Стратегия развития банковской системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Для оценки значения процессов, происходящих ныне в банковской системе страны, целесообразно совершить небольшой экскурс в прошлое России. Мне представляется, такой ретроспективный подход позволит не только взвешенно подойти к анализу складывающейся ситуации в банковском деле, но и в определенной степени предвидеть будущее.

Содержание

1.История развития банковской системы РФ…………………………..
2.Сущность и функции банковской системы РФ………………………
3.Принципы построения и структуры современной банковской системы…………………………………………………………………….
4.Цели и условия развития банковского сектора……………………...
4.1Содержание и стратегические цели развития…………………………

5.Участие иностранного капитала……………………………………….
6.Развитие банковской системы…………………………………………..
7.Текущее состояние банковской системы России…………………...
8.Стратегия развития банковского сектора РФ в период с 2003 года по 2007 год…………………………………………………………………………

9.Закльчение…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая по ДКБ.docx

— 67.12 Кб (Скачать)

     1998 г. снизились на 19,3%. Капитал за  этот период уменьшился на 57,3%. В текущем году ситуация в  группе крупнейших банков продолжала  ухудшаться. За период с января  по апрель 1999 г. капитал крупнейших  банков сократился на

     40,6%, убытки по балансу по состоянию  на 1.05.99 достигли 21,2 млрд. рублей, количество  банков этой группы, находящихся  в критическом финансовом состоянии,  увеличилось почти до 40%.

     Потери, понесенные крупнейшими банками, также  обусловили рост доли активов проблемных банков в совокупных активах банковской системы с 12% на 01.08.98 до 42% на 01.05.99.

     Убытки  банковской системы по состоянию  на 01.05.99 составили 54,3 млрд. рублей ( в  том числе убытки текущего года

     1Здесь  и далее данные по банковской  системе приводятся без учета  Сбербанка РФ.

     2 Расчеты произведены по группе 30-ти крупнейших банков России (без учета Сбербанка РФ). – 9,4 млрд. рублей). В то же время на 1.08.98 по этим банкам финансовый результат был позитивный (2,5 млрд. руб. прибыли). Основными причинами убытков, полученными кредитными организациями в текущем году, являются существенное снижение доходов по традиционным банковским операциям, а также необходимость доначисления резервов в связи с ухудшением качества активов.

     На  фоне роста объема убытков кредитных  организаций за период с 1.08.98 по 1.05.99 количество и доля убыточных кредитных  организаций в их общем количестве сократились соответственно с 588 до 415 и с 37,4% до 29,2%, что в значительной мере вызвано активизацией действий Банка России по отзыву лицензий у  таких кредитных организаций. Всего  с 01.08.98 по 19.05.99 лицензии на осуществление  банковских операций были отозваны у 162 кредитных организаций, в том  числе у 52 - с начала текущего года. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Стратегия развития банковского  сектора РФ в период с 2003 года      по 2007 год.
 

Задача  активизации развития банковского  сектора, необходимость государственного участия в этом процессе, а также  ход реализации в 2002 году Стратегии  развития банковского сектора Российской Федерации (далее Стратегия) ориентируют  Правительство Российской Федерации  и Банк России на разработку и принятие дополнительных мер по повышению  роли банков в экономическом развитии страны, укреплению доверия к банковской системе, усилению ее прозрачности, защищенности кредиторов и вкладчиков. Это соответствует  положениям Стратегии, которой предусматривается, что развитие банковского дела может  выдвинуть новые задачи, решение  которых потребует уточнения  выработанных подходов.

Одним из важнейших условий динамичного  экономического развития является создание устойчивой ресурсной базы экономического роста с опорой, в первую очередь, на внутренние источники, а также  снижение зависимости экономики  от внешнеэкономической конъюнктуры. Банковский сектор является одним из ключевых инструментов для решения  этой задачи. Через банки происходит аккумулирование финансовых ресурсов населения, предприятий, их перераспределение  по секторам экономики.

Правительство Российской Федерации и Банк России, рассмотрев в контексте социально-экономического развития Российской Федерации итоги  реализации принятой в 2001 году Стратегии  в 2002 году развития банковского сектора  Российской Федерации, отмечают, что  развитие экономики и банковского  дела выдвинуло на повестку дня новые  задачи, решение которых требует  уточнения выработанных подходов.

Основной  задачей на ближайшую перспективу  является создание условий, обеспечивающих повышение эффективности банковского  сектора, укрепление его функциональной роли в экономике. Важными компонентами решения этой задачи выступают снижение рисков банковской деятельности, стоимости  банковских продуктов и услуг, прежде всего кредитных, для реальной экономики  и населения; увеличение сроков и  удешевление стоимости привлекаемых банками ресурсов; повышение качества капитала (собственных средств), сокращение издержек кредитных организаций.

1. Ожидаемые результаты  развития банковского  сектора 

Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что реальные темпы  прироста основных показателей банковского  сектора (активов, капитала, кредитов и  депозитов) будут по-прежнему опережать  прирост ВВП, хотя различия в соотношениях темпов прироста будут постепенно сокращаться.

Прогнозируется, что при сохранении достигнутых  темпов развития банковского сектора  на 1.01.04 соотношение банковских активов  с ВВП достигнет 40,1%, капитала – 5,6%, объема кредитов, предоставленных реальному  сектору экономики – 16,4%. К 1.01.07 роль банковского сектора в экономике  будет характеризоваться следующими параметрами:

- активы/ВВП  - 44% - 45%.

- капитал/ВВП  - 6% - 7%.

- кредиты  экономике/ВВП - 19% - 20%.

Рост  показателей деятельности банковского  сектора должен явиться результатом  совершенствования условий банковского  дела и базироваться на качественном улучшении самой банковской деятельности, прежде всего в сфере корпоративного управления банками и внутреннего  контроля, структуры активов и  пассивов, управления принимаемыми рисками, транспарентности деятельности. Правительство  Российской Федерации и Банк России считают, что развитие банковской деятельности, повышение объемов банковских услуг  не могут стимулироваться административными  методами, достигаться в ущерб  устойчивости банковского сектора.

Особое  внимание в контексте устойчивости банковского сектора должно быть уделено качеству активов и капитала кредитных организаций, состоянию  систем управления, включая стратегические аспекты управления. Банк России проведет специальную работу по оценке качества капитала кредитных организаций  и его надлежащей корректировке, исходя из того, что качество капитала должно соответствовать международным  требованиям. Правительство Российской Федерации и Банк России обеспечат  процедуру отбора банков в систему  страхования вкладов, основанную как  на оценке их финансового состояния, так и состояния системы корпоративного управления.

Одновременно  Правительство Российской Федерации  и Банк России отмечают, что несмотря на достигнутый прогресс, потребности  экономики в банковских услугах  не удовлетворяются. Это обусловлено  как недостатками в деятельности самих банков (качество систем управления и внутреннего контроля, капитала, учета и отчетности), так и внешними условиями развития банковского  сектора, прежде всего сохраняющимся  высоким уровнем рисков банковской деятельности, недостатками ее правового  обеспечения, значительными издержками, которые вменяет банкам существующая система регулирования, контроля и  налогообложения.

В этой связи требуется уточнение отдельных  положений Стратегии и принятие в 2003-2006 годах дополнительных мер  по совершенствованию регулирования  банковской деятельности в Российской Федерации, направленных на снижение административных издержек деятельности банков, повышение их конкурентоспособности, усиление защиты интересов кредиторов, повышение действенности и оперативности банковского надзора и дрПомимо этого .Правительство Российской Федерации и Банк России дополнительно рассматривают ряд мер, предложенных в том числе банковским сообществом.

В связи  с изложенным основное содержание уточнений, вносимых в Стратегию, состоит в  развитии подходов и конкретизации  механизмов, обеспечивающих достижение целей, определенных Стратегией, прежде всего обеспечения надежности банковского  сектора, повышения его функциональной роли в экономике одновременно с  ростом качества предоставляемых услуг.

Предлагаемые  Правительством Российской Федерации  и Банком России меры будут способствовать укреплению и развитию банковского  сектора в целом. В то же время  структура банковского сектора  неоднородна. В банковском секторе  функционируют различные группы банков (по стратегии развития, профилю  принимаемых рисков, обслуживаемой  клиентуре, источникам формирования ресурсной  базы). В связи с этим меры из числа  предлагаемых окажут различное влияние  на деятельность кредитных организаций, в том числе с позиций достижения конкретных целей государственной  политики, определенной на ближайшую  перспективу.

2. Участие государства  в капитале кредитных организаций

2.1. В  отношении кредитных организаций,  доли участия в которых принадлежат  государству и подлежат сокращению  в соответствии с принятыми  решениями,  Правительство Российской Федерации обеспечит завершение процедур по выходу ГУПов из капиталов кредитных организаций не позже 2004 г.

В целях последовательного  выхода государства  из капиталов кредитных  организаций предусматривается  разработать меры по выходу региональных органов исполнительной власти, органов муниципального управления, а также  предприятий, контролируемых данными органами, из капиталов банков, что позволит избежать косвенного предоставления неконкурентных преимуществ  кредитным организациям, созданных с участием государства в  регионах Российской Федерации. [Текст данного абзаца, по мнению Председателя Банка России С.М. Игнатьева, целесообразно исключить, так как не имеется достаточных оснований для предъявления требований к региональным органам исполнительной власти и органам местного управления о выходе из капиталов кредитных организаций.]

Будут также подготовлены поправки в статью 49 Федерального закона "“О федеральном  бюджете на 2003 год"”, предоставляющую  право перевода счетов бюджетов субъектов  Российской Федерации, не получающих дотации  на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации, из учреждений Банка России в кредитные  организации.

2.2. В  отношении Внешторгбанка в течение  2003 г. будет принципиально определен  вариант его приватизации. В настоящее  время рассматриваются предложения  по участию в банке стратегических  инвесторов. Проводятся переговоры  с международными финансовыми  организациями (ЕБРР, МФК) и другими).

2.3. С  внесением изменений в Федеральный  закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” создана правовая основа для выхода Банка России из состава акционеров российских загранбанков.

Осуществлено  существенное сокращение участия Банка  России в капиталах ряда банков. По рекомендации местных надзорных  органов Банк России оставил за собой  участие в капиталах Донау-банка (Вена), Ист-Вест Юнайтед банка (Люксембург) в размере 15%. против 49% на начало 2002 г. В Ост-Вест Хандельсбанке (Франкфурт на Майне) участие Банка России на начало 2003 г. составляет 51,6% против 82% на начало 2002 г.

3. Формирование конкурентной среды

3.1. В  целях эффективного формирования  конкурентной среды на рынке  банковских услуг данный аспект  должен приниматься во внимание  в ходе решения других задач,  в том числе и задач по  регулированию банковской сферы.  В этой связи при подготовке  законопроекта, предусматривающего  повышение требований к уровню  капитала кредитных организаций,  следует реализовать подход, исключающий  создание конкурентных преимуществ  для кредитных организаций, в  т.ч. по признаку величины капитала.

Исходя  из изложенного, законопроект будет  предусматривать, что требование по достаточности капитала, невыполнение которого рассматривается как основание  для обязательного отзыва лицензии на совершение банковских операций, будет  установлено на уровне 10% и будет  применяться с 1.01.05 в отношении  всех действующих кредитных организаций  независимо от размера собственных  средств (капитала).

Одновременно  в целях поддержания достигнутого уровня конкурентной среды в банковской сфере и с учетом опыта европейских  стран в рамках работы по повышению  требований к величине капитала банков целесообразно рассмотреть следующий  подход: в указанном законопроекте  будет следует реализован следующий  подход Европейского сообщества конца 1980-х гг., а именно: банк, созданный до момента принятия закона, может продолжать деятельность с капиталом ниже установленного минимального уровня при условии, что капитал не снижается ниже уровня, который был достигнут на момент введения закона, и у банка сохраняются прежние реальные владельцы (т.н. “дедушкина оговорка”, реализованная в Директиве ЕС 1989 г.).

3.2. При  подготовке изменений в Федеральный  закон “О защите конкуренции  на рынке финансовых услуг”  необходимо руководствоваться международным  опытом антимонопольного регулирования  в банковской сфере, ориентированного  на защиту интересов потребителей  услуг и рассмотрение вопросов  концентрации услуг при слияниях, присоединениях, преобразованиях кредитных  организаций. 

3.3. В  2003 году предстоит внести изменения  в действующее законодательство, предусматривающие введение уведомительного  порядка приобретения резидентами  и нерезидентами более 1 процента  акций (долей) уставного капитала  кредитной организации и разрешительного  порядка приобретения резидентами  и нерезидентами свыше 10 процентов  акций (долей) уставного капитала  кредитной организации включительно  в целях создания равных условий  деятельности резидентов и нерезидентов  в банковском секторе.

Информация о работе Стратегия развития банковской системы РФ