Стратегия развития банковской системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Для оценки значения процессов, происходящих ныне в банковской системе страны, целесообразно совершить небольшой экскурс в прошлое России. Мне представляется, такой ретроспективный подход позволит не только взвешенно подойти к анализу складывающейся ситуации в банковском деле, но и в определенной степени предвидеть будущее.

Содержание

1.История развития банковской системы РФ…………………………..
2.Сущность и функции банковской системы РФ………………………
3.Принципы построения и структуры современной банковской системы…………………………………………………………………….
4.Цели и условия развития банковского сектора……………………...
4.1Содержание и стратегические цели развития…………………………

5.Участие иностранного капитала……………………………………….
6.Развитие банковской системы…………………………………………..
7.Текущее состояние банковской системы России…………………...
8.Стратегия развития банковского сектора РФ в период с 2003 года по 2007 год…………………………………………………………………………

9.Закльчение…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая по ДКБ.docx

— 67.12 Кб (Скачать)

  Таким образом  мы подходим к более глубокому  пониманию роли банковсой системы,  т.е. к тому, что важнейшая её  задача - создание и функционирование  рынка капитала, как основного  звена национальной экономики,  определяющего вцелом её развитие. 
 

 

     

Принципы  построения и структуры  современной банковской системы. 
 

     Современная банковская система России создана  в результате реформирования государственной  кредитной системы, сложившейся  в период централизованной плановой экономики. Банки РФ создаются и  действуют на основании Федерального закона от2 декабря 1990г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» в  котором дано определение кредитных  организаций и банков ,перечислены  виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных  организаций  и т.п. В действующем  законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы  России, к числу которых относятся  следующие: двухуровневая структура, осуществление банковского регулирования  и надзора центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направленность их деятельности.

      Принципы  двухуровневой структуры реализуется  путём чёткого законодательного разделения функций центрального банка  и всех остальных банков. Центральный  банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования банковского надзора  и управления системой платежей и  расчётов в стране. Он может проводить  банковские операции, необходимые для  выполнения данной функции ,только с  российскими и иностранными кредитными организациями, а так же с Правительством РФ, представительными и исполнительными  органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими  частями. Банк России не имеет права  осуществлять банковские операции с  юридическими лицами, не являющимися  кредитными организациями, и с физическими  лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо  выходить на банковский рынок, предоставлять  кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен учувствовать в конкуренции с коммерческими  банками.

      Коммерческие  банки и другие кредитные организации  образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в  расчётах, кредитований и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной  политики, а ориентируются в своей  работе на установление Банком России параметры денежной массы , ставок процента, темпов инфляции и т.п. В процесс  своего функционирования эти банки  должны выполнять нормативы и  требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др. Для  административно-командной системы  была характерна одноуровневая банковская система, когда один банк (Госбанк  СССР)определял оббьем и структуру  денежной массы в обращении, т.е. выполнял функции денежно-кредитного регулирования, и осуществлял кредитование народного хозяйства, устанавливая порядок и условия выдачи и погашения кредитов предприятиям различных отраслей.

     Принцип осуществления банковского  регулирования и  надзора центральным  банком находит своё отражение в том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. В большинстве же европейских стран полномочия по банковскому регулированию переданы специальным органам банковского надзора: банковской комиссии во Франции, Федеральному ведомству по контролю кредитной деятельности в Германии, Ведомству по финансовым услугам в Великобритании и т.п. Банк России как регулирующий орган устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учёта и отчётности для кредитных организаций, предельные величины и другие пруденциальные нормы банковской деятельности. Он же осуществляет надзор за соблюдением установленных норм и правил, проводит инспекционные проверки банков и небанковских кредитных организаций. Банк России выступает лицензирующим органом по отношению к кредитным организациям : выдаёт и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, регистрирует филиалы банков на территории РФ, выдаёт разрешения на открытие заграничных филиалов, а так же на участие в капитале кредитных организаций нерезидентов.

     Наряду  с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке  банковских услуг, развитее конкуренции  между ними является объектом регулирования  со стороны Министерства РФ по  антимонопольной  политике и  поддержке предприятия. Работа банков на рынке ценных бумаг  регулируется и контролируется Федеральной  комиссии по рынку ценных бумаг. Кроме  того, банки как налогоплательщики  попадают под регулирующее воздействие  Министерства Финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как  агенты валютного контроля они взаимодействуют  с Государственным  таможенным  комитетом РФ и Министерством  внешнеэкономических связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве  своём не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке  так же, как и любых других юридических  лиц. Регулирующее воздействие Банка  России носит особый характер, распространяется только на банки, что связано с  их исключительной ролью в экономике  и необходимости обеспечения  устойчивой работы для функционирования платежей системы, а так же сохранности  сбережения и денежных резервов.

     Принцип универсальности  российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции – краткосрочные коммерческие долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций.

     Универсальный статус банков позволяет снижает  риск за счёт диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учёт специфики каждой группы клиентов при разработке новых  продуктов. Вместе с тем универсальный  статус банков таит в себе опасность  в виде консервации неэффективной  структуры банковских продуктов, поскольку  создаёт возможность компенсировать низкую рентабельность одних услуг  высокой доходностью других. Выполнение одним банком коммерческих и инвестиционных услуг обостряет так называемый «конфликт интересов»между ним  и клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в таких  банках. Однако в настоящее время  признано, что универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста.

     Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций РФ является получение прибыли. Во многих странах на ряду с коммерческими существуют и некоммерческие кредитные организации (например кооперативные банки), которые в качестве своей цели  не ставят получение прибыли, а создаются для удовлетворения потребности своих участников в финансовых услугах. Посредничество в кредите и инвестировании могут осуществлять и государственные банки, у которых главная цель не заключается в получении прибыли. В РФ Закон «О банках и банковской деятельности» допускает создание кредитных организаций и банков только как коммерческих организаций, работающих исключительно ради получения прибыли.

     Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства  иностранных банков. Следует ещё  раз обратить внимание на то, что  законодательство узко трактует понятие  кредитной организации, понимая  под ней юридическое лицо, которое  для извлечения прибыли как основной своей деятельности на основании  специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные  законодательством. Все кредитные  организации, имеющие лицензию Банка  России, включаются в состав банковской системы РФ. По Закону «О банках и  банковской деятельности» в РФ возможно создание кредитных организаций  двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь  последние могут быть трёх типов: расчётные, депозитно-кредитные и  небанковские кредитные организации  инкассации. Таким образом, в настоящее  время в РФ существует практически  две группы кредитных организаций: входящие в банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками  с ограниченным кругом операций, и не включенные в  состав банковской системы (кредитные  кооперативы, кредитные союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.). Вторую группу кредитной организации иногда называют парабанковскими (похожие на банковские).

     Банк  согласно российскому законодательству - это кредитная организация, которая  имеет исключительное право в  совокупности осуществлять следующие  банковские операции:

    • -привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц.
    • -размещать эти средства от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности и срочности.
    • -открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

     В соответствии с принципом универсальности  все российские бани могут развиваться  как универсальные. Не смотря на то, что некоторые банки приняли  названия «инновационный банк», «муниципальный банк», «сельскохозяйственный банк», «ипотечный банк», все они в настоящее  время подчиняются единым нормам банковского законодательства. Банк России предъявляет к ним одинаковые требования, для всех установлены  единые нормативы, регулирующие их деятельность (за исключением Сбербанка России). Универсальный статус не исключает  возможности добровольной специализации  банков на отдельных операциях или  видах деятельности. Добровольная специализация  предлагает, что всю ответственность  за решения по выбору сфер деловой  активности несут сами банки и  их учредители. Следует обратить внимание, что муниципальными банками в  России, как правело, называют банки, в капитале которых участвуют  либо исполнительные органы субъектов  РФ, либо местные органы власти. Однако в отличии от зарубежных муниципальных(коммунальных, городских) банков все российские банки, даже если их капитал сформирован  за счёт собственности и средств  бюджетов субъектов РФ или местных  бюджетов, действуют на принципах  обществ с ограниченной ответственностью (акционерных обществ) и местные  органы власти никакой дополнительной ответственности и дополнительных обязательств по отношению к этим банкам не принимают. Иными словами, всё так называемые муниципальные  банки  работают как бани, главной  целью которых, являются получение  прибыли, а не финансовое обеспечение  социально значимых проектов.

     Банковские  группы. Особенность современной  банковской системы России заключается  в преобладании в ней мелких и  средних банков, в то время как  в основных отраслях национальной экономики  по-прежнему господствуют крупные предприятия, требующие больших объемов внешнего финансирования. Одним из возможных  путей преодоления противоречия между структурами банковской системы  и реального сектора экономики  является создание банковских групп  и банковских холдингов, что предусмотрено  действующим законодательством.

     Банковская  группа- это не являющиеся юридическим  лицом объединение кредитных  организаций, в котором одна(головная) из них оказывает прямо или  косвенно (через третье лицо)существенное влияние на решение, принимаемые органами управления других кредитных организаций.

     Банковский  холдинг – не являющееся юридическим  лицом объединения юридических  лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо(головная организация банковского холдинга), не представляющие кредитную организацию, имеет возможность оказывать  прямо или косвенно(через третье лицо)существенное влияние на решения,  принимаемые органы управления кредитных  организаций. Коммерческая организация, выступающая головной организацией банковского холдинга, для управления  деятельности кредитных организаций, входящих в холдинг, может создавать  УПРАВЛЯЮЩУЮ КОМПАНИЮ БАНКОВСКОГО  ХОЛДИНГА в форме хозяйственного общества, основной деятельностью которого является управление деятельности кредитных  организаций, входящих в банковский холдинг. Головная коммерческая организация  обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского  холдинга  по вопросам, отнесённым к  компетенции собрания её учредителей, в том числе о её реорганизации  собрания её учредителей, в том числе  о её реорганизации и ликвидации.

     Возможность оказывать существенное влияние  на деятельность других кредитных организаций  может возникать: во-первых, в силу преобладающего участия головной  организации в уставном капитале других кредитных организаций; во-вторых, в слу договора между участниками  банковской группы или банковского  холдинга, закрепляющего права головной организации определять решения  других кредитных организаций.

     О создании банковских групп и банковских холдингов их головные организации  обязаны уведомить Банк России. Поскольку  согласно действующему законодательству «О банках и банковской деятельности»  кредитным организациям запрещено  заключать соглашения и совершать  согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг и ограничение конкуренции  в банковском деле, то приобретение акций (долей) кредитных организаций, а так же заключение соглашений , предусматривающих осуществления  контроля за их деятельностью, не должно противоречить антимонопольным  правилам. Банк России следит за соблюдением  последних совместно с Министерством  РФ по антимонопольной политике и  предпринимательству.

Информация о работе Стратегия развития банковской системы РФ