Тенденции развития мировой валютной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование развития мировой валютной системы. Для достижения поставленной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

– дать общую характеристику мировой валютной системы

– рассмотреть основные этапы ее развития

– изучить функционирование валютной системы РФ в современных условиях

Работа содержит 1 файл

Курсовая ДКБ.docx

— 82.86 Кб (Скачать)

 

В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии  и ряда других стран. Однако часто  центральные банки этих стран  поддерживают курсы валют при  их резких колебаниях. Именно поэтому  говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов. В целом  развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом  плавании.

Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной  валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего  паритета. Важную роль играют специальные права заимствования – СДР. В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов.

Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в  Фонде не означает автоматического  участия в механизме СДР. Для  осуществления операций с СДР  в структуре МВФ образован  Департамент СДР. В настоящее  время все страны-члены МВФ  являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором  они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями. МВФ наделен полномочиями создавать  «безусловную ликвидность» путем выпуска  в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР.

Эмиссия СДР осуществляется и в том  случае, когда Исполнительный Совет  МВФ приходит к заключению, что  на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности  определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных  счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально  величине их квот в МВФ на момент выпуска. Фонд не может выпускать  СДР для самого себя или для  других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать  и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих  МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие  официальный статус. В то же время  их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

Состав  корзины SDR постоянно меняется. Например, 1 января 1981 года МВФ использовал  упрощенную котировку СДР на основе средневзвешенного курса валютной корзины, состоящей из следующих  валют: доллар США — 42 %, немецкая марка  — 19 %, французский франк, английский фунт стерлингов, японская иена — по 13 %.

СДР был  введен вместо "золотого стандарта". Отменена официальная валютная цена золота, а также заявлено о недопустимости установления государственного или  межгосударственного контроля над  мировыми рынками золота с целью  искусственного замораживания его  цены. Одновременно были приняты и  решения, касающиеся использования  золота, которое находилось в распоряжении МВФ. Одну шестую часть золотого запаса (а это составляло 25 млн. тройский унций, или 777,6 т.) МВФ возвратил старым членам в обмен на их национальные валюты по существовавшей до Ямайского  соглашения официальной цене (35 ед. СДР за одну унцию) пропорционально  их квотам в капитале Фонда. Такое  же количество золото было продано  в течение четырех лет, начиная  с июня 1976 года по май 1980, на свободном  рынке путем регулярно проводившихся  открытых аукционов.

Таким образом, центральные банки получили возможность  свободно покупать золото на частном  рынке по складывающимся там ценам  и совершать сделки в золоте между  собой на базе его рыночной стоимости. Так же было упразднено существовавшее до того времени обязательство стран-участниц МВФ делать взнос в капитал  Фонда в золоте. Было ликвидировано  право МВФ требовать от стран-участниц золото в счет их взносов в капитал  Фонда или при осуществлении  каких-либо операций с этими странами.

Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным  резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в  операциях МВФ как коэффициент  пересчета национальных валют, масштаб  валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

По замыслу  Ямайская валютная система должна была стать более гибкой, чем Бреттон-Вудская, и быстрее адаптироваться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов. Однако, несмотря на утверждение плавающих  валютных курсов, доллар формально  лишенный статуса главного платежного средства фактически остался в этой роли, что обусловлено более мощным экономическим, научно-техническим  и военным потенциалом США  по сравнению с остальными странами.

Кроме того, хроническая слабость доллара, характерная  для 70-х годов, сменилась резким повышением его курса почти на 2/3 с августа  1980 г. до марта 1985 г. под влиянием ряда факторов.

Введение  плавающих вместо фиксированных  валютных курсов в большинстве стран (с марта 1973 г.) не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить быстрое выравнивание платежных балансов и темпов инфляции в различных странах, покончить с внезапными перемещениями капитала, валютной спекуляцией и т.д.

Ряд стран  продолжили привязывать национальные валюты к другим валютам: доллару, фунту  и т.д., некоторые привязали свои курсы к "корзинам валют", или  СДР.

Одним из основных принципов Ямайской валютной системы была юридически завершенная  демонетаризация золота. Были отменены золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото.

Ямайское  соглашение окончательно упразднило золотые  паритеты национальных валют, равно  как и единицы СДР. Поэтому  оно рассматривалось на Западе как  официальная демонетизация золота, лишение его всяких денежных функций  в сфере международного оборота. Было положено начало фактического вытеснению желтого металла из системы международных  валютных отношений.

Интернационализация системы международных ликвидных  активов, формирование коллективной валютной единицы призваны оказывать стабилизирующее воздействие на мировую экономику, смягчать последствия нарушений равновесия платежных балансов, служить своего рода заслоном на пути перенесения возмущений, вызываемых такого рода нарушениями, на внутреннюю экономику страны.

В условиях плавающих валютных курсов усилилось  влияние их изменений на движение капиталов, особенно краткосрочных, что  сказывается на валютно-экономическом  положении отдельных государств. В результате притока спекулятивных  иностранных капиталов в страну, курс валюты которой повышается, может  временно увеличиться объем ссудных  капиталов и капиталовложений, что  используется для развития экономики  и покрытия дефицита государственного бюджета. Отлив капиталов из страны приводит к их нехватке, свертыванию  инвестиций, росту безработицы. Последствия  колебаний валютного курса зависят  от валютно-экономического потенциала страны, ее экспортной квоты, позиций  в международных экономических  отношениях. Валютный курс служит объектом борьбы между странами, национальными  экспортерами и импортерами, является источником межгосударственных разногласий.

 

 

 

 

 

 

3  Валютная  система Российской федерации  на современном этапе

3.1 Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации

В области  валютного законодательства за последние  десять лет произошли серьезные  изменения, вызванные основным событием в этой сфере - отменой государственной  валютной монополии.

Государственная валютная монополия была главным  принципом валютной политики на протяжении всей истории СССР. Она означала, что государство выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в  одних руках и распределялась из центра с помощью валютного  плана. Государство имело тогда  исключительное право на совершение операций с валютными ценностями, на управление принадлежавшими ему  золото-валютными резервами. Действовали  принципы концентрации валютных резервов и единства валютной кассы.

С упразднением государственной монополии на внешнюю  торговлю и началом либерализации  внешнеторговой деятельности резко  увеличилось количество физических и юридических лиц, сталкивающихся в своих повседневных нуждах с  валютным законодательством. Создание же внутреннего валютного рынка  в России придало валютно-правовому  регулированию постоянный характер.

Допуская  в известных пределах обращение  иностранной валюты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет  собственной, национальной валюты. Так, денежные обязательства возникающие  при совершении сделок с золотом  и серебром, должны быть выражены и  оплачены в валюте РФ. В соответствии с решением Совета Безопасности РФ “Об итогах работы Государственной  комиссии по рассмотрению причин резкой дестабилизации финансового рынка” от 2 ноября 1994 года в расчетах между  конечными потребителями запрещено  применять валюту иностранных государств. В связи с этим на предприятиях розничной торговли и других предприятиях, обслуживающих население, запрещается  объявлять цены на товары и услуги в иностранной валюте. Оценка вкладов  в уставный фонд предприятия с  иностранными инвестициями может осуществляться как в национальной, так и в  иностранной валюте - по соглашению между участниками предприятия.

Таким образом, валютное регулирование - деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Валютное  правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.

Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращении валютных правоотношений.

Основы  организации и осуществление  валютного регулирования определены Законом РФ “О валютном регулировании  и валютном контроле”. Более детальное  регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных  иных нормативных актах, в том  числе и ведомственных (однако имеющих  общее значение).

Правовые  нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две  основные функции - регулирующую и контрольную.

Регулирующая  функция валютного законодательства сводится. В первую очередь, к определению  объема прав и обязанностей лиц, участвующих  в совершении валютных операций, под  которыми понимаются:

 

  • операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте

 

  • ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей

 

  • осуществление международных денежных переводов

 

Основной  же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций.

Одним из важнейших элементов успешного  проведения как внутренней, так и  внешней экономической политики государства является валютное регулирование  внутри государства. Для грамотного осуществления валютной политики необходимо устанавливать нормы права, которые  будут регулировать валютное взаимоотношение  на внутреннем валютном рынке.

Валютное  регулирование охватывает правоотношения, связанные с функционированием  валюты в национальной экономике  и международном обороте, поддержанием валютной системы страны. Оно распространяется на российскую валюту (банковские билеты Центрального банка и монеты, средства в рублях на счетах в банках и  иных кредитных учреждениях в  России и за ее пределами, ценные бумаги в валюте Российской Федерации - платежные  документы в виде чеков, векселей, аккредитивов, фондовые ценности: акции, облигации и другие долговые обязательства  в рублях), а также на иностранную  валюту, валютные ценности (ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные  металлы и природные драгоценные  камни).

Основу  валютного законодательства России составляют федеральные законы от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)", в ред. 2003-2004 гг. (СЗ РФ. 2002. N 28. ст. 2790) и от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" (СЗ РФ. 2003. N 56. ст. 4859). Ими определяются принципы осуществления валютного  регулирования и контроля, полномочия и функции уполномоченных органов, права и обязанности юридических  и физических лиц в отношении  владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность  за нарушение валютного законодательства.

Целями  валютного регулирования законами определяются обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации  и стабильности внутреннего валютного  рынка; установление и соблюдение правил обращения, порядка приобретения и  использования, вывоза и пересылки  валюты, определения права собственности  на валютные ценности, установления режима внутреннего валютного рынка, регламентации  текущих валютных операций, связанных  с ее движением (ввоз, вывоз, биржевая торговля), и т.д.

Информация о работе Тенденции развития мировой валютной системы