Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:23, курсовая работа
В современном мире появляются новые системы денежных обращений. То-гда как ранее использовались денежные средства в виде камней, ракушек или же просто обменивались предметами обихода, удовлетворяя человеческую потребность. Эволюция денег росла определёнными темпами, дабы увеличить скорость передачи, эффективность перевода денег, сохранность и безопасность. Деньги стали обращаться виде: чеков, акций, облигаций, векселей. А вскоре появились «электронные деньги». Процесс потребления растёт, поэтому прогресс оплаты за товары и услуги требуют новых форм в системе платежа.
Во-первых, введением требования об основании сетевых платежных систем только кредитной организацией либо придания им статуса структурного подразделения кредитной организации. Практическая реализация данного направления достаточно проблематична, поскольку не все сетевые платежные системы поддерживают тесные связи с банками. Скорее исключением является система «Яндекс.Деньги» в создании которой принимал участие Санкт-Петербургский АКБ «Таврический», в свое время получивший лицензию на эмиссию предоплаченного финансового продукта. Однако по большому счету привязать частные сетевые платежные системы к кредитным организациям на данный момент практически невозможно.
В связи с этим второе направление развития представляется более предпочтительным. Поскольку осуществление расчетов является одной из классических банковских функций, то целесообразно придать сетевым платежным системам статус небанковских кредитных организаций. Большинство зарубежных стран в лице органов, регулирующих денежно-кредитный оборот, берут под надзор сетевые платежные системы, включая эмитентов электронных и, в том числе, сетевых денег в банковскую систему наравне с другими видами кредитных организаций. Это позволяет не только устанавливать ограничения их деятельности, но и способствовать дальнейшему развитию инновационных платежных технологий путем обеспечения доступа данных организаций к поддержке со стороны центральных банков. При этом наиболее подходящей формой организации для сетевой платежной системы в российских условиях является расчетная небанковская кредитная организация. Данный вид кредитных организаций вправе проводить «осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов», что по сущности и составляет основу деятельности сетевых платежных систем. С одной стороны, придание системе статуса небанковской кредитной организации потребует получение лицензии, выполнения ряда обязательных нормативов и регулирующих требований, что усложнит процедуру регистрации и функционирования сетевых платежных систем. С другой стороны, организация получит право осуществлять иные банковские операции и сделки, адаптируя их к сетевой среде. А это, в свою очередь, станет предпосылкой для роста доходов и развития сетевых платежных систем.[3]
Третий путь развития предполагает придание сетевым платежным системам статуса особой финансовой организации. Такая практика используется Европейском Союзе, где эмитенты сетевых денег обязаны зарегистрироваться и получить лицензию Института электронных денег (electronic money institution, ELMI). Однако по сравнению с предыдущим этот путь потребует значительной корректировки нормативной базы, тогда как по функционированию расчетных небанковских кредитных организаций законодательство уже сложилось.
Отдельно стоит вспомнить готовящийся к принятию закон о национальной платежной системе. Исходя из его содержания, можно сделать вывод о не включении сетевых платежных систем в том виде, в котором они сейчас существуют, в национальную платежную систему. Тогда как придание им статуса небанковской кредитной организации автоматически ставит их в положение сегмента национальной платежной системы России.
Развитие
по одному из трех рассмотренных направлений
позволит Центральному банку взять под
контроль стремительно развивающийся
сегмент денежного оборота и упрочить
свои позиции как органа денежно-кредитного
регулирования. В числе преимуществ для
экономических субъектов – контрагентов
по сетевым сделкам – можно отметить снижение
риска неплатежеспособности при проведении
экономической операции. Для самой платежной
системы повышение уровня управляемости
и включение в парабанковскую систему
позволит получить официальный статус
кредитной организации с возможностью
осуществлять некоторые другие банковские
операции и сделки. В целом для экономической
системы развитие альтернативных банковским
платежных систем повышает уровень конкуренции
в данном сегменте, что положительно сказывается
на качестве и стоимости предоставляемых
услуг. Поэтому стабильное развитие сетевых
платежных систем должно стать одной из
приоритетных задач экономической политики,
что будет способствовать формированию
платежной инфраструктуры, адекватной
современным рыночным условиям.
Заключение
В результате написания курсовой работы нами были рассмотрены последовательно основные теоретические вопросы организации электронных платежных систем в целом и в нашей стране. Во-первых, мы рассмотрели основные понятия и значения, связанные с электронными платежными системами, выявили, чем отличаются электронные деньги от электронных платежных систем. Таким образом, электронной платежной системы - это технология (если говорить о реализации, то сервис), представляющая собой совокупность методов, договоренностей и технологий, позволяющая производить расчеты между контрагентами по сетям передачи данных, а электронные деньги - это виртуальные деньги, которые перемещаются между контрагентами по средствам электронных платежных систем. Также изучены виды электронных платежных систем и их функционирование в экономике, как происходит зачисление и хранение денежных средств в электронном кошельке, какие могут подстерегать опасности и как их избежать. Рассмотрение роли электронной цифровой подписи в развитии электронных платежных систем, помогло нам разобраться в том, что операции, осуществляемые в системе совершенно безопасны, и защищены, что повышает доверие к электронной торговле. Далее изучены электронные платежные системы, осуществляемые в России.
И, наконец, были рассмотрены вопросы, касающиеся проблем и перспектив развития электронных платежных систем в современной России. Состояние рынка платежных систем сегодня можно охарактеризовать как «в начале бурного развития». Электронные платежи -- это закономерный этап в развитии телекоммуникаций. Электронные платежи нужны в первую очередь для покупки услуг и нематериальных товаров, «отгружаемых» через Интернет, а также оплату коммунальных и других услуг. Как электронная почта избавляет от необходимости ходить на почту для отправки писем, так и электронные платежи экономят время и усилия. Очевидно, что скорость распространения электронных платежей зависит не только от развития самих электронных платежных систем, но и от расширения доступа населения к Интернету и грамотности граждан в опросе о электронных платежах. Затрудняет развитие данной системы, такой фактор как недоверие и непривычность оплаты услуг фиксированной телефонии и ЖКХ через электронные платежные системы среди массового населения и недостаток платежных терминалов в некоторых регионах страны. Выход из ситуации, таков, что необходимо добиться доверия электронных платежей у населения, путем увеличения мер защиты самих платежей, а также устранять причины безграмотности населения в вопросах об электронных платежах. Расширить возможности доступа к электронным платежным системам, как в городах, так и в отдаленных населенных пунктах. Можно утверждать, что системы электронных платежей уже вполне прижились. Ими пользуются сотни тысяч людей в России. Именно поэтому проявляется большой потенциал развития электронных платежных систем. Такая логика позволила рассмотреть основные теоретические вопросы рассматриваемой проблемы, сделать выводы и дать рекомендации по совершенствованию механизма и нормативной базы электронных платежей.
Список литературы
1.Национальная платежная система: время не ждет... По материалам конференции «Банковские карты: эффективный бизнес» // Банковское дело. – 2008. – №10. – С. 64.
2.Шевченко
И.В., Нанба Д.Э. Проблемы
3.Логинов
Е.Л. Проблемы контроля
4.Колотов Ю.О., Зиниша О.С. Развитие рынка мобильной коммерции в России // Финансы и кредит. – 2009. – №20. – С. 43.
5.Ст 3: О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) // Собрание законодательства РФ. – 2002. №28. – Ст. 2790.
6.Основные
направления единой
7.О банковских
операциях и других сделках
расчетных небанковских
8.Деньги.
Кредит. Банки: Учебник. / Под ред.
Г. Н. Белоглазовой Белоглазова
Г. Н. – М.: Высшее образование, 2009. – 392
ст
9. Банковские
операции: Учебник. Автор: Печникова А.В., Маркова
О.М., Стародубцева Е.Б. ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
— 368 с. — (Профессиональное образование).
10. Современные банковские системы: Учебное пособие Автор: Кураков Л.П., Тимирясов В.Г., Кураков В.Л. Издательство: Гелиос АРВ Год: 2008 Страниц: 320
11.Современные
платежные системы: Учебное
12. Мозанов, Ю.Е.
Анализ и планирование
13.Положение Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»)
Интернет-ресурс
14.www.bankir.ru
15.www.consult.ru
16.www.finmon.ru
17.www.rbc.ru
Приложение
Таблица 1. Роль центрального банка в развитии
платежной системы.
Роль | Содержание |
Оператор или поставщик платежных услуг | Предоставление
и развитие платежных и кредитных
услуг посредством:
|
Ускоритель | Центральный банк
может участвовать в
|
Контролер | В качестве органа
надзора за платежной системой центральный
банк может:
|
Пользователь | Как пользователь
платежных услуг в своей
|
Таблица 2. Факторы развития рынка платежных услуг и технологий платежных систем России.
Факторы | Результат действия факторов |
Институциональные
реформы:
|
Дестабилизация
и рост издержек денежного обращения;
заинтересованность клиентов к повышению
эффективности платежа;
конкуренция в обслуживании клиентов и проведении платежей; рост количества платежей. |
Внешнеэкономическая
открытость:
|
Новые технологические решения; новые преставления и требования клиентов к работе платежных систем; усиление конкуренции за клиента. |
Развитие
электронных технологий:
|
Устранение ручного труда в обработке и проведении платежей; повышение разнообразия и функциональности платежных систем; массовое дистанционное обслуживание клиентов |
Общий результат действия факторов | Требования клиентов к повышению эффективности платежа; кардинальное снижение издержек платежа по требованию клиентов. |