Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 12:13, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является анализ функционирования банковской системы Республики Беларусь на современном этапе и ее роль в национальной экономике, а также определение путей совершенствования ее функционирования.
Задачами работы является:
изучить структуру современной банковской системы, определить
роль и функции Национального банка;
провести анализ функционирования банковской системы Республики Беларусь;
определить пути совершенствования функционирования банковской системы в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………….…..... 1.Концептуальные основы банковской системы ………….……………….
1.1. Понятие и сущность банковской системы …………………………..
1.2. Структура банковской системы………………………………………
2. Характеристика банковской системы Республики Беларусь……………
2.1. Банковская система на современном этапе…………………………..
2.2. Операции, проводимые банками Республики Беларусь……………..
3. Пути совершенствования банковской системы Республики Беларусь.....
Заключение………………………………………………………………….......
Список использованных источников…………………………….....................
В соответствии с Банковским кодексом для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств физических лиц в стране могут разрабатываться и применяться различные формы гарантирования. С принятием новой редакции Банковского кодекса Республики Беларусь исключена норма, которая определяла, что сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном фонде которых государству принадлежит более пятидесяти процентов голосующих акций, гарантируются государством в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.
При этом Декретом Президента Республики Беларусь от 20 апреля 1998 года № 4 «О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах) в банках Республики Беларусь» (далее – Декрет № 4) установлено, что государство гарантирует полную сохранность средств физических лиц в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах (депозитах) в банках, уполномоченных обслуживать государственные программы (АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Приорбанк»)[40].
Возврат этих средств гарантируется с учетом начисленных по ним процентов в валюте счета или вклада (депозита) по первому требованию вкладчиков.
В
республике успешно функционирует
Ассоциация белорусских банков. Она
является негосударственной
В
целях снижения кредитных рисков
было принято решение о создании
в республике кредитного бюро. Рабочей
группой, созданной при Национальном
банке, разработана концепция Закона
Республики Беларусь «О кредитном бюро».
До принятия названного Закона в соответствии
с Инструкцией о порядке получения, формирования,
обработки, хранения и представления Национальным
банком Республики Беларусь сведений
о кредитных договорах, утвержденной постановлением
Правления Национального банка Республики
Беларусь от 28 ноября 2006 г. № 196, на базе
Специализированного управления Национального
банка создана система получения и представления
сведений о выданных кредитах, имеющих
сумму в эквиваленте не менее 10 000 долларов
США.
2.2. Операции, проводимые банками Республики
Беларусь
Банковская услуга - это деятельность банка, осуществляемая по поручению и в интересах клиента с целью удовлетворения его потребностей в банковском обслуживании. Услуга обычно ассоциируется с конечным результатом. Это результат полезной деятельности, направленной на удовлетворение определенных потребностей субъектов хозяйствования, населения. Услуга - это действие, направленное на потребителя, т.е. на банковского клиента. Особенность услуг банка заключается в том, что клиент не только принимает услугу банка, но и участвует в процессе ее оказания. Потребности клиента в банковских услугах удовлетворяются путем совокупности отдельных операций, в которых участвуют клиент и банк.[13,с.340]
Клиенты банков желают получать не только традиционное (базовое) банковское обслуживание, но и комплексное содействие их бизнесу. Услуги банка должны быть привязаны к конкретному клиенту. Цель - привязать клиентов конкурентными преимуществами по сравнению с другими производителями таких услуг. Комплексная банковская услуга - это предоставление определенного набора услуг клиентам на более выгодных условиях, чем если бы эти услуги предлагались раздельно. В основе обслуживания клиентуры учитываются следующие моменты:
- предоставление услуг всем клиентам (юридическим и физическим лицам);
-
легкая и быстрая
-
безопасность, доступность,
-
возможность перевода клиента
на нетрадиционные методы
Банковская услуга - это форма возможного удовлетворения клиента в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, покупке и хранении ценных бумаг, покупке (продаже) валюты, технической, технологической помощи и др. Таким образом, банковские услуги формируются на рынке банковских ресурсов (покупка ресурсов у клиентов); на рынке банковских активов (услуги по размещению ресурсов); на рынке специфических услуг (траст, консультирование, хранение, содействие платежному обороту, обороту ценных бумаг и др.).
В условиях, когда банки предоставляют в основном одинаковые, традиционные услуги, качество этих услуг становится важным инструментом конкурентной борьбы банков за клиентов, а также предоставление услуг на новой технологической основе. Качество банковской услуги - это совокупность ее свойств, элементов, обеспечивающих удовлетворение уже сформировавшихся (установленных) и ожидаемых (потенциальных) потребностей клиентов. При этом требования к качеству банковской услуги выражаются в виде установленных или предполагаемых потребностей пользователя услуг в виде количественных и качественных характеристик.
Банковские операции - это комплекс взаимосвязанных действий (сделок) банков и клиентов, производимых от имени банка, с учетом исключительного права банков на эти операции. Это конкретная реализация услуг банков, предусматривающая, как правило, перемещение средств.
Банковские операции - это сделки, которые регламентируют порядок, перечень и формы документов, последовательность их движения, технологию операций, порядок перемещения денежных средств, ценных бумаг, действия работников банка - исполнителей и клиента.
Банки могут осуществлять операции за свой счет, но проводят главным образом за счет привлеченных ресурсов и исполняют их от имени банка. Это могут быть операции, собственные для банка, например приобретение имущества, образование фондов банка, оплата труда, выплата дивидендов, участие в качестве учредителей других юридических лиц и др. Но основные операции банки проводят для клиентов (юридических и физических лиц)[13,с.342].
По Банковскому кодексу Республики Беларусь (2000 г. с дополнениями и изменениями в 2006 г.) к банковским операциям относятся:
-
привлечение денежных средств
физических и (или)
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
-
открытие и ведение банковских
счетов физических и
- открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
- осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
- валютно-обменные операции;
- операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (хранение, купля-продажа, привлечение и размещение в депозиты (вклады) и др.);
- выдача банковских гарантий;
-
доверительное управление
- инкассация (перевозка) денежной наличности, валютных и других ценностей (драгоценных металлов и камней), а также платежных инструкций, перевозка их между банками, банками и клиентами и т.д.;
- выпуск в обращение банковских пластиковых карточек, операции с ними;
-
выдача ценных бумаг,
- факторинг (финансирование под уступку денежного требования);
-
услуги по хранению денежных
средств, ценных бумаг,
Правила
и порядок осуществления
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации не вправе осуществлять производственную и (или) торговую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для их собственных нужд. Не вправе они вести и страховую деятельность в качестве страховщиков.
В условиях рыночной экономики все операции банка можно классифицировать следующим образом: пассивные, активные, посреднические и другие.
Под пассивными операциями понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств на пассивных или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами. Можно выделить следующие основные группы пассивных операций банков:
- первичное размещение ценных бумаг собственной эмиссии;
- формирование или увеличение фондов банка за счет отчислений от прибыли;
- депозитные (вкладные) операции;
- кредиты и займы, полученные от других юридических лиц.
Пассивные
операции — это операции, посредством
которых банки формируют
Активные операции - это операции по размещению банками имеющихся в их распоряжении ресурсов для получения прибыли и поддержания ликвидности.
Активы банков можно разделить на группы:
- касса и приравненные к ней средства (для обеспечения выплат наличными банки должны иметь запас наличных денег в кассе);
- инвестиции в ценные бумаги;
- кредиты;
- основные средства и нематериальные активы.
Среди активных операций выделяются два главных вида - кредитные операции и банковские инвестиции. Выдача кредитов — самый значительный актив банков, приносящий основной доход, но предполагающий достаточно высокий риск. Кредитные операции связаны также с выдачей гарантий, поручительств банками. Банковские инвестиции - это, например, вложения средств банков в ценные бумаги, в уставные фонды других банков, предприятий. К активным относятся также такие депозитные операции, как размещение временно свободных средств одних банков в других банках и кредитных организациях; депозиты в центральном банке.
Активами банка, приравненными к кассовым, являются средства, вложенные в валютные ценности, драгоценные металлы, размещенные в виде остатков на корреспондентских счетах в других банках. К основным средствам и нематериальным активам относятся затраты банка на приобретение зданий, сооружений и других основных фондов.
Посреднические операции - это операции, содействующие финансовому обороту, осуществлению банковской деятельности. К ним можно отнести расчетные операции; посредничество при купле-продаже ценных бумаг и иных объектов финансового оборота; валютно-обменные, трастовые (доверительные) операции, трансфертные (переводные) и др. Это операции, проводимые по поручению клиентов и, как правило, на комиссионных началах.
Другие операции банков - операции, сопутствующие деятельности банков. Эти операции направлены на улучшение обслуживания клиентуры, ее расширение, повышение прибыльности и ликвидности банка. Их развитие характерно обычно для универсальных банков. При этом существует тесная связь этих операций банка с основными: кредитно-расчетными, депозитными, инвестиционными. Комплекс дополнительных, финансовых, информационных и посреднических услуг, оказываемых банком, расширяет круг клиентуры и делает более привлекательными условия кредитно-расчетного их обслуживания. К другим операциям, оказываемым банками, можно отнести: хранение ценностей; осуществление научно-технических разработок; консультационно-правовые, информационно-аналитические и справочные услуги; сервисные услуги; нумизматические операции; благотворительную деятельность и др.[13,с.344]
Информация о работе Совершенствования банковской системы Республики Беларусь