Предприятие, осуществляющее перевод
валютной выручки, предоставляет
уполномоченному банку информацию
об операции, по которой поступили
валютные средства. В сведениях
указываются номер и дата контракта,
плательщик, банк плательщика. Эти
данные просто обязательны, т.к.
необходимы для осуществления
валютного контроля.
Открытие российскими организациями
текущих и иных счетов за
границей может быть сделано
только с разрешения Центрального
банка РФ. При этом ЦБ РФ
учитывает специфику проведения
конкретных валютных операций, для
осуществления которых и предполагает
открыть соответствующий счет
за границей. Причем учитывается также
и возможность открытия такого счета в
уполномоченных банках РФ.
В случае получения разрешения
и открытия соответствующего
счета за границей, его владелец
обязан предоставлять отчетность
по остаткам средств на счете,
а также информацию о процентах,
полученных и переведенных в
РФ во время отчетного периода.
Сумма средств на счетах за
границей не должна превышать
рабочие остатки, необходимые
для осуществления операций, с
целью проведения которых был
открыт счет. Излишние суммы должны
быть переведены в РФ.
Вместе с тем законодательством
предусмотрен ряд случаев, когда
валютная выручка, поступившая
на счета за границей, не подлежит
обязательному переводу в РФ.
К таким случаям относятся:
- валютные поступления резидентов,
связанные с сооружением ими
объектов на территории иностранных
государств и представлявшие
собой оплату заказчиками (нерезидентами)
местных расходов резидентов (на
период строительства);
- валютные поступления резидентов
от их участия в фондовых
операциях за границей, которые
используются для дальнейшего
проведения этих операций и
покрытия операционных расходов
(на период проведения этих
операций);
- валютные поступления резидентов
от проведения выставок, спортивных,
культурных и иных мероприятий
за границей, используемые для
покрытия расходов по их проведению
(на период проведения этих
мероприятий).
После завершения строительства,
проведения фондовых операций, выставок,
спортивных и культурных мероприятий,
остаток средств в иностранной
валюте в течение 30 дней от
даты завершения соответствующих
операций и урегулирования всех
претензий к резиденту по сделкам
должен быть реализован на
валютном рынке.
На территории РФ расчеты между
резидентами осуществляются в
национальной валюте, которая принимается
без ограничений в оплату любых
требований и обязательств. Использование
иностранной валюты, а также любых
платежных документов в иностранной валюте
допускается только с разрешения ЦБ РФ,
который определяет порядок и сферу их
обращения.
Использование в отношениях между
резидентами иностранной валюты
и платежных документов в иностранной
валюте на территории РФ допускается
в следующих случаях:
- в расчетах между экспортерами
и транспортными, страховыми и
экспедиторскими организациями
в случаях, когда услуги этих
организаций по доставке, страхованию
и экспедированию грузов входят
в цену товара и оплачиваются
иностранными покупателями;
- при расчетах импортеров с
транспортными, страховыми и экспедиторскими
организациями за их услуги;
- при расчетах за транзитные
перевозки грузов через территорию
РФ;
- за услуги предприятий связи
по аренде международных каналов
связи для российских предприятий;
- при оплате комиссионного вознаграждения
организациям, осуществляющим посреднические
операции с иностранными партнерами
по заказам поставщиков экспортной
и покупателей импортной продукции;
- при расчетах между поставщиками
и субпоставщиками продукции
на экспорт из валютной выручки,
остающейся в распоряжении экспортеров;
- при оплате расходов банковских
учреждений и посреднических
внешнеэкономических организаций;
- при проведении расчетов, связанных
с получением коммерческого и
банковского кредита в иностранной
валюте и его погашением, а
также при проведении операций
по покупке и продаже иностранной
валюты на внутреннем валютном
рынке.
С 1 января 1994 года реализация
гражданам на территории Российской
Федерации товаров (работ, услуг)
за наличную иностранную валюту
запрещена. При этом расчеты
между предприятиями и гражданами
за покупаемые последними на
территории Российской Федерации
товары (работы, услуги) могут осуществляться
в рублях и иностранной валюте
во всех формах, принятых в международной
практике (включая оплату кредитными картами),
за исключением расчетов наличной иностранной
валютой.
Действующее валютное законодательство
запрещает всем участникам внешнеэкономических
связей, а также физическим лицам
- резидентам вывозить и пересылать
за границу, ввозить и пересылать
из-за границы облигации государственных
займов, акций российских предприятий
и организаций в рублях, вывозить
аннулированные ценные бумаги, вывозить,
ввозить и пересылать за границу
и из-за границы российскую
валюту, кроме случаев, предусмотренных
действующим валютным законодательством.
Нормы ввоза из-за границы и
вывоза за границу физическими
лицами наличной национальной
валюты устанавливаются Центральным
банком РФ.
Ввоз и пересылка иностранной
валюты, валютных и иных ценностей
из-за границы разрешаются без
ограничений, но при условии
соблюдения юридическими и физическими
лицами почтовых правил и правил
таможенного контроля.
Законодательство разрешает гражданам-резидентам
и нерезидентам иметь в собственности
валютные ценности, ввезенные, перевезенные
или пересланные в РФ из-за
границы или приобретенные на
территории РФ в соответствии
с действующим законодательством,
хранить их на счетах во
вкладах в уполномоченных банках
и использовать на цели, не
запрещенные законодательством
РФ.
Сделки с валютными ценностями
между резидентами, а также
резидентами и нерезидентами
на территории РФ запрещены,
за исключением следующих случаев:
- передачи в дар государству,
фондам, организациям на общественные
и благотворительные цели;
- дарения валютных ценностей
супругу и близким родственникам;
- завещания валютных ценностей
или получения их по праву
наследования;
- приобретения, продажи и обмена
в целях коллекционирования единичных
иностранных денежных знаков
и монет, в том числе из
драгоценных металлов.
Закон Российской Федерации «О
валютном регулировании и валютном
контроле» установил не только
основные понятия валютного законодательства,
обозначил объекты и субъекты
валютного контроля, но и определил
полномочия различных государственных
органов в области валютного
регулирования и валютного контроля.
Валютный контроль в Российской
Федерации осуществляется органами
валютного контроля и их агентами.
Органами валютного контроля
по Закону являются:
- Центральный банк Российской
Федерации;
- Правительство Российской Федерации;
- Государственный таможенный комитет.
Агенты валютного контроля - это
организации, которые в соответствии
с законодательными актами Российской
Федерации могут осуществлять
функции валютного контроля. Агенты
валютного контроля подотчетны
соответствующим органам валютного
контроля. Так, например, уполномоченные
банки являются агентами валютного
контроля и подотчетны Центральному
Банку, а региональные таможни,
также являясь агентами, подотчетны
Государственному таможенному комитету.
В октябре 1992 г. Законом РФ «О валютном
регулировании и валютном контроле» на
Центральный банк России была возложена
функция основного органа валютного регулирования
в стране.
ЦБ России устанавливает единые
формы первичной учетной документации,
отчетности и статистики валютных
операций, в том числе уполномоченными
банками.
Валютный контроль направлен
на обеспечение соблюдения валютного
законодательства при осуществлении
валютных операций. Он осуществляет
непосредственно Правительством
и Центральным банком России,
а также через агентов валютного
контроля, подотчетные органам валютного
контроля.
Органы и агенты валютного
контроля в пределах своей
компетенции вправе проверять
все документы, связанные с
осуществлением ими функций валютного
контроля, получать необходимые объяснения,
справки и сведения, изымать документы,
содержание которых противоречит действующему
валютному законодательству. В их функции
входит также приостанавливать операции
по счетам в уполномоченных банках, лишать
лицензий и разрешений на право ведения
валютных операций при непредставлении
необходимых документов и информации.
В конце 1995 г. функции валютного и экспортного
контроля, помимо ЦБ РФ, осуществлялись
ГТК, Министерством финансов, Госналогслужбой,
Госкомимуществом, Департаментом налоговой
полиции, МИД (в части координации с заграницей
по пресечению отмывания преступных денег),
судебными, правоохранительными органами
и Министерством по сотрудничеству со
странами участниками СНГ. Координирующим
органом деятельности указанных ведомств
и министерств в данной сфере внешнеэкономической
деятельности является Федеральная служба
России по валютному и экспортному контролю
(ВЭК России), образованная в соответствии
с Указом Президента РФ от 24 сентября 1993
г. № 1444. Агенты валютного контроля в пределах
своей компетенции осуществляют контроль
за соответствием проводимых валютных
операций законодательству, условиям
лицензий и разрешений, проводят соответствующие
проверки. По представлению агентов валютного
контроля органы валютного контроля имеют
право налагать установленные законодательством
взыскания.
1.3 Структура
мировой валютной системы
Структура мировой
валютной системы включает следующие
элементы:
1. Валюта
и международная ликвидность;
Валюта -
это не новый вид денег, а
особый способ их функционирования,
когда национальные деньги опосредуют
международные торговые и кредитные
операции. Кроме национальных валют
в международных расчетах используются
международные валютные единицы
СДР. СДР - это безналичные деньги
в виде записей на специальном счете страны
в МВФ. Международная ликвидность - возможность
страны обеспечивать свои краткосрочные
обязательства приемлемыми платежными
средствами, которые включают: 1) официальные
валютные резервы; 2) официальные золотые
резервы; 3) резервную позицию в МВФ;4) счета
в СДР.
2. Валютный
курс.
Валютный
курс определяют как стоимость денежной
единицы одной страны, выраженную
в денежных единицах другой страны.
Валютный курс необходим для обмена
валют при торговле товарами и
услугами, движении капиталов и кредитов;
для сравнения цен на мировых
товарных рынках, а также стоимостных
показателей разных стран; для периодической
переоценки счетов в иностранной
валюте фирм, банков, правительств и
физических лиц.
Валютные
курсы подразделяются на два основных
вида: фиксированные и плавающие.
Фиксированный
валютный курс колеблется в узких
рамках. Плавающие валютные курсы
зависят от рыночного спроса и
предложения на валюту и могут
значительно колебаться по величине.
В основе
фиксированного курса лежит валютный
паритет, т.е. официально установленное
соотношение денежных единиц разных
стран. При монометаллизме - золотом
или серебряном - базой валютного
курса являлся монетный паритет
- соотношение денежных единиц разных
стран по их металлическому содержанию.
Он совпадал с понятием валютного
паритета.
При золотом
монометаллизме валютный курс опирался
на золотой паритет - соотношение
валют по их официальному золотому
содержанию - и стихийно колебался
вокруг него в пределах золотых точек.
Классический механизм золотых точек
действовал при двух условиях: свободная
купля - продажа золота и его неограниченный
вывоз. Пределы колебаний валютного
курса определялись расходами, связанными
с транспортировкой золота за границу,
и фактически не превышали +/- 1% от паритета.
С отменой золотого стандарта механизм
золотых точек перестал действовать.
Валютный
курс при неразменных кредитных
деньгах постепенно отрывался от
золотого паритета, т.к. золото было вытеснено
из обращения в сокровище. Это
обусловлено эволюцией товарного
производства, денежной и валютной
систем. Для середины 70-х годов
базой валютного курса служили
золотое содержание валют - официальный
масштаб цен - и золотые паритеты,
которые после второй мировой
войны фиксировались МВФ. Мерилом
соотношения валют была официальная
цена золота в кредитных деньгах,
которая наряду с товарными ценами
являлась показателем степени обесценения
национальных валют. В связи с
отрывом в течение длительного
времени официальной, фиксируемой
государством цены золота от его стоимости,
усилился искусственный характер золотого
паритета.