Сущность и классификация государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

В современное время привлечение кредита для развивающихся предприятий стало, чуть ли не единственным способом устоять на рынке и удержать свои позиции под натиском импорта в упадке и для ее подъема требуются средства, а точнее целевые кредиты на развитие отдельных предприятий и отраслей в целом.
Цель данной курсовой работы - изучение сущности и классификации государственного кредита.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
1. Сущность и классификация государственного кредита.
1.1. Сущность государственного кредита………………………………….4
1.2. Функции государственного кредита…………………………………..6
1.3. Классификация государственных займов……………………………..7
2. Оценка кредитоспособности заемщика.
2.1. Оценка кредитоспособности заемщика……………………………...10
2.2. Оценка кредитоспособности физического лица…………………….23
Заключение…………………………………………………………….28
Литература…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

общая психология модули.doc

— 181.00 Кб (Скачать)


1

 

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Марийский Государственный Технический Университет

 

 

 

Кафедра экономики и финансов

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Деньги, кредит, банки»

на тему: «Сущность и классификация государственного кредита»

 

 

                                                                       Выполнила:

                                                                         студентка ЗуФК-22 Кузьмина О. К.                  

                                              №1100423197

                                                                      Проверила:

                                                                 Доцент, к.э.н. Винокурова Г.П.

                                                                  

 

Йошкар-Ола 2012

Содержание.

Введение………………………………………………………………...3

1.      Сущность  и классификация государственного кредита.

1.1.           Сущность государственного кредита………………………………….4

1.2.           Функции государственного кредита…………………………………..6

1.3.           Классификация государственных займов……………………………..7

2.      Оценка кредитоспособности заемщика.

2.1.           Оценка кредитоспособности заемщика……………………………...10

2.2.           Оценка кредитоспособности физического лица…………………….23

Заключение…………………………………………………………….28

Литература……………………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В Советском Союзе преобладала государственная форма собственности, которая предполагала в основном централизованное бюджетное целевое финансирование предприятий. Существовавшая ранее система, при которой бюджетные средства выделялись в рамках государственного планирования развития экономики, не учитывала необходимости четкого законодательного регулирования финансово-кредитных вопросов.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что с развитием в 90-х годах нашей стране рыночных отношений и переходом к рыночной экономике, появились предприятия различных форм собственности (как частной, так и государственной) в связи с тем особое значение приобрела проблема образования четкого правового регулирования финансово-кредитных отношений субъектов предпринимательской деятельности.

У предприятий всех форм собственности все чаще возникает потребность привлечения заемных средств для осуществления  своей деятельности и извлечения прибыли. Наиболее распространенной формой привлечения средств является получение банковской ссуды, но кредитному договору.

В современное время привлечение кредита для развивающихся предприятий стало, чуть ли не единственным способом устоять на рынке  и удержать свои позиции под натиском импорта в упадке и для ее подъема требуются средства, а точнее целевые кредиты на развитие отдельных предприятий и отраслей в целом.

Цель данной курсовой работы - изучение сущности и классификации государственного кредита.

 

 

 

1. Сущность и классификация государственного кредита.

                                1.1.Сущность государственного кредита.
           Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Государственный кредит - это часть государственных финансов. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
          В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.
 

• Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности.
 

• В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении; от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.
Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.
Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (от 13 ноября 1992 г.) предусматривал, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
 

1.2. Функции государственного кредита.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
           Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником покрытия бюджетного дефицита.

            Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

            Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.


                       

                1.3. Классификация государственных займов.
            Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:
1. По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.
2. По месту размещения - внутренние и внешние.
3. По обращению на рынке - рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.
4. В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3,6,12 месяцев, в Японии - 60 дней, Великобритании - 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет. В некоторых странах для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения 2-3 года, в США - от 1 до 10 лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.
5. По обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.
Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.
7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20 - 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобную ситуацию позволяют два варианта:
1) покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;
2) систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток - должник не в состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.
8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый займ и погасив старый.
Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если займ гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:
займ погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, ежегодно будет выплачиваться 2,5 млн. долл.;
возрастающими далями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй - 2 млн. долл., в третий - 3 млн. долл., в четвертый - 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;
снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй - на 3 млн. долл. и т.д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

            2.Оценка кредитоспособности заемщика.

          2.1. Оценка кредитоспособности заемщика.

Анализ кредитоспособности ТОО «Ай центр» и оценка его финансового состояния.

Основными причинами возникновения кредитного риска являются некредитоспособные заемщики. Качество ссуды определяется качественной характеристикой заемщика. Поэтому, говоря о методах регулирования кредитного риска, остановимся более подробно на анализе и методах оценки кредитоспособности.

Кредитование хозяйствующих субъектов на сегодняшний день является необходимым условием эффективного развития экономики. Но в то же время кредитование является наиболее рисковой статьей активных операций коммерческого банка. Качественный кредитный портфель банка в настоящее время - один из важнейших показателей его финансового состояния.

При предоставлении кредита заемщику внимание банка сосредотачивается на оценке кредитного риска и, соответственно, на определении кредитоспособности клиента. Эта работа предполагает всесторонний анализ деятельности потенциального заемщика различными методами, и перед кредитными учреждениями постоянно стоит задача выбора показателей для определения способности заемщика выполнить свои обязательства по своевременному и полному возврату кредита.

Определение кредитоспособности заемщика есть необходимая предпосылка правильного прогноза степени и уровня риска, связанного с несвоевременным или неполным возвратом кредита. Этот прогноз учитывает не только существующую финансовую устойчивость предприятий на момент выдачи кредита, но и ряд других факторов, например, изменения в структуре потребительского спроса, техники и технологий производства, цен, конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции.

Целями и задачами анализа кредитоспособности являются:

• определение финансового положения предприятия;

• предупреждение потерь кредитных ресурсов вследствие неэффективности хозяйственной деятельности заемщика;

• повышение эффективности кредитования и минимизация кредитного риска.

Произведем анализ кредитоспособности заемщика на примере ТОО «Ай центр», которое обратилось в банк для получения кредита.

ТОО "Ай центр» зарегистрировано 27 декабря 2002г. в городе Астане, и осуществляет свою деятельность в соответствии с учредительными документами, в рамках законодательства Республики Казахстан, по следующим основным направлениям:

-осуществление коммерческой деятельности и экспортно-импортных операций по приобретению и реализации продукции и ТНП;

-организация, создание и развитие производства продукции, ТНП, продуктов питания;

-предоставление различного вида развлекательных услуг (боулинг, бильярд, настольный теннис, т.д.)

-выполнение строительных, ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ;

-строительство объектов жилищного, культурного и социально-бытового назначения.

Единственным учредителем ТОО «Ай центр» является физическое лицо

Заемщик ТОО «Ай центр

Республика Казахстан, г. Астана, пр. Победы, 98

Цель проекта пополнение оборотного капитала развлекательного центра «Болашак».

Сумма займа 15 000 долл. США

Срок займа 3 года

Ставка вознаграждения 20 %

Одноразовая комиссия,

взимаемая банком 2 % от общей суммы кредита

Льготный период:

- По выплате основного долга:0 мес.

- По выплате вознаграждения:0 мес.

Гарант отсутствует

Залог имущественное здание по пр. Победы, 98 оценочная стоимость = 12 000 долл. США.

В связи с тем, что Товарищество осуществляет свою деятельность, начиная с 2003 года, для анализа финансово-хозяйственной деятельности мы использовали данные только за 2 года. Рассмотрим состав, размещение и структуру активов баланса, который дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия и его отдельных видов. Прирост (уменьшение) актива свидетельствует о расширении (сужении) деятельности предприятия. Анализ структуры активов в целом и его отдельных группировок позволяет судить о рациональном их размещении.

Таблица 1

Состав и структура имущества за 2003-2004гг. (тыс.руб.)

Виды имущества

2003 г.

2004 г.

Отклонение

 

 

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

 

I. ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

 

 

 

 

1. Нематериальные активы

62,3

0,02

51,9

0,1

10,4

83,4

 

2. Основные средства

1 970,2

0,8

1 795,8

2,8

174,4

91,2

 

3 Незавершенное кап. Строительство

-

-

-

-

-

-

 

4 Долгосрочная дебиторская задолженность

-

-

-

-

-

-

 

5 Долгосрочные финансовые инвестиции

-

--

-

--

-

-

 

6. ИТОГО ДОЛГОСРОЧНЫХ АКТИВОВ

2 032,5

0,8

1 847,7

2,9

184,8

90,9

 

II ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ

 

 

 

 

 

 

 

7. ТМЗ

54 091,3

21,3

2 191,7

3,5

51 899,6

4,1

 

8. Дебиторская задолженность

186 369,0

73,5

58 959,7

93,4

127 409,3

31,6

 

9.Расходы будущих периодов

 

 

 

 

 

 

 

10.Денежные средства

11 210,3

4,4

144,4

0,2

11065,9

1,3

 

11.Краткосрочные финансовые инвестиции

 

 

 

 

 

 

 

12. ИТОГО ТЕКУЩИХ АКТИВОВ

251 670,6

99,2

61 295,8

97,1

190 374,8

24,4

 

13. ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА

253 703,1

100,0

63 143,5

100,0

190 559,6

24,9

 

Информация о работе Сущность и классификация государственного кредита