Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: провести анализ Центрального банка РФ и определить его роль в финансовой системе страны.
В соответствии с поставленной в курсовой работе целью необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие и структуру Центрального Банка Российской Федерации;
• определить основные цели и задачи которые выполняет Центральный Банк;
• определить правовой статус и функции Банка России;
• рассмотреть понятие и основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка
Введение……………………………………………………………..…..3
Глава 1. Статус, структура и задачи Центрального Банка РФ …….5
1.1.История возникновения центрального банка и его роль в экономике......................5
1.3 Правовое регулирование деятельности ЦБ РФ
1.4 Денежно-кредитная политика как важнейшая функция Центрального Банка
1.5 Организационная структура Банка России
Глава 2. борьбы с фальшивомонетничества в банковской системе России...............................................................................................................17
2.1 Состояние фальшивомонетничества в банковской системе России
………………………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………
Денежно-кредитная
политика как важнейшая функция
Центрального Банка
Важнейшей функцией центрального банка любой страны является разработка и реализации единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, обеспечение стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства путем воздействия на количество денег в обращении.
Денежно-кредитная
политика является комплексным экономическим
понятием, отражающим достаточно широкий
круг проблем современного общества
и требующий больших усилий и
специальных знаний для проведения
ее эффективной организации и
проведения. Ее цель заключается в
регулировании экономики
Проводя денежно-кредитную политику, ЦБ не оказывает прямого воздействия на состояние реального сектора экономики. Его главная задача – создать объективные предпосылки для формирования сбережений предприятиями и населением и последующей их трансформации в производительные инвестиции. Под такими объективными предпосылками, которые находятся в компетенции ЦБ, следует понимать финансовую стабильность и противодействие инфляции, поддержание устойчивости денежной системы и стабильного курса национальной валюты.
Денежно-кредитная политика Центрального Банка играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушения экономических законов при ее разработке и реализации могут повлечь за собой тяжелые экономические последствия.
Правовой
основой денежно-кредитной
Объектом денежно-кредитного регулирования является объем и структура денежной массы, находящейся в обращении.
Воздействие ЦБ на денежную массу осуществляется путем проведения процентной политики и политики ликвидности. Процентная политика предусматривает воздействие на уровень процентных ставок в стране посредством изменения ставки рефинансирования, учетной ставки, и др. ставок по операциям ЦБ. Политика ликвидности означает использование ряда инструментов ДКП с целью воздействия на ликвидность банковской системы.
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.
Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю)12.
Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции (таргедирование (от англ. target — цель) — установление целевых ориентиров денежной системы, регулирование прироста денежной массы, которых придерживаются в своей политике центральные банки)13, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.
Общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.
Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы.
Таким образом, ЦБ РФ
имеет статус юридического лица, получение
прибыли не является целью деятельности
Центрального банка РФ. Государство не
отвечает по обязательствам Центрального
банка РФ, так же как и банк не несет ответственности
по обязательствам государства, кроме
случаев, когда они сами приняли на себя
такие обязательства или это предусмотрено
федеральными законами. ЦБ РФ выступает
в качестве органа государственного регулирования,
наделенного властными полномочиями в
области организации денежно-кредитных
отношений. Основными целями деятельности
Банка России являются: защита и обеспечение
устойчивости рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению к иностранным
валютам; развитие и укрепление банковской
системы РФ; обеспечение эффективного
и бесперебойного функционирования системы
расчетов. Монополией ЦБ РФ является осуществление
эмиссии (выпуска в обращение) наличных
денег и организация их обращения. В пределах
предоставленных полномочий ЦБ РФ независим
в своей деятельности, органы государственной
власти и МСУ в нее не вмешиваются. По вопросам,
отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает
нормативные акты. Они обязательны для
органов государственной власти и МСУ,
всех юридических и физических лиц.
3.2
Организационная
структура Банка
России
Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банка.
Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России.
Задачи
и функции территориальных
Высший орган Банка России — Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета.
Члены Совета директоров работают здесь на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно Председателем Совета директоров.
Совет директоров во взаимодействии с Правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение.
Структуру и штаты центрального аппарата Банка России, а также уставы других его структурных подразделений утверждает этот Совет.
К его полномочиям отнесены: изменения ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов; определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему России; другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы и экономики страны в целом. Каждое решение Совета директоров считается принятым, если за него проголосовало большинство членов.
Таким образом, Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков страны.
Наряду с ним функционирует вне банка Национальный банковский совет. В его состав включаются представители Президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность совета не превышает 15 человек. Члены совета утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.
Совет регулярно, не реже 1 раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной кредитно-денежной политики, включая регулирование денежных ресурсов. Рекомендации Совета учитываются при рассмотрении в Федеральном Собрании законодательных актов по вопросам банковской деятельности, а также принимаются во внимание при подготовке решений Совета директоров банка.
4. Отчетность и аудит банка России
Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.
Годовой отчет Банка России включает:
1)
отчет о деятельности Банка
России, анализ состояния экономики
РФ, в том числе анализ денежного
обращения и кредита,
2)
годовой баланс, счет прибылей
и убытков, распределение
3)
порядок формирования и
4)
аудиторское заключение по
(Решение
об аудите ЦБР и определение
аудиторской фирмы, имеющей
По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает решение.
Банк России перечисляет в
федеральный бюджет 50 процентов
фактически полученной
Состояние фальшивомонетничества в банковской
системе России
Задачей
практической части моей курсовой работы
является анализ состояние
Динамика выявления поддельных денежных знаков Банка России
в III квартале 2010 года (в штуках)
Динамика выявления поддельных денежных знаков Банка России в III квартале 2011 года (в штуках)
Рассмотрев Динамику выявления поддельных денежных знаков Банка России за III квартале 2010 года и III квартале 2011 года можно сделать выводы, что подделка денежных знаков за III квартале 2011 года значительно снизилась, по сравнению с III квартале 2010 года. Например, за сентябрь 2010 подделка денежных средств на территории Российской Федерации составляет 10424 штук, а в сентябре 2011 8078 штук. Из этого следует, что в сентябре 2011 года подделка денежных средств снизилась на 2346 штук, по сравнению с сентябрем 2010 года.
Купюрное строение поддельных денежных знаков Банка России, выявленных в III квартале 2010года(вштуках)
Купюрное строение поддельных денежных знаков Банка России, выявленных в III квартале 2011 года (в штуках)
Рассмотрев Купюрное строение поддельных денежных знаков Банка России, выявленных в III квартале 2010 года и в III квартале 2011 можно сделать выводы:
1. подделка 5000 руб. в III квартале 2011 выросла на 2223 штук, по сравнению с III кварталом 2010 года;
2. подделка 1000 руб. в III квартале 2011 снизилась на 10458 штук, по сравнению с III кварталом 2010 года;
Информация о работе Статус, структура и задачи Центрального Банка РФ