Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:57, курсовая работа
Местный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный местный бюджет.
Формирование бюджета муниципальных образований должно соответствовать требованиям самостоятельности, достоверности, сбалансированности, гласности и единства, которые обеспечиваются:
• наличием собственных источников доходов (местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами
Введение 3
1 Местные бюджеты – экономическая основа местного самоуправления.
1.1 Правовые основы финансово - экономического обеспечения местного самоуправления. 5
1.2 Структура муниципальных финансов. Роль местного бюджета в финансовом обеспечении муниципальных образований. 12
1.3 Особенности формирования доходной части местных бюджетов. 17
1.4 Основные направления расходования средств местных бюджетов. 20
1.5 Способы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. 25
2 Анализ бюджета городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» за 2009 год.
2.1 Анализ доходной части бюджета. 31
2.2 Анализ расходной части бюджета. 33
2.3 Анализ сбалансированности бюджета 34
Заключение 36
Список литературы. 38
Текущие
расходы местного бюджета не могут
превышать объем доходов
1.5 Способы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Распределение фонда финансовой поддержки на основе оценки бюджетной обеспеченности муниципалитетов может осуществляться в несколько этапов. На каждом этапе средства соответствующей части фонда будут распределяться по своей формуле с учетом средств переданных на предыдущих этапах. Это означает, что будет выравниваться бюджетная обеспеченность, рассчитанная с учетом средств, переданных на предыдущих этапах.
В общем случае бюджетная обеспеченность муниципального образования является отношением его индекса доходного потенциала к индексу бюджетных расходов:
БОi=ИДПi/ИБРi, где
ИДПi – индекс доходного потенциала i –ого муниципального образования;
ИБРi6 – индекс бюджетных расходов i –ого муниципального образования.
Индекс доходного потенциала (ИДП) является отношением среднедушевого доходного потенциала муниципального образования к аналогичному показателю в среднем по территории (субъекту Российской Федерации или муниципальному району):
,где
ДПi -доходный потенциал i-ого муниципального образования;
Насi – население i-ого муниципального образования;
ДП
– суммарный доходный потенциал
муниципальных образований
Нас
– суммарное население
Порядок расчета доходного потенциала муниципального образования зависит от этапа межбюджетного регулирования. До распределения фонда финансовой поддержки и изъятия “отрицательных трансфертов” доходный потенциал равен налоговому потенциалу. После изъятия “отрицательных трансфертов” и до распределения фонда финансовой поддержки доходный потенциал равен разнице налогового потенциала и “отрицательного трансферта”. После распределения фонда финансовой поддержки или его части доходный потенциал равен сумме налогового потенциала и соответствующей дотаций фонда финансовой поддержки (дотаций соответствующей части фонда) за вычетом “отрицательного трансферта”.12
Выравнивание бюджетной обеспеченности может производиться различными способами.
1-й способ. Подушевой трансферт
Каждое
муниципальное образование
Данный способ целесообразно использовать в том случае, если объективная оценка налогового потенциала представляется затруднительной, поскольку для его применения не требуется знать значения бюджетной обеспеченности муниципалитетов, а лишь значения численности населения (и, возможно, индекса бюджетных расходов). Однако решение о применении этого способа следует принимать, учитывая также изначальную дифференциацию бюджетной обеспеченности. Если в регионе или муниципальном районе имеются высоко обеспеченные муниципалитеты, налоговый потенциал которых покрывает расходные потребности, их следует исключить из числа получателей дотаций. Согласно новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, это можно сделать, если бюджетная обеспеченность таких муниципалитетов в отчетном году в два или более раза превышает средний уровень бюджетной обеспеченности по субъекту РФ (в этом случае возникает возможность изъятия из бюджета муниципалитета “отрицательного трансферта”).
2-й способ. Пропорциональное подтягивание
Данный способ является модификацией подушевого трансферта. Каждое муниципальное образование получает одинаковый размер трансферта (Т) в расчете на одного жителя (условного потребителя) скорректированный на коэффициент равный отклонению бюджетной обеспеченности от некоторого заданного уровня бюджетной обеспеченности (Х) (уровень подтягивания). Чем выше бюджетная обеспеченность, тем меньше размер трансферта. Размер трансферта i-ому муниципальному образованию (Трансфi) рассчитывается по формуле:
Трансфi = Т*(Х-БОi)* ИБРi *Насi, (2), где
БОi – бюджетная обеспеченность i –ого муниципального образования;
Насi – численность населения i –ого муниципального образования;
ИБРi - индекс бюджетных расходов i –ого муниципального образования.
Трансферт получают только те муниципальные образования, бюджетная обеспеченность которых не превосходит уровня Х.
Уровню бюджетной обеспеченности X до распределения средств фонда, путем пропорционального подтягивания, соответствует уровень подушевых расчетных доходов ПРДX. Этот уровень рассчитывается по формуле:
,где
Нас
– численность населения
ДП
– суммарный доходный потенциал
муниципальных образований
В результате передачи i –ому муниципальному образованию объема трансферта Трансфi рассчитанного по формуле (2), его подушевые расчетные доходы увеличатся на величину, равную:
(3), где
ПРДi - уровень подушевых расчетных доходов i–ого муниципального образования до распределения средств фонда, путем пропорционального подтягивания, рассчитанный по формуле (1).
Таким образом, подушевые расчетные доходы муниципального образования увеличиваются на величину, пропорциональную отклонению исходного уровня от уровня ПРДX соответствующего уровню бюджетной обеспеченности X.
Из формулы (3) следует, что в случае, если величина подушевого трансферта Т будет равна величине среднедушевого доходного потенциала всех муниципальных образований территории ДП/Нас, подушевые расчетные доходы всех муниципальных образований, получающих трансферт достигнут уровня ПРДX. Следует отметить, что их бюджетная обеспеченность после распределения данного трансферта будет меньше Х, поскольку в формуле (1) определяющей соотношение между бюджетной обеспеченностью и подушевыми расчетными доходами величина суммарного доходного потенциала ДП увеличилась на суммарную величину трансфертов9. По этой причине ясно, что данный способ распределения средств не является пропорциональным подтягиванием бюджетной обеспеченности до уровня X. Однако можно утверждать, что данный способ распределения средств является пропорциональным подтягиванием подушевых расчетных доходов до уровня, соответствующего уровню бюджетной обеспеченности Х.
Из формулы (3) также вытекает, что величина подушевого трансферта Т не должна превышать величину среднедушевого доходного потенциала всех муниципальных образований территории ДП/Нас, поскольку это приведет к изменению порядка бюджетной обеспеченности, среди муниципальных образований, получающих трансферт на противоположный.
Исходя из значения размера фонда (или той его части, которая распределяется данным способом) равного Ф, величину подушевого трансферта Т можно рассчитать по формуле:
, где
ИДПi
– индекс доходного потенциала i
–ого муниципального образования на
соответствующем этапе
Суммирование производится по всем муниципальным образованиям, имеющим бюджетную обеспеченность не выше Х (получающим трансферт).
Данный
способ сокращает дифференциацию бюджетной
обеспеченности, в большей степени,
чем при подушевом
3-й способ. Доведение бюджетной обеспеченности беднейших муниципалитетов до максимально возможного уровня
Данный
способ распределения трансфертов
можно представить как
Размер трансферта муниципальному образованию с исходным уровнем подушевых расчетных доходов, не превышающим уровень подушевых расчетных доходов, до которого доводятся все муниципального образования равен:
Трансфi = (ПРДmax- ПРДi)* ИБРi *Насi, где
ПРДi - исходные подушевые расчетные доходы i –ого муниципального образования;
ПРДmax - уровень подушевых расчетных доходов, до которого доводятся все муниципальные образования;
Насi – численность населения i –ого муниципального образования;
ИБРi - индекс бюджетных расходов i –ого муниципального образования.
Средства
фондов финансовой поддержки могут
распределяться полностью одним
из перечисленных способов. Средства
фонда могут быть разделены на
несколько частей, каждая их которых будет
распределяться последовательно различными
способами. В случае разделения средств
фонда на несколько частей рекомендуется
распределять их в последовательности,
соответствующей той в которой приводятся
способы распределения выше. В целях большей
простоты процедуры распределения средств
рекомендуется для каждого вида фондов
финансовой поддержки использовать не
более двух способов распределения. Для
достижения выбранной степени выравнивания,
как правило, двух различных процедур
должно быть достаточно. 13
2
Анализ бюджета
городского поселения
«Рабочий поселок
Солнечный» за 2009
год.
2.1 Анализ доходной части бюджета.
Доходы местного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.14
Рассмотрим доходы городского поселения «Рабочий поселок Солнечный»:
Таблица 2.1 – Структура доходов бюджета рп.Солнечный на 2009 г.
Наименование доходов | Утверждено решением Совета депутатов (руб.) | Исполнено за 2009 год (руб.) | % исполне-ния |
1 | 4 | 5 | 6 |
ДОХОДЫ | |||
Налоговые доходы всего | 17684200 | 17684215 | 100,0 |
в том числе | |||
НДФЛ | 8953500 | 8953497 | 100,0 |
Единый
налог, взимаемый с |
1075200 | 1075194 | 100,0 |
Единый
налог, взимаемый с |
178900 | 178948 | 100,0 |
Налог на имущество физических лиц | 3097000 | 3096979 | 100,0 |
Транспортный налог с организаций | 934200 | 934241 | 100,0 |
Транспортный налог с физических лиц | 2733800 | 2733775 | 100,0 |
Земельный налог | 706700 | 706635 | 100,0 |
Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), мобилизуемый на территориях поселений | 4900 | 4947 | 101,0 |
Неналоговые доходы | 10946100 | 10946216 | 100,0 |
в том числе | |||
Арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды за земли городских поселений до разграничения государственной собственности на землю(за исключением земель, предназначенных для жилищного строительства) | 1466700 | 1466750 | 100,0 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности поселений (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений, а также земельных участков муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 14200 | 14227 | 100,2 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления поселений и созданных ими учреждений и в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий | 4479500 | 4479523 | 100,0 |
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности поселений | 769900 | 769917 | 100,0 |
Доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности поселений (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) , в части реализации основных средств по указанному имуществу | 3667000 | 3667000 | 100,0 |
Доходы
от продажи земельных участков, государственная
собственность на которые не разграничена
и которые расположены в |
195200 | 195206 | 100,0 |
Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты поселений | -3300 | -3303 | 100,1 |
Прочие неналоговые доходы бюджетов поселений | 356900 | 356896 | 100,0 |
ИТОГО СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ | 28630300 | 28630431 | 100,0 |
Безвозмездные поступления | |||
Дотация бюджетм поселений на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности | 7434000 | 7434000 | 100,0 |
Прочие субсидии бюджетам поселений | 640000 | 640000 | 100,0 |
Прочие межбюджетные трансферты,передавемые бюджетам поселений | 1964200 | 1964177 | 100,0 |
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты поселений | 300 | 310 | 103,4 |
ИТОГО БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 10038500 | 10038487 | 100,0 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 38668800 | 38668918 | 100,0 |