютном контроле”, которые сняли  все существовавшие ранее ограничения  на проведение валютных операций по движению капитала. Центральный Банк РФ также  внес ряд изменений в свои нормативные  акты в целях отмены требований о  резервировании средств при осуществлении  российское валютное законодательство не ограничивает проведение финансовых операций между резидентами и  нерезидентами РФ. Созданы формальные условия для превращения рубля  в полностью свободно конвертируемую валюту и беспрепятственного осуществления международных платежей в этой валюте.

Тем не менее, приходится констатировать, что определенные Законом “О валютном регулировании  и валютном контроле” механизмы  и институты валютного контроля продолжают действовать. Правда их работа сводится к фиксации фактов проведения валютных операций и составлению  отчетности. Банки не могут отказать своим клиентам в проведении международных  операций на основании того, что  они не соответствуют валютному  законодательству. Но они могут не выполнять клиентские поручения  по другим основаниям.

Инструкция  Банка России N 117-И, о которой упоминалось  выше, в несколько измененном виде продолжает действовать и по сей  день. Согласно этому документу российские юридические и физические лица при  осуществлении валютных операций в  иностранной валюте предоставляют  в свой банк справку о валютных операциях, составленную по определенной Инструкцией форме, а также документы, которые являются основанием для  проведения этой операции. Перечень таких  документов содержится в Законе “О валютном регулировании и валютном контроле” и состоит из 12 пунктов. Банк должен отказывать в проведении операций в случае неправильного  оформления справки о валютных операциях  или наличия несоответствий между  данными справки и представленными  документами.

Информация о работе Тенденции развития мировой валютной системы