Статус, структура и задачи Центрального Банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: провести анализ Центрального банка РФ и определить его роль в финансовой системе страны.
В соответствии с поставленной в курсовой работе целью необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие и структуру Центрального Банка Российской Федерации;
• определить основные цели и задачи которые выполняет Центральный Банк;
• определить правовой статус и функции Банка России;
• рассмотреть понятие и основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка

Содержание

Введение……………………………………………………………..…..3
Глава 1. Статус, структура и задачи Центрального Банка РФ …….5
1.1.История возникновения центрального банка и его роль в экономике......................5
1.3 Правовое регулирование деятельности ЦБ РФ
1.4 Денежно-кредитная политика как важнейшая функция Центрального Банка
1.5 Организационная структура Банка России
Глава 2. борьбы с фальшивомонетничества в банковской системе России...............................................................................................................17
2.1 Состояние фальшивомонетничества в банковской системе России
………………………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

ДКБФИНАЛ.docx

— 507.25 Кб (Скачать)

     Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся  в центре всей банковской системы. Позднее  такие банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а в определенный момент такие  банки вообще национализировали. Чаще всего капитал центральных банков полностью принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. Со временем изменились и сами центральные  банки: уменьшились по масштабам  капиталов, операций, балансов, а их функции и методы воздействия  на банковскую систему модифицировались6.

     Какие бы функции не возлагались на центральный  банк, он всегда является органом государственного регулирования, сочетающим черты банка  и государственного ведомства.

     Центральный банк, прежде всего, выступает как  посредник между государством и  остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван  регулировать денежные и кредитные  потоки с помощью инструментов, которые  закреплены за ним в законодательном  порядке и реже - по традиции.

     Во  всех развитых странах действуют  законы, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции  центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная  задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон  о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

     Наряду  с законом о центральном банке  взаимодействия между центральным  банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных  институтов по отношению к центральному банку.

     Банковское  законодательство является комплексной  отраслью законодательства, объединяющей в себе публичные и частноправовые методы правового регулирования. Такое  сочетание приводит к тому, что  правовое регулирование банковской деятельности осуществляется нормами  административного, финансового, а  также гражданского законодательства.

     Следует заметить, что нормативные акты Банка  России не могут иметь обратной силы. В тех случаях, когда нормативный  акт Банка России затрагивает  права, свободы или обязанности  граждан, то он подлежит регистрации  в Министерстве юстиции российской Федерации. Закон о Банке России и в связи с этим сам Банк России определяет форму нормативных  актов, издаваемых им. На практике нормативные  акты Банка России издаются в форме  инструкций, правил, положений, писем  и др.

     Правовое регулирование  деятельности ЦБ РФ 

     Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка  России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» от 02.12.1990 с последующими изменениями и дополнениями. Местонахождение  центральных органов Банка России – город Москва.

     Уставный  капитал и иное имущество Банка  России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в  порядке, которые установлены законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России. Изъятие  и обременение обязательствами  имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются.

     Так же в законе «Центральном Банке РФ»  зафиксировано, что Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов и не регистрируется в  налоговых органах7.

     Банк  России является юридическим лицом.

     ЦБ  РФ не ставит целью своей деятельности получение прибыли. Среди его  целей следует выделить следующие:

      

     защита  и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам;

     развитие  и укрепление банковской системы  Российской Федерации;

     обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

     Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Подотчетность Банка  России Государственной Думе означает:

     назначение  на должность и освобождение от должности  Государственной Думой по представлению  Президента Российской Федерации Председателя Банка России;

     назначение  на должность и освобождение от должности  Государственной Думой членов Совета директоров Банка России;

     представление Банком России на рассмотрение Государственной  Думе годового отчета, а также аудиторского заключения;

     определение Государственной Думой аудиторской  фирмы для проведения аудиторской  проверки Банка России;

     проведение  парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

     доклады Председателя Банка России Государственной  Думе о деятельности Банка России (два раза в год – при представлении  годового отчета и основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики).

     Банк  России в пределах полномочий, предоставленных  ему Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами, независим  в своей деятельности. Федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться  в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций  и полномочий, принимать решения, противоречащие настоящему Федеральному закону. В случае же вмешательства  в его деятельность Банк России информирует  об этом Государственную Думу и Президента Российской Федерации 

     Для регулирования денежно-кредитной  сферы по вопросам, отнесенным к  его компетенции федеральными законами, ЦБ РФ издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Но нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»). Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы, но могут быть обжалованы в установленном законом порядке8.

     Банк  России не может участвовать в  капиталах кредитных организаций, если они не обеспечивают его деятельность, а так же его учреждений и организаций. Однако согласно закону, это положение  не распространяется на участие Банка  России в капиталах Сберегательного  банка Российской Федерации (Сбербанка  России), Внешторгбанка, а также ряда кредитных организаций, созданных  на территории иностранных государств: Донау-банка АГ (Вена); Ист-Вест Юнайтед банка (Люксембург); Коммерческого банка для Северной Европы – Евробанка (Париж); Московского Народного банка Лтд (Лондон); Ост-Вест Хандельсбанка АГ (Франкфурт-на-Майне)9.

     Банк  России обязан обеспечить долю своего участия в капиталах Сбербанка  России, Внешторгбанка, Коммерческого  банка для Северной Европы –  Евробанка, Московского Народного банка Лтд, Ост-Вест Хандельсбанка АГ в объеме не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция. Уменьшение долей участия Банка России в данных кредитных организациях нижеуказанного уровня может осуществляться только в случае принятия по данному вопросу специального федерального закона.

     Банк  России может участвовать в капиталах  и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, при этом его взаимоотношения  с кредитными организациями иностранных  государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а  также межбанковскими соглашениями.

     Банк  России имеет уставный капитал в  размере 3 млрд. рублей и создает  за счет своей прибыли резервы  и фонды различного назначения в  размерах, необходимых для осуществления  своих функций, а также, независимо от прибыли и убытков, - фонд переоценки по операциям с валютными ценностями. Порядок образования и использования  этих фондов и резервов определяется Советом директоров Банка.

     Высшим  органом Банка России является Совет  директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления  деятельности Банка России. В его  состав входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Председатель Банка России назначается на должность  Государственной Думой по представлению  Президента РФ сроком на четыре года. В  случае досрочного освобождения от должности  Председателя Банка России Президент  Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность  в двухнедельный срок с момента  освобождения.

     В случае отклонения предложенной на должность  Председателя Банка России кандидатуры  Президент Российской Федерации  в течение двух недель вносит новую  кандидатуру. Одна кандидатура не может  вноситься более двух раз.

     Государственная Дума имеет право освободить от должности  Председателя Банка России по представлению  Президента Российской Федерации.

     Члены Совета директоров назначаются на должность  сроком на четыре года Государственной  Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом  Российской Федерации.

     Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Решения Совета директоров принимаются большинством голосов  от числа присутствующих членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии  Председателя Банка России или лица, его заменяющего10.

      

     Председатель  и Совет директоров:

     разрабатывают и осуществляют необходимые меры по реализации денежно-кредитной политики государства;

     устанавливают общий размер эмиссии денег и  нормы обязательных резервов кредитных  учреждений;

     утверждают  процентные ставки рефинансирования коммерческих банков;

     принимают решения о структурных подразделениях центрального аппарата и местных  органов Банка;

     определяют  правила работы кредитных учреждений;

     утверждают  смету расходов и отчет о годовой  деятельности Банка;

     осуществляют  оперативное руководство денежно-кредитной  системой страны.

     В целях обеспечения деполитизации деятельности ЦБ, его Председатель и члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами (депутатами) Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также членами Правительства Российской Федерации, они не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

     Отчетный  период Банка России устанавливается  с 1 января по 31 декабря включительно. Банк России ежегодно не позднее 15 мая  представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом  директоров.

     Отчетность  ЦБ состоит из его баланса и  счета прибылей и убытков. Структура  баланса Банка России устанавливается  Советом директоров. Баланс отражает состояние собственных и привлеченных средств банка, их источники и  другие операции Он состоит из пассивов – обязательств банка, т.е. источников формирования его капитала и активов  – его требований, характеризующих  состав, размещение и использование  находящихся в распоряжении банка  ресурсов. Операции ЦБ отличаются от аналогичных  операций коммерческих банков, что  отражает их специфику (особые задачи и функции центральных банков) и отражаются в его балансе.  

Информация о работе Статус, структура и задачи Центрального Банка РФ